Неужели мой телевизор работает на «Большого Брата»?
Европейская аудиовизуальная обсерватория опубликовала свежий юридический доклад IRIS Special, озаглавленный «Неужели мой телевизор работает на «Большого Брата»?».
Компания Samsung предупредила владельцев смарт-телевизоров, выпущенных ею, о том, что имеющаяся в них система распознавания голоса, может записывать и распространять их частные беседы. Этот «дурной слух» появился как раз тогда, когда Брюссель разрабатывает новые законодательные нормы – Общее положение о защите данных (GDPR), цель которого состоит в защите наших личных данных и данных о нашем поведении, собираемых различными смарт-устройствами, от неправомерного использования и злоупотреблений. Европейская аудиовизуальная обсерватория, являющаяся частью Совета Европы в Страсбурге, внимательно следит за развитием событий и недавно опубликовала новый специальный доклад IRIS Special – «Смарт телевизор и защита данных».
Данная публикация была подготовлена страсбургской обсерваторией при участии партнёров – таких, как Нидерландский институт информационного права (IViR в Амстердаме). Доклад стал фактором, вдохновившим в декабре группу экспертов из Страсбурга на изучение «серой зоны между вопросами медиа-регулирования и защиты данных».
Доклад начинается с весьма необходимого определения самого понятия «смарт-телевизор» и описания того, что он может делать. Ключ к пониманию разницы между «смарт-телевизором» и обычным телевизором лежит в возможности подключения смарт-телевизора к интернету с одной стороны, а с другой – в его способности собирать данные о поведении пользователя через такие функции, как система голосового и жестового управления и система распознавания лиц. Ещё некоторые данные могут собираться в случае, если пользователь заводит собственный профиль. В первом разделе также приводятся последние данные о количестве смарт-телевизоров в мире, число которых во всём мире в текущем году должно превысить 140 миллионов (для сравнения – в 2011 их было 60 миллионов).
Во втором разделе доклада рассматриваются существующие нормы медиа-законодателства, касающиеся смарт-телевизоров. Авторы доклада указывают на то, что нормы, регулирующие сектор смарт-телевизоров, на самом деле охватывают не менее пяти сфер медиа-регулирования: сферу услуг аудиовизуальных медиа, сферу электронной связи, сферу защиты данных, сферу защиты пользователя и сферу законов о правах человека. В разделе даётся тщательный анализ существующих норм законодательства в данных сферах, после чего делается вывод о том, что ожидаемые правила GDPR представляют собой дополнение к уже существующим нормам. В частности, там будут прописаны ситуации, когда производители оборудования, провайдеры платформ либо провайдеры услуг и контента находятся за пределами ЕС. Также в данных правилах предполагается обязать провайдеров услуг дать нам возможность отказаться от дачи разрешения на обработку наших персональных данных в дополнительных целях.
Далее авторы доклада переходят к третьему разделу, в котором представлены материалы различных исследований, проведённых на национальном уровне в Германии, Нидерландах и США. Пример Германии наглядно демонстрирует то, как отдельные нормы законодательства могут появиться исходя из конкретных опасений пользователей. Фактически Германия утвердила единый согласованный документ в сентябре прошлого года, и данный документ стал результатом совместной работы различных организаций, работающих в сфере защиты данных в частном и публичном секторах. Документ, в частности, предписывает необходимость обязательного информирования пользователей о сборе и использовании их личных данных; в нём предписывается уважать настройки «приватности по умолчанию», а также содержится норма, требующая, чтобы всё оборудование и предлагаемые услуги обеспечивали защиту от утечки данных и нерегламентированного доступа третьими лицами. Два примера из нидерландского законодательства наглядно иллюстрируют вопросы защиты данных и приватности на примере компании, которая предлагает услуги для владельцев смарт-телевизоров при помощи оборудования Philips, а также работы оператора кабельного телевидения, который предлагает свои подписчикам аудиовизуальные услуги.
В заключительном – четвёртом – разделе доклада его авторы обрисовывают в общих чертах (в свете законодательных вопросов, поднятых в докладе), какие гарантии ожидаемый регуляторный документ — Общее положение о защите данных – может предложить обществу. В сфере обработки данных GDPR даст твёрдую гарантию того, что обработка этих данных будет производиться лишь с чёткого согласия пользователя и лишь в том случае, если эта обработка является необходимым условием предоставления медиа-услуг. Любопытно, что в тексте впервые встречается термин «право на забвение», в рамках которого пользователь может потребовать удаления всех персональных данных, имеющих отношение к нему. Это также относится к истории просмотра. Правила GDPR будут предусматривать передачу данных из одной страны в другую, но лишь при условии, что страна назначения имеет соответствующие гарантии безопасности.
В заключительном анализе авторы доклада приходят к выводу, что утопическая идея создания законодательства, которое бы мерило всех «под одну гребёнку», никогда не сможет охватить все регуляторные вопросы, связанные со смарт-телевизорами и услугами, которые они предлагают. Вместо этого авторы доклада предлагают «представителям органов, занимающихся вопросами медиа, приватности и защиты потребителей собраться вместе для координации своих действий».
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus