С некоторого момента (по моим личным наблюдениям и твёрдому убеждению — примерно с конца лета 2011-го) индустрия производства стерео 3D-техники прошла своеобразную "точку возврата". По крайней мере в дни выставки CES-2012 вопрос о том, есть ли у стереоскопической техники будущее, прозвучал бы как минимум неуместно.
Без всяких оговорок индустрия производства и потребления стерео 3D представляет сегодня состоявшееся явление, разве что первичная фаза неравномерного развития разных направлений, типичная, впрочем, для любой индустрии на старте, плавно перетекла в следующую фазу. Теперь, когда рынок сформировался и показывает уверенный рост, а число предложений этот спрос явно превышает, логично активизировался процесс конкурентной борьбы за покупателей.
Иными словами, риск вложиться в рынок без будущего уже миновал и производители спокойно инвестируют приличные деньги в дальнейшее развитие перспективных направлений. В то же время происходит постоянное снижение цен – по крайней мере, хотя бы на продукцию предыдущих поколений (а их уже как минимум два!), так что позитив есть и для потребителей.
Что касается застарелой темы дискуссии о том, что стерео 3D интересно сегодня не всем – по крайней мере на нынешней стадии реализации технологий и контента... Знаете, уже после выставки, в самолёте, направлявшемся в Москву, мне в голову пришла интересная аналогия с двухколёсным транспортом. Велосипеды, скутеры, мотоциклы есть далеко не у всех, не все умеют и, главное, любят и желают на них ездить. Одному достаточно обычного городского велика с корзинкой у руля и звоночком, другому подавай заказные шимановские рамы и специальную обвязку, третий интересуется только гоночными "ямахами" с движками на 15 тысяч оборотов, для четвёртого чоппер – непременный атрибут жизни и так далее. А есть ещё пятый, шестой и седьмой, которые совершенно равнодушны к этому виду транспорта, и никакая сила не заставит их оседлать два колеса.
Так и с 3D: не надо ожидать абсолютного 100-процентного охвата стереоскопическими технологиями пользователей планшетов и смартфонов, телезрителей, любителей игрушек и так далее. У каждого свои педали в голове, и никакая высшая сила не запретит одному наслаждаться объёмной картинкой, а другому писать в комментариях: "3D отстой!" И это так замечательно, что все мы такие разные, иначе на белом свете было бы очень скучно.
Обзор стендов и тенденций выставки CES-2012, связанных в той или иной степени со стереоскопическими 3D-технологиями, начнём, пожалуй, со злободневной темы развития устройств и систем просмотра объёмной картинки без очков. Добра этого, разумеется, на выставке было показано немало, но одно дело — читать в новостях, какие замечательные автостереоскопические телевизоры с диагоналями более 40 дюймов представил тот или иной производитель, и совсем другое дело — увидеть всё это своими глазами. Докладываю: есть новости плохие, но есть и хорошие. Справедливости ради сразу скажу, что не очень верю в появление массовых доступных автостереоскопических панелей с большой диагональю и приличным стереоэффектом в обозримые пять-семь лет. Личные впечатления после просмотра образцов 3D-дисплеев и телевизоров на выставочных стендах CES-2012 хоть и пошатнули мой скептицизм, но, увы, не избавили от него.
Проведя достаточно много времени перед образцами 46-дюймовых автостереоскопических 3D-телевизоров на стендах Toshiba и Sony, скажу честно: стереокартинка, как это ни удивительно, есть, и без всяких очков. Но… всё же это не совсем тот стереоэффект, который хотелось бы видеть на столь крупной диагонали, и уж точно ни в какое сравнение не идет с тем объёмом, что мы видим с помощью 3D-дисплеев на базе технологии с активными или пассивными очками.
При этом объём, достигаемый на таких экранах, действительно выглядит весьма специфически, даром что для демонстрации подбираются наиболее эффектные ролики. Сравнить, к сожалению, не с чем. Порой, например, при просмотре 3D-фото, особенно групповых, сделанных со вспышкой, говорят о "картонном эффекте", то есть объём такой, как если бы вырезали фотографии людей, наклеили их на картонные силуэты и потом расставили эти картонки на разном расстоянии... Так вот, в случае с большими автостереоскопическими дисплеями речь совсем не об этом. Объём вроде бы есть, он вполне видим, и в то же время объём этот какой-то неглубокий, что ли. Иными словами, картинка уже не плоская, но не ждите, что как в кинотеатре вам на нос будут садиться снежинки, хлестать по лицу ветки или акула будет щёлкать зубами в миллиметре от щеки. Полагаю, именно при просмотре фильмов на таком телевизоре и прозвучало бы знаменитое "Не верю!".
Хорошие новости в том, что очень и очень правдоподобного объёмного эффекта добиться всё же удалось, но на меньшей, 24-дюймовой диагонали. Речь о концепте настольной интегрированной системы VAIO на стенде компании Sony. Это именно тот случай, когда не веришь глазам своим: превосходная, резкая, яркая картинка, с действительно отчётливо выраженным объёмом, для демонстрации которого совсем не нужно подбирать какие-либо специфические условия или специальный демонстрационный контент. Могу точно сказать, что объёмность картинки на экране этого концепта ничем не хуже, а может, и лучше того, что мне приходится видеть на экране домашнего 24-дюймового 3D-монитора с активно-затворными очками.
И это, друзья, действительно самый настоящий технологический прорыв. К сожалению, даже если этот концепт появится в продаже через полгода, вряд ли по доступности он будет сравним с нынешними моделями с очками. Полагаю, пройдёт ещё несколько лет, прежде чем мы сможем купить что-то подобное по типичной для современных 24-дюймовых 3D-мониторов цене. Зато теперь можно точно сказать, что будущее у автостереоскопии с большими диагоналями действительно есть, и не такое уж оно и отдалённое.
Несколько слов о том, как это делается. Разумеется, на данном этапе Америку в автостереоскопии никто не открывал. По-прежнему все подобные разработки базируются или на лентикулярной технологии, или на барьерном параллаксе, или на сочетании этих технологий вкупе с различного рода усовершенствованиями. И лучшей идеей из всего придуманного на сегодняшний день можно назвать встроенную в дисплей камеру, которая следит за глазами пользователя, автоматически подстраивая картинку для каждого глаза в соответствии с поворотом головы. Именно такая камера установлена в прототипе Sony VAIO.
Второй действенный метод повышения реалистичности объёма заключается в использовании дисплейных матриц с большим разрешением, благодаря чему картинка получается "слитной" и нет никаких намёков на ее фантомные двоения. На выставке CES-2012 многие компании демонстрировали дисплеи с разрешением 4K, то есть Quad Full High Definition (QFHD), 3840x2160 пикселей, что на практике представляет собой удвоенное по вертикали и горизонтали разрешение Full HD (1920x1080).
Забавно отметить, что не все компании могли внятно объяснить смысл производства таких панелей. Кое-где даже демонстрировались видеоролики, снятые в формате 4К, но всерьёз говорить о наступлении "Эры 4К" сегодня просто смешно, ибо к этому не готовы ни каналы связи, ни стандарты телевещания, ни телестудии, ни, наконец, потребители, которых будет очень сложно уговорить потратить значительные суммы невесть на что.
Зато для создания качественной картинки 4K-панели подходят просто превосходно, поскольку имеется возможность использовать больше пикселей матрицы для формирования каждого видимого пикселя для каждого глаза или, по крайней мере, разрешение картинки, видимой каждым глазом, сравнимо с разрешением Full HD. Именно такие панели использованы в вышеупомянутых 46-дюймовых автостереоскопических телевизорах компаний Toshiba и Sony.
На стенде LG также демонстрировался ряд 4К-панелей, в том числе 84-дюймовые 3D-телевизоры с разрешением 4К. В этом случае компания LG наконец-то получает возможность утихомирить последних критиков так любимой ею пассивной поляризационной технологии, ибо разрешение Full HD при работе с такой панелью приходится на каждый глаз, а не суммарно, как сейчас.
Если уж мы заговорили о пассивно-поляризационной 3D-технологии, нельзя не упомянуть о своеобразной сенсации выставки CES-2012. Компания Panasonic доселе являлась последовательным сторонником активно-затворной технологии, которая использовалась ею для плазменных и IPS-Alpha 3D-телевизоров. Используется и сейчас, подтверждением чему ЖК- и плазменные новинки всех популярных серий с индексом 50, на замену нынешним с индексом 30.
Однако в этом году компания совершенно неожиданно для всех объявила о выпуске новой линейки ЖК-телевизоров с поддержкой пассивных 3D-очков c круговой поляризацией. В настоящее время семейство ET5 включает в себя три модели: 42-дюймовую TC-L42ET5, 47-дюймовую TC-L47ET5 и 65-дюймовую TC-L65ET5. О сроках начала продаж новинок информации пока нет, равно как и о примерных ценах, однако уже известно, что новая серия оснащена встроенным WI-FI, браузером и полноценной поддержкой облачного сервиса VIERA Connect, а в комплект поставки будет включено 4 пары пассивных очков.
Вот такие пирожки: LG несколько лет назад вышла из списка сторонников активно-затворной технологии, поменяв её на пассивную, а теперь и у компании Panasonic наметилась похожая тенденция. Впрочем, мне бы не хотелось говорить об этом событии как о "тенденции". Скорее всего, для компании Panasonic этот ход продиктован желанием диверсифицировать производство и оставаться игроком во всех интересных ценовых диапазонах (в том факте, что рынок менее дорогих 3D-телевизоров с пассивными очками представляет собой массовый и лакомый кусочек, надеюсь, никто не сомневается).
С другой стороны, за последние два года значительным образом улучшилось качество ЖК-панелей, применяемых в 3D-телевизорах с активно-затворной технологией, а это не могло не отразиться на качестве картинки: снизилось взаимопроникновение каналов, уменьшился до минимума эффект паразитного двоения картинки и так далее. Да и цена качественных ЖК-панелей за это время значительно снизилась. Таким образом, разговоры о существенном изменении соотношения продаж телевизоров с пассивной и активной 3D-технологиями лично мне видятся преждевременными.
Тем временем значительно улучшилось качество современных плазменных панелей, новые поколения которых на выставке CES-2012 представили компании Panasonic и Samsung, и это тоже дополнительный плюсик в пользу активно-затворной технологии.
Наконец, нельзя не принимать в расчет только зарождающийся, но уже сейчас весьма многообещающий рынок панелей на основе органических светодиодов (OLED). На выставке Samsung и LG продемонстрировали замечательные образцы 46-дюймовых OLED-телевизоров, с прицелом на массовые продажи уже в этом году. Замечательное свойство OLED-панелей заключается в том, что переключение пикселей в них происходит значительно (по данным Samsung, в 1000 раз) быстрее, чем в современных ЖК-матрицах, что делает их применение для активно-затворных 3D-дисплеев столь же уместным, сколь и плазменных панелей. Про остальные характеристики – яркость, насыщенность цветов, контрастность — говорить даже не хочется, это великолепие надо просто увидеть каждому хоть разок.
Миф про большой вес, неудобства, наконец, несовместимость различных активно-затворных очков на выставке CES-2012 успешно развеивался самими производителями. Так, например, на стенде Sony демонстрировались новые 3D-очки, по внешнему виду которых очень трудно было предположить, что они активно-затворные, настолько лёгкой и простой выглядела их конструкция. Ну вылитые пассивные очки, до тех пор пока вдруг под дужкой не обнаруживается USB-разъём для зарядки.
В деле унификации активно-затворных очков значительно помогло принятие прошедшей осенью единого стандарта Full HD 3D Glasses Intiative, описывающего все способы взаимодействия очков с телевизорами, включая наиболее распространённый инфракрасный канал, любимый компанией Samsung канал Bluetooth, а также принятый на перспективу единый радиочастотный вариант.
На стенде компании Xpand 3D, ставшей одним из инициаторов и разработчиков нового стандарта, демонстрировались уже готовые образцы таких активных очков, полностью совместимых с 3D-телевизорами большинства современных производителей.
Что касается пассивных поляризационных очков, этого добра на выставке было более чем достаточно, причём самых невероятных расцветок, форм и качества.
Давайте всё же забудем на время об очках и вернёмся к благодатной теме автостереоскопических дисплеев, но на этот раз рассказ пойдёт о различных мобильных устройствах.
Стереоскопических 3D-экранов для различных гаджетов в рамках CES-2012 было показано великое множество. При этом демонстрировались как готовые конечные устройства: медиаплееры, игровые консоли, телефоны, планшеты, так и разработки высококачественных 3D-экранов в виде концептов или готовых проектов для OEM-внедрения.
Наиболее впечатляющей разработкой в этой области можно назвать образцы компании MasterImage 3D. По аналогии с представленными выше автостереоскопическими дисплеями с большими диагоналями, выполненными на матрицах с разрешением до 4К, дисплеи MasterImage 3D обладают разрешением 1080p и 720p, более чем высоким для диагоналей порядка 10 или 7 дюймов. Соответственно, картинка получается очень чёткая, без двоений.
Но основной секрет MasterImage 3D всё же заключается не в этом, а в использовании так называемой матрично-барьерной технологии. Суть её сводится к тому, что поверх основной RGB ЖК-матрицы с высоким разрешением располагается дополнительная матрица TN-типа, которая отвечает за финальное формирование картинки для каждого глаза. Создаваемая этой дополнительной TN-панелью "матрица" имеет ещё одно замечательное свойство, напрочь отсутствующее у обычных барьерных и лентикулярных дисплеев: такой 3D-дисплей можно спокойно использовать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, без потери стереоэффекта.
Среди интересных автостереоскопических новинок выставки также стоит отметить 8-дюймовые (T863) и 6-дюймовые (T63) 3D-планшеты китайской компании Gadmei под управлением Android 4.0, обладающие достаточно качественной объёмной картинкой и, среди прочего, очень доступной ценой порядка 200 долларов. Скажу честно, с удовольствием бы протестировал, а при случае и прикупил такой для себя: цена небольшая, а почва для экспериментов, несомненно, богатая.
Неплохую экспозицию автостереоскопических мультимедийных 3D-плееров выставила и компания Aigo. Качество и объём картинки заслуживает всяческих похвал, правда, о цене ничего сказать определённого пока не могу.
Различных вариантов простых лентикулярных 3D-накладок на обычные дисплеи смартфонов и планшетов было представлено на выставке огромное множество, при этом цена на фото ниже отнюдь не самая низкая для подобных решений.
В будущем году изрядная доля различных стереоскопических 3D-гаджетов будет работать на новом 5-ядерном процессоре Tegra 3.
На стенде NVIDIA, ставшей по сути родоначальником современного рынка компьютерных игровых стерео 3D-систем, помимо мобильных и настольных систем на графических чипах GeForce, также демонстрировались уникальные прототипы 3D-планшетов на чипах Tegra 3, способных не только поддерживать современные 3D-игры, но и справляться с серьёзными мощными приложениями для обработки видео. Будущее 3D несомненно принадлежит подобным универсальным 3D-машинам.
Популярная и незатихающая тема – стереоскопические 3D-шлемы и очки, в последнее время также часто называемые "персональными надеваемыми 3D-кинотеатрами", приобрела в рамках CES-2012 новое дыхание. Был здесь и персональный 3D-дисплей Sony HMZ-1, продажи которого, впрочем, даже в России начались ещё до Нового года.
Среди совершенно новых разработок стоит упомянуть представленный компанией Sensics персональный 3D-дисплей Natalia, выполненный на базе 2-ядерного чипа Texas Instruments и базовой платформы SmartGoggles, обладающий двумя OLED-сенсорами 1280х1024 (с поддержкой 720p) и работающий под управлением ОС Android 4.0.
Дисплей Natalia – это не совсем обычный стереодисплей, поскольку с его помощью можно не только просматривать стереоскопический контент, но также погружаться в виртуальную реальность с 64 ступенями обзора (при повороте головы также меняется направление взгляда!). Массовые продажи новинки запланированы на 2012 год, кроме того, концепт доступен в виде комплекта в качестве основы для OEM-разработки различных конечных решений для рынка игровых устройств, а также для решений дополненной реальности.
Наконец, продемонстрированный на выставке 3D-дисплей ST1080 HD 3D от SiliconMicroDisplay уникален тем, что выполнен на LCoS-панелях собственной разработки и производства компании с разрешением 1080p каждая, что впечатляет даже больше чем Sony HMZ-T1, где используются OLED-матрицы с разрешением 720p. Как удивительно это ни прозвучит, но 3D-дисплей ST1080 доступен уже сейчас по предзаказу на сайте производителя, при этом заявленная цена составляет… всего $799. Чудеса.
Совсем забыл упомянуть об одной интересной особенности выставки CES образца 2012 года. Если раньше большинство стерео 3D-устройств на выставочных стендах непременно сопровождалось огромными надписями, что, мол, эта штука поддерживает стерео 3D (!!!), то сейчас это стало настолько обычным явлением, что далеко не все производители затрудняют себя такими подписями. Подходишь, спрашиваешь "Какая именно из ваших новинок поддерживает 3D?", на что получаешь практически гарантированный ответ: "Да почти все!".
Именно так обстоят дела у производителей телевизоров, именно такая картина наблюдается на стендах производителей проекторов. И если для компаний, производящих мощные проекторы для кинотеатров или крупных демонстрационных залов такая практика уже давно в порядке вещей, для производителей компактных моделей для домашнего пользования, вроде BenQ, Optoma, Vivitek, такая тенденция внове и не может не радовать.
У представителей компании Optoma удалось взять коротенькое интервью, где были представлены две наиболее интересные модели сезона.
Компания Vivitek поразила компактностью своих новых моделей из числа 3D Ready.
Об остальных тенденциях рынка проекторов мы поговорим позже, в специальной тематической статье.
К сожалению, выставка CES-2012 не смогла похвастать большим объёмом анонсов о новых устройствах для съёмки стереоскопического 3D-контента. Впрочем, на стендах многих компаний красовались новинки, представленные за несколько месяцев или даже недель до выставки и весьма актуальные и сейчас. Так, на стенде Panasonic можно было не только взглянуть на новый цифровой 3D-фотоаппарат LUMIX 3D1, но и даже увидеть его конструкцию "в разрезе".
Также на стенде компании демонстрировался новый 3D-конвертер VW-CLT2, позволяющий новым видеокамерам Panasonic снимать 3D-видео в разрешении Full HD и формате AVCHD 3D (MVC). Новая версия 3D-конвертера отличается от предшественника меньшими размерами, большей светосилой (F2,0 против F3,2), и наличием 1,5-кратного зума.
Особое место экспозиции компании – "съёмочная студия", где среди прочих видеокамер во всей красе была представлена интересная модель полупрофессионального класса Z10000. Продажи этой камеры уже начались, и мы не теряем надежды со временем ознакомиться с новинкой в нашей тестовой лаборатории.
Стенд компании DXG украшала новая 3D-видеокамера DXG-5F9, уже успевшая отхватить диплом выставки за инновации. К сожалению, в России эта компания активна не так, как следовало бы, поскольку такой интересный Full HD-аппарат, да ещё по цене порядка $300, был бы интересен многим начинающим стереолюбителям, даже несмотря на фиксированный фокус.
Пресловутый фиксированный фокус совсем не мешает росту популярности защищённой стерео 3D-камеры GoPro 3D System, предназначенной для съёмки в экстремальных условиях. На стенде компании GoPro, кстати, постоянно негде яблоку упасть – вот что значит удачный маркетинг достаточно простого, надо сказать, продукта.
Единственная новинка для съёмки стерео 3D-видео, анонсированная в дни CES-2012 и заслуживающая в перспективе отдельной статьи с подробным тестированием, – это видеокамера Sony HDR-TD20V. Если сравнивать с первой в серии камерой, TD10E, анонсированной почти год назад, то новинка значительно легче, позволяет производить стереосъёмку с расстояния всего 30 см (у предыдущей камеры минимум 80 см) и, что удивительно, снимает фото с разрешением до 20 Мп. Появление новинки даже в североамериканской рознице запланировано на март, по России данных ещё вовсе нет.
Закончить наш сегодняшний обзор выставочных стендов хотелось бы кратким упоминанием того факта, что всевозможных сервисов и приложений для 3D было представлено просто невероятное количество. Игры, автоконвертеры 2D/3D, сервисы онлайнового вещания и многое, многое другое, о чём просто нет смысла говорить даже полслова в рамках репортажа, но что заслуживает отдельного рассказа в будущем.
И самым последним номером программы хотелось бы вставить вот такую лазерную диковинку, рисующую замысловатые фигурки прямо в воздухе. Трудно придумать для этого устройства какое-то прикладное применение, тем более в домашних условиях. Разве что для наружной рекламы. Но выглядит эффектно.
Надеюсь, наши читатели понимают, что в выставочный репортаж просто физически невозможно уместить все подробности и уж тем более технические спецификации представленных новинок. Скажу по секрету: в этой статье фигурирует в лучшем случае десятая часть 3D-новинок, увиденных мною на стендах CES-2012. Вот почему с самого начала акцент в моём рассказе ставился не на занудное перечисление через запятую разных разностей, но на попытку хоть как-то обобщить всё увиденное и хотя бы схематично обозначить основные тенденции восходящего рынка стерео 3D.
Что касается подробностей о конкретных образцах новинок этого года, предлагаю отмечаться с пожеланиями в комментариях к этой статье: по мере возможности мы попытаемся раздобыть самое интересное и протестировать в нашей лаборатории.
Владимир Бахур