События 2011 года в IT: наступление планшетов и сдача позиций Nokia
1. Планшеты вытесняют конкурентов
2010-й стал годом открытия нового рынка - рынка планшетных компьютеров. Эти устройства, как выяснилось, подходят для потребления находящейся в Сети информации гораздо лучше, чем смартфоны и компьютеры.
Планшеты конкурируют не только между собой (а внутривидовая борьба за существование между ними в 2011 году обещает быть жестокой, ведь свои устройства в этом классе вслед за Apple уже представили Samsung, HP, Dell, RIM, Toshiba и ViewSonic), но и с нетбуками. C точки зрения потребителя эта тенденция понятна: носить с собой следует либо планшет, либо нетбук, но не то и другое вместе. При покупке устройства обычно делается взаимоисключающий выбор, и миниатюрный ноутбук с небольшим экраном и не самой удобной клавиатурой часто проигрывает в глазах покупателя по сравнению с более эргономичным и, главное, модным планшетом.
Если Apple не изменит привычке раз в год-полтора обновлять модели своих ударных продуктов (к числу таковых, несомненно, относится и планшет iPad), то в 2011 году мы увидим на рынке устройство с условным названием "iPad 2", в котором будут устранены основные недостатки прежней модели. И, рискнем предположить, ни один новый нетбук в 2011 году не произведет на потребителя большее впечатление, чем ожидаемый "iPad 2".
2. Nokia сдает позиции
Финская компания, которая на заре эры мобильной связи доминировала на мировом рынке телефонов, постепенно теряет пальму первенства.
Nokia пока удерживатся в группе лидеров, но тенденция к распространению Android-смартфонов, а также успех коммуникаторов Apple iPhone в наступающем году оставляют финнам мало шансов сохранить позиции 2010 года. Неудачный выход на рынок коммуникатора N8 - флагманского продукта, на который Nokia рассчитывала как на оружие для продолжения конкурентной борьбы в высшей лиге производителей, лучше всего иллюстрируют сказанное: продажи, упущенные перед Рождеством-2010, невозможно будет компенсировать в январе 2011-го.
Дело не только в N8, глубинные причины происходящего лежат вне отдельного проекта и носят системный характер. Nokia слишком долго пренебрегала желаниями пользователей и интересами разработчиков программного обеспечения. Программирование в среде операционной системы Symbian, используемой в устройствах Nokia, существенно более трудоемко по сравнению с программированием для Android, Blackberry OS, iOS и Windows Phone 7. Последние тенденции свидетельствуют о том, что успех смартфона зависит не только от достоинств самого аппарата, но и от количества и качества программных приложений для него, и этот факт критично сказался на бизнесе Nokia.
3. Тяжелое время для рынка SEO
Поисковая оптимизация, она же SEO (Search Engine Optimization) - это продвижение сайтов, т.е. "вытаскивание" их на передовые позиции в списке ссылок, выдаваемых поисковиками. Это занятие, весьма прибыльное прежде, в Рунете перестало быть выгодным. Разорение мелких компаний, подряжавшихся "за две недели вывести сайт компании-заказчика в Топ-5 по запросу "пластиковые окна", началось в 2010 году, а в 2011-м продолжится нарастающими темпами.
Главная причина тому - технология "Матрикснет", внедренная "Яндексом". Из-за нее стандартные приемы, ранее успешно применявшиеся поисковыми оптимизаторами, перестали работать. Алгоритм поиска "Яндекса" стал изменчив, как вирус гриппа, и у оптимизаторов тут же обнаружилась нехватка ресурсов для сопровождения тысяч заказчиков. Поведение Google, второй по популярности поисковой машины в России, с точки зрения оптимизаторов, не лучше.
Рынок SEO в России высококонкурентен, но это делу не помогло. Количество игроков не переросло в качество - ни аналитических отделов, ни достаточных объемов оборотных средств у большинства SEO-компаний не нашлось.
Кроме того, на этом рынке к концу 2010 года значительно поумнел заказчик. Теперь он заключает договор с условием оплаты за фактический результат, а его теперь невозможно гарантировать.
В наступающем году SEO-компании продолжат разоряться. Часть из них диверсифицирует бизнес, найдя, например, свою нишу в качестве аутсорсера при рекламных и маркетинговых агентствах. Другая часть может прибегнуть к строительству пирамиды, набирая заказчиков и продвигая их не путем обмана поисковых машин, а с помощью обычной контекстной рекламы.
Крупные компании могут переориентироваться на продвижение непосредственно товаров, а не сайтов, и не только в поисковиках, а в Рунете вообще. Постепенно SEO-бизнес станет бизнесом рекламным и маркетинговым, с акцентом на работу в Сети.
4. Платформа MeeGo может удивить
Операционная система MeeGo базируется на Linux и оптимизирована для работы с нетбуками (на этом рынке ей предстоит конкурировать прежде всего с ОС Microsoft Windows). Nokia не отказывается от планов приспособить MeeGo и для смартфонов, однако это пока лишь планы. А вот MeeGo-нетбуки уже в продаже.
В числе преимуществ MeeGo разработчики называют открытый код и бесплатность системы, продуманный интерфейс, ориентацию на онлайн-сервисы и социальные ресурсы, а также отсутствие паразитирующих на платформе "зловредных программ". Последнее, впрочем, - вопрос популярности новой системы.
5. Android торжествует
В отношении же другой операционной системы, разработку которой курирует Google, такой прогноз сделать можно: смартфоны на платформе Android в 2011 году будут распространяться по рынку подобно степному пожару. В этом году Android-смартфоны уже завоевали рынки США и Азии, став наиболее популярными среди потребителей. Что касается мировых продаж, Android в третьем квартале 2010 года стала второй по популярности платформой для смартфонов, обогнав Apple, и уступая - наверняка временно - Symbian. Но в 2011 году Android, с высокой вероятностью, займет первое место в общемировом зачете.
7. Распространение "Cloud Computing"
Термин "Cloud Computing" в 2011 году из маркетинговой приманки превратится в обозначение совокупности реально существующих и достаточно надежных технологий, обеспечивающих компании по мере надобности IT-ресурсами из удаленных дата-центров. К началу 2010 года стараниями компании VMWare в мире количество виртуальных серверов превзошло число серверов физических. Это означает, что отныне для доступа к вычислительным мощностям выгоднее покупать не компьютеры, исполненные в металле и кремнии, а их эфемерные копии, существующие лишь в виде компьютерных моделей. Таково естественное следствие чрезмерной мощности современных серверов - они никогда не бывают полностью загружены, если не используются сообща. Коллективизация мирового компьютерного хозяйства в наступающем году продолжится - сервисы, предоставляемые из условного "облака" сосредоточенных в дата-центрах машин, станут если не обыденным, то, во всяком случае, обычным товаром.
Частным следствием этого станет возможность доступа к "тяжелым" приложениям (например, софту для бизнес-анализа) с разнообразных, в том числе, мобильных устройств. На такую роль прекрасно подойдут упомянутые уже планшеты - если обработка данных идет где-то в облаке серверов, от клиентского устройства не требуется ничего, кроме умения отображать результаты этой обработки.
8. Выход Chrome OS
В 2011 году из лабораторий Google на рынок выйдет еще одна операционная система - Chrome OS. Это, строго говоря, даже не операционная система в традиционном понимании. Chrome OS построена вокруг одноименного браузера и предназначена лишь для того, чтобы обеспечить пользователю компьютера быстрый и надежный доступ к онлайн-сервисам. Работа в ней требует лишь навыков веб-серфинга. В сочетании с быстрой загрузкой и мгновенным восстановлением из режима ожидания Chrome OS обеспечит себе определенное количество поклонников - например, среди тех, кто предпочитает сервис Google Docs пакету офисных приложений от Microsoft (или свободно распространяемому OpenOffice).
9. "Расчистка" диапазонов LTE
В России начнется "расчистка" частотных диапазонов для строительства сетей мобильной связи стандарта LTE. Решение правительства отдать радиочастоты под высокоскоростные сети сотовой связи 4G в диапазоне 2,3-2,4 ГГц министерству обороны означает, по мнению экспертов, выход на рынок новой компании "Основа Телеком". Ее деятельность, а также борьба членов "большой тройки" за частоты в диапазонах 790-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц и "расчистка" (читай: дорогостоящая конверсия) этих диапазонов станут главным трендом на рынке мобильной связи.
10. Распространение NFC
Еще одно технологическое новшество, которое будет активно внедряться в будущем году, - NFC (Near Field Communication). Эта технология в 2011 году обеспечит начавшуюся интеграцию банковских, и, возможно, иных платежных систем с системами мобильной связи. Идентификация клиента платежной системы и расчетные операции с его счетом с помощью NFC осуществляются бесконтактно (мобильный телефон становится при этом функциональным аналогом смарт-карты, а устройство считывания - платежным терминалом).
Сегодня наибольшее распространение технология NFC получила в Японии, где ее внедрение при поддержке местного сотового оператора NTT DoCoMo началось еще в 2004 году. Российские операторы "большой тройки" уже внедряют сервисы на базе NFC - например, для оплаты проезда в московском метро.
Источник: РИА Новости
blog comments powered by Disqus