По итогам 2010 года продажи ПК в ритейлерских сетях и у вендоров значительно опередили показатели в среднем по рынку. Увеличилось число проданных ноутбуков и, конечно же, планшетов. Уже в этом году ожидается увеличение объёма проданных ПК до докризисного уровня. Кроме того, аналитики прогнозируют, что некогда столь популярные нетбуки будут вытеснены с рынка.
Крупные ритейлерские сети, подводя итоги прошло года, отмечают увеличение продаж ПК практически всех типов. Сложившаяся ситуация вызвана отложенным спросом на данный товар. К примеру, в сети магазинов «М.Видео» в течение 2010 года было реализовано более 700 тыс. компьютеров, а к 2012 году компании планирует продавать не менее 1 млн ПК в год. Вендоры также отмечают, что рост продаж ПК опережает рыночные тенденции. Так, поставки компьютеров HP по итогам прошлого года выросли в два раза. Предположительно алогичная ситуация сложилась и у других вендров.
В целом, тенденцией 2010 года можно назвать повышенный спрос на ноутбуки и планшетные ПК. К примеру, уникальные эксклюзивные модели и сбалансированные конфигурации позволили увеличить продажи ноутбуков в «М.Видео» более чем на 80% по сравнению с 2009 годом.
Кроме того, в прошлом году началось зарождение российского рынка планшетных компьютеров, и по итогу года наиболее востребованным, как и предполагалось, были модели американской Apple - iPad. В «М.Видео» отмечают, что 2011 год, скорее всего, не принесёт существенных корректировок в расстановке сил в сегменте планшетных ПК. «На российском рынке «планшетников» до 2012 года однозначным лидером останется компания Apple», - высказывают свое мнение аналитики «М.Видео».
Однако, коммерческий директор компании «ВидеоПорт» Михаил Готальский предполагает, что в сегменте планшетных ПК в течение 2011 года произойдет смена лидера. «По количеству и объёмам продаж у Apple нет возможностей тягаться с производителями более дешевых планшетов», - рассказывает г-н Готальсикй. Кроме того, сегодня все большую популярность набирают «таблетки» под управлением мобильных операционных систем Windows и Android. «Эти планшетники являются основными конкурентами не только по цене, но и, в скором времени, не будут уступать по техническим характеристикам устройствам на платформе iOS, - рассказывает аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Земцова. - Однако конкуренция в данном сегменте динамично растет - неспроста Apple торопится с выпуском второго поколения IPad».
Михаил Готальский также добавляет, что продукция Apple в России по-прежнему остается в премиум сегменте и на объёмы продаж влияет не сильно, но, тем не менее, она определяет тренды и задает вектор развития для всей отрасли. Что касается российских разработок, то, по его мнению, скорее всего это снова будет лицензированное производство OEM устройств на заводах в Китае. «Рынок такие решения "не взорвут", так как у российских покупателей уже сформировалось предвзятое отношение к отечественным "железным" продуктам, и пройдет не один год, прежде чем это мнение изменится», - считает он.
Относительно трендов развития рынка ПК можно сказать, что в 2011 году сохранятся большие объемы продаж мобильных ПК, в том числе планшетных компьютеров в целом. «Сейчас интерес к ним велик и потребители готовы покупать их даже по завышенным ценам, - рассказывает Татьяна Земцова. - Прогнозируемый рост продаж планшетов к 2015 году может превысить текущие уровни в 10-12 раз. Основная конкуренция будет сосредоточена именно в этом сегменте, в том числе и в России». Кроме того, по словам г-на Готальского, к концу года с рынка исчезнут нетбуки, они будут полностью вытеснены популярными планшетными ПК. «Также, очевидно, что доля "десктопных" систем продолжит сокращаться, они будут вытесняться в сугубо профессиональные ниши», - добавил он.
Румянцева Юлия