Офисный планктон
Корпорация Microsoft сообщила о запуске интернет-версии своего офисного пакета, получившей название Office Web Apps и работающей совместно с файловым хостингом SkyDrive. Сервис доступен жителям США, Великобритании, Канады и Ирландии (хотя им могут воспользоваться и обитатели других стран); чтобы им воспользоваться, необходимо иметь аккаунт в службе Windows Live. Он дает возможность загружать, редактировать и создавать документы Word, электронные таблицы Excel, презентации PowerPoint и заметки OneNote, хотя предоставляемые возможности работы с документами сильно урезаны по сравнению с «коробочной» версией офисного пакета. Вдобавок пока что корректная работа с языками, отличными от английского, не гарантируется. Зато работать с документами можно непосредственно в браузере (утверждается, что, помимо Internet Explorer, сервис корректно работает и в «некоторых других» из них), а также просматривать документы через браузер же на современных смартфонах. Ну и – куда ж без этого – предлагаются возможности совместной удаленной работы над документами, и все это – под модным нынче соусом «облачной» платформы.
У этой истории просматривается сразу несколько пластов. Первый, лежащий на поверхности, – это давнее соперничество редмондской компании с Google, запустившей сходный по функциональности сервис еще несколько лет назад. Необходимо отметить, что продукт Google довольно далек от совершенства: при импорте документов периодически «едет» разметка, оглавление нередко приходится руками делать заново; вдобавок не всех устраивает существующий лимит на размер документа. Есть ощущение, что Google в отсутствии конкуренции на этом поле слегка расслабился и пустил дело на самотек. Весьма вероятно, продукт от Microsoft окажется более продуманным и удобным: в пользу этого говорят и время, которое было у корпорации для работы над чужими ошибками, и заведомая совместимость с настольным пакетом, а главное – звериная серьезность, с которой MS борется за первенство на не особо денежных, но престижных фронтах вроде рынка бесплатных веб-браузеров. Наверное, у майкрософтовских маркетологов есть свои выверенные объяснения, почему Редмонду так уж необходимо тратить огромные средства на разработку бесплатных продуктов и сервисов, приносящих мало что, кроме престижа, – нам достаточно знать, что эти средства всегда изыскиваются.
Второй любопытный пласт этой истории – непростая судьба самого офисного пакета. Долгое время «коробочный» MS-Office являлся одной из двух священных коров корпорации, принося ей баснословные деньги. По мере того, как рынок насыщался очередной версией, корпорация выпускала на рынок все новые и новые (очередная – Office 2010 – должна появиться через пару недель). Эти новые версии обладали все новыми и новыми возможностями, занимали все больше и больше места на диске и в оперативной памяти, требовали все более производительного «железа». Однако весь инструментарий, необходимый абсолютному большинству пользователей, был воплощен еще задолго до конца прошлого тысячелетия: электронные таблицы считали, презентации показывались, тексты редактировались. Чтобы принудить пользователей покупать все новые и новые версии, Microsoft улучшал интерфейс, что не всегда встречали с радостью из-за необходимости переучиваться, добавлял фичи, о большинстве которых рядовые юзеры и понятия не имели, а заодно прекращал поддержку более старых версий и периодически химичил с форматом файлов. Тем не менее, во множестве офисов до сих пор внутренним стандартом является Office-97 (для чтения файлов в .docx используются внешние конверторы), и менять его на более свежие версии никто не собирается. Желающие сэкономить освоили бесплатный офисный пакет OpenOffice, давно избавившийся от детской глючности первых версий. Хуже того – Microsoft оказался вынужденным конкурировать сам с собой: из-за того, что текстовый формат .doc стал стандартом де-факто, корпорация оказалась вынужденной снабжать свои операционные системы примитивным, но достаточно функциональным для решения рядовых задач бесплатным текстовым редактором WordPad. Не стоит также забывать и о пиратстве, потери из-за которого, конечно же, не столь велики, как привыкли заявлять в Редмонде, но, несомненно, также присутствуют.
В общем, под таким натиском со всех сторон будущие продажи очередных версий «Офиса» вызывают все больше и больше опасений. Да и сегодня львиная доля легально продаваемых копий распространяется не в коробках, а предустанавливается на компьютеры по OEM-лицензии, предлагается на льготных условиях учебным заведениям, продается в рамках разнообразных маркетинговых программ, – то есть приносит корпорации намного меньше денег, чем написано на официальном ценнике. И если ничего с этим не делать, то по прошествии времени денежный ручеек может иссякнуть.
В качестве возможного спасения многие называют концепцию SaaS (Software as a Service), при которой программный продукт не продается единожды в качестве товара, а пользование им предоставляется как услуга. Наиболее яркие примеры использования SaaS-модели можно встретить на рынке антивирусного программного обеспечения, где пользователю приходится периодически платить, иначе он лишится обновления вирусных баз. В случае удачной реализации SaaS-модель может оказаться и более выгодной по сравнению с традиционным способом распространения ПО: ведь продать «коробочный» софт удастся только один раз, а за пользование сервисом можно брать деньги ежемесячно, не особо при этом заботясь о выпуске новых версий.
Возможно, деньги будут зарабатываться на демонстрации рекламы. А может, куцая базовая функциональность будет предоставляться бесплатно, а вот за доступ к продвинутым возможностям придется платить. Возможен также вариант, при котором офисный пакет, интегрированный с другими сервисами корпорации, будет служить для них «заманухой», привлекая пользователей. И не исключено даже, в Редмонде еще и сами не знают, на каком варианте в конце концов остановятся. Но, похоже, тот Microsoft, к которому мы успели привыкнуть за долгие годы, потихоньку заканчивается: корпорация, первой начавшая торговать софтом как пирожками, потихоньку отходит от этой бизнес-модели.
Источник: Slon.ru
blog comments powered by Disqus