Пока Apple работает над созданием своего интернет-планшета, о котором ходит много неподтверждённых слухов, ему нашли подходящую альтернативу. Разработчик и идейный вдохновитель проекта по созданию «медиатаблетки» CrunchPad — известный техножурналист Майкл Аррингтон. Правда, у него есть все шансы не получить от своей идеи ни гроша. Да и само устройство будет называться JooJoo.
Эта удивительная история началась с того, что в середине 2008 года известный журналист Майкл Аррингтон, основатель популярного техноблога TechCrunch, начал работу над созданием устройства, о котором мечтает сам.
Название родилось тут же — CrunchPad. Аррингтон представил интернет-планшет с ёмкостным сенсорным экраном (предполагаемая диагональ — 7—10 дюймов), минималистичным дизайном и малым весом. Устройство должно было уметь работать несколько дней от одного заряда батареи и иметь модули для беспроводной связи с интернетом.
Аррингтону такая «таблетка» нужна была для удобного чтения новостей и статей в Сети во время поездок, в залах ожидания или на скучных конференциях. Правда, по замыслу разработчика она также должна быть вполне способна проигрывать аудио и видео и выполнять функции портативного органайзера. Одним словом, CrunchPad должен был стать чем-то промежуточным между ноутбуком и смартфоном.
А ещё Аррингтон, убеждённый приверженец принципов свободного распространения информации, пообещал, что его ChrunchPad будет работать под управлением свободного программного обеспечения. Главной программой должен был стать, конечно же, веб-браузер. Устройство по замыслу Аррингтона должно было стоить не больше 400 долларов. Аналог от Apple, по слухам, будет стоить значительно дороже — около 1000 долларов.
Концепция недорогого интернет-планшета пришлась по вкусу, судя по всему, не только Майклу Аррингтону и читателям его сайта: ожидание появления нового класса таких устройств стало просто массовым. Если они не появятся в 2010 году, IT-индустрия сильно разочарует потребителей.
Осенью 2009 года стало ясно, что слова известного журналиста были не просто словами: в Сети появились официальные изображения устройства, а TechChrunch радостно рапортовал, что устройство полностью готово, протестировано, стабильно работает и готово к продажам. 20 ноября 2009 года должна была официально состояться его презентация. В производство CrunchPad планировали отправить в начале 2010 года. Однако этому уже не суждено сбыться.
Азиатский партнёр TechCrunch компания Fusion Garage начала говорить об отстранении Аррингтона от участия в проекте. Видимо, предприимчивые азиаты оценили всю перспективность устройства и решили, что роли просто сборщика им мало.
По мнению ребят из Сингапура, CrunchPad — результат прежде всего их инженерных усилий, а известный западный партнёр помогал лишь советами, а потому коммерческих прав на устройство иметь не должен. Чуть позже основатель TechChrunch заявил, что произошедшее — следствие недалёкости, жадности, зависти и наглости сингапурцев.
Мало того что Аррингтон на протяжении всех полутора лет с начала работ над проектом был его автором и активно принимал участие в разработке, так он ещё и нанял команду специалистов из Кремниевой долины, которая была в регулярных командировках в Сингапуре и на Тайване.
Это, впрочем, не помешало ему получить письмо от главного исполнительного директора Fusion Garage Чандры Ратхакришнана, в котором тот сообщил, что акционерам не нравится участие в проекте представителей TechCrunch.
Значение скандала трудно переоценить. Как заметил Майкл Аррингтон, произошедшее — это всё равно как если бы Foxconn, доселе собирающая iPhone по заказу для Apple, отстранила от проекта Стива Джобса. Где стопроцентная уверенность в том, что ничего подобного не сотворят остальные азиатские сборщики?
Поначалу все полагали, что от этой наглости Fusion Garage большого толку не будет: права на саму торговую марку CrunchPad принадлежат-то американцам. Азиаты, однако, поступили просто: они поменяли название на собственное — JooJoo.
Сейчас TechCrunch намерена долго и плотно судиться с бывшими партнёрами. Ведь проект был очень перспективен для неё: в США ему прочили огромный успех. Даже Intel участвовала в разработке, выделив для создания специальных чипов, на базе которых будет работать устройство, специальную группу экспертов. Поддерживает Аррингтона и сообщество разработчиков Linux — платформы Ubuntu, на которой должен был работать CrunchPad.
Что интересно, руководство Fusion Garage до недавних пор постоянно отказывалось от общения с прессой, однако недавно провело «объясняющую всё» пресс-конференцию… У Чандры Ратхакришнана, естественно, своя версия конфликта. Он заявил, что идея проекта принадлежит лично ему.
Якобы он просто обратился к Аррингтону с вопросом, будет ли ему это интересно, а тот «слегка заинтересовался». По версии Ратхакришнана, Аррингтон согласился помогать, однако обеспечил лишь информационную поддержку проекту, не сделав ничего для разработки. Кроме того, он якобы ещё в самом начале сотрудничества пообещал найти инвесторов и выкупить FG, однако ничего подобного не произошло. Выразил азиатский партнёр и желание судиться с TechCrunch.
Рассказав всё это, владелец Fusion Garage перешёл к презентации устройства. Цена JooJoo составит 499 долларов. Устройство получило 12-дюймовый сенсорный дисплей с разрешением 1366х768 точек, технологию «мультитач» и даже возможность распознавать жесты. Подобно iPhone, на передней панели JooJoo только одна физическая клавиша — включения/выключения.
Из интерфейсных разъёмов есть только USB, клавиатура — виртуальная. При желании пользователь сможет подключить к нему физическую клавиатуру, что превратит девайс в нетбук. Для выхода в интернет у него есть только Wi-Fi (никакой поддержки сетей 3G не предусмотрено). Если учесть, что нет в нём и Bluetooth, то это уже серьёзный недостаток.
Как и то, что запускать он может только одну программу — браузер, а потому использование его, к примеру, в поезде, в котором нет Wi-Fi, лишено всякого смысла. Весит JooJoo 1 кг и работает от одного заряда батареи только 5 часов. Одним словом, получилось не совсем то, чего от этого устройства ожидали. Не добавляет привлекательности устройству и вспыхнувший скандал.
Кстати, поступит ли это «чудо» в продажу — большой вопрос. Аррингтон намерен добиваться правды в суде. Список доказательств уже составлен. Кто прав, а кто виноват в этой истории, решит суд США. Важно другое: она стала явной демонстрацией того, как алчность может превратить перспективный и уважаемый участниками рынка и обласканный вниманием общественности проект во что-то абсолютно нежизнеспособное и мерзкое. Вот вы купите JooJoo при условии, что он появится в российских магазинах? Я — нет.
Придётся ждать «таблетку» от Apple или Microsoft или надеяться на то, что Google решится стать вендором: такого рода устройство для его операционной системы Chrome OS было бы самым подходящим.
chaskor