4К-технология потеснит 3D
В конце 2012 года компания Futuresource Consulting провела два онлайн-семинара под общим названием «Переход на 4К: Что скрывается за рекламной шумихой». Проведением онлайн-семинаров занимались сотрудники компании Futuresource Consulting: главный аналитик рынка по вопросам широковещания Адам Кокс, глава отдела широковещания, контента и услуг Карл Гибберт и консультант-маркетолог Дэвид Уоткинс. Их целью было дать общее представление о технологии 4К, а также выявить коммерческие и технологические факторы, которые способствовали бы её эффективному внедрению.
Многие специалисты и частные предприниматели, работающие в сфере телекоммуникаций, рассматривают 4К как очередную революционную разработку в области качественного изображения. Технология 4К, также известная под названием UHDTV, предоставляет собой разрешение экрана 3840 × 2160 (что соответствует 8.3 мегапикселям) и детализацию, в четыре раза превосходящую HD-качество. Она, в свою очередь, в четыре раза уступает технологии 8К, которую компания NHK планирует запустить в период с 2016 года по 2020 год.
Прогнозы развития технологии 4K
Из-за текущей ситуации на рынке 4К-продукция находится за пределами потребительской способности. Изначально эта технология развивалась внутри сферы киноиндустрии, но за исключением ограниченного количества 4К-кинотеатров, существует очень мало мониторов, видеокамер и ТВ-панелей, поддерживающих данный формат.
В начале этого года компания JVC выпустила первую портативную 4К-видеокамеру стоимостью около 5000 долларов. Вскоре после этого представители компании Sony заявили, что в ближайшем будущем они намерены запустить в продажу две модели видеокамер, поддерживающих этот формат. Также стало известно, что в стандартный комплект поставки новых Ultra HD телевизоров Sony будет входить оригинальный Голливудский контент в формате 4К. Телевизоры Ultra HD уже пополнили линейку моделей крупнейших ТВ-производителей, таких как LG, Samsung, Panasonic, Sony, Toshiba и Hisense.
Тем не менее эксперты тотчас напомнили слушателям онлайн-семинара, что не всё так оптимистично, как кажется, ведь многие страны Восточной Европы всё еще только переходят на HD-телевидение, и что какой бы ажиотаж не создавали на крупнейших телекоммуникационных выставках вокруг технологии 4К, её полноценное внедрение состоится ещё не очень скоро.
Эксперты также провели аналогию с технологией 3D, которая, хоть и не провалилась полностью, но и не оправдала возложенных на неё ожиданий в 2009 и 2010 году, когда практически каждая компания по производству бытовой техники представила на рынке свой продукт, поддерживающий 3D. На Рисунке-1 видно, что спрос на 2D-дисплеи после незначительного снижения в 2010 году в пользу 3D-дисплеев сейчас снова повышается.
Рисунок 1. Распределение доли рынка дисплеев
Говоря о том, на каком этапе сейчас находится 4К, стоит уделить особое внимание двум вещам: во-первых, откуда эта технология берёт своё начало, а во-вторых, разработке RED-видеокамер, на которые некогда возлагались большие надежды, и которые «произвели настоящую революцию в сфере киноиндустрии» в 2007 году. RED-видеокамеры уже тогда могли снимать в разрешении 4К, таким образом, на данный момент эта технология уже хорошо закрепилась в арсенале Голливуда. Но эти меры были приняты скорее из расчёта «на будущее», так как, несмотря на то, что всё большую часть фильмов сейчас снимают именно в этом формате, всего около пятидесяти из них вышли на экраны непосредственно в формате 4К.
Рисунок 2 – 4K видеокамера JVC
Известно также, что к тому времени, когда 4К-дисплеи и 4К Blu-ray плееры войдут в домашний обиход, Голливуд намеревается создать целый каталог старых фильмов, переписанных в формате 4К. Одним из таких фильмов уже стала картина «Лоуренс Аравийский», вышедшая в 1962 году. Подобная практика, ранее примененная к технологии 3D, вполне оправдала себя в финансовом плане. На вопрос о целесообразности перехода на 4К ведущие онлайн-семинара ответили, что тенденция к улучшению качества изображения является вполне естественным процессом – факт, едва соотносимый с технологией 3D. Было замечено, что во время каждой презентации 4К-продукции на всевозможных специализированных выставках презентационные стенды осаждали целые толпы людей. Всё дело в том, что для потребителей больше не существует никакого препятствия – им не нужно надевать специальные очки, чтобы получать удовольствие от контента, в отличие от 3D.
С точки зрения коммерческой перспективы эта технология представляет огромную потенциальную ценность для поставщиков и частных предпринимателей, так как спрос на неё у покупателей продолжает повышаться. 3D больше не является чем-то особенным, требующим выпуска отдельного продукта. Поскольку эта технология себя не оправдала, теперь это всего лишь встроенная по умолчанию функция, наличие которой предполагает небольшую надбавку в цене. Производителям телевизоров необходимо будет разработать более внушительные технологии для того, чтобы побудить пользователей совершать обновки. Но, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, это будет очень непросто.
На протяжении всей истории телеиндустрии в ней всегда происходили какие-нибудь революционные нововведения: будь-то цветное изображение, NICAM digital Stereo, широкоэкранный формат, HD, безленточные технологии, ЖК-телевизоры, LED, OLED или 3D. Примечателен тот факт, что на сегодняшний день активно обсуждается вопрос о том, нужно ли таким странам, как, например, Япония, просто пропустить один цикл обновления и перейти сразу же на технологию 8К (также известную как Super Hi-Vision) – цикл, очень важный для производителей телевизоров.
Трудность такого перехода может заключаться в том, что как потребители, так и вещательные компании уже начинают уставать от постоянных технологических обновлений. По наблюдениям последних, потребительская технология всё больше и больше используется для профессионального производства. Телевещатели и производители контента сейчас, прежде чем готовить продукт класса «лучшие в своем роде», сначала смотрят на цену устройств воспроизведения контента и его принятия потребителем. С момента возникновения кризиса 2008-2009 годов создаётся впечатление, что зрителей вполне устраивает контент класса «довольно хорошо».
Более того, техническая сторона нововведения также вызывает определённые беспокойства. Налицо явное отсутствие стандартных интерфейсов, способных справиться с передачей значительно большего количества данных. К тому же, всё внимание сейчас сосредоточено вокруг больших датчиков (сенсоров). Если уменьшить сенсор до размера в четверть дюйма, то к отдельным пикселям будет поступать меньше света, что создаст необходимость повышения светочувствительности. Однако при её повышении повышается и зернистость, которая, в свою очередь, затрудняет процесс кодирования.
Датчик (сенсор, от англ. sensor) — первичный преобразователь, элемент измерительного, сигнального, регулирующего или управляющего устройства системы, преобразующий контролируемую величину в удобный для использования сигнал.
4К-изображению также грозит размытость, что может потребовать удвоения кадровой частоты. Тем не менее это также в два раза уменьшит количество света, и сверх того – увеличит требования пропускной способности.
Сжатие до формата 4К будет выполняться при помощи HEVC кодека (более подробно о HEVC читайте в статье «HEVC: высокоэффективное видеокодирование», опубликованной в этом номере Mediasat на стр. 32-33), официально принятого в январе прошлого года. Этот кодек работает на 50% эффективнее, чем H.264. Напомним, на выставке IBC-2012 уже была продемонстрирована работа кодека HEVC с видео разрешением 3840×2160p при 60 кадрах в секунду и средним битрейтом около 15 Мбит/сек.
Вещательные компании и провайдеры платного телевидения уже тестируют данную технологию, так как внедрение инновации необходимо продолжать и повышать её конкурентоспособность. Ввиду грядущих Олимпийских Игр 2016 бразильская компания TV Globo очень заинтересована во введении 4К-технологии. Представители компании Futuresource Consulting назвали также ряд других компаний, проявивших подобный энтузиазм – среди них: DirecTV, Sky, Comcast, Canal +, SES и Eutelsat. По сути, некоторые из них планируют запустить 4К-каналы уже в 2014 году, а 8 января этого года Eutelsat уже осуществил запуск канала Ultra-HDTV, который работает в демо-режиме.
Предполагается также, что и Blu-ray плееры принесут значительную прибыль, несмотря на то, что потребителям придется покупать новые модели, поддерживающие уже 4К. Существует вероятность, что 4K Blu-ray диски будут продаваться с надбавкой к цене, несмотря на то, что у пользователей может возникнуть путаница между 4K и 3D. К тому же, вполне вероятно, что возникнет конкуренция со стороны интернет-телевидения, которое также может получить выгоду от соответствующих ценовых надбавок.
Рисунок 3 – Прогноз динамики продаж телевизоров,
различных разрешений
4К потенциально может стать тем, в чём нуждается 3D. На самом деле, любой из всех тех 4К-телевизоров, которые в своем небольшом количестве присутствуют сегодня на рынке, поддерживает формат 3D. Это является ключевым фактором, который позволяет предоставлять 3D-изображение без специальных очков. Но, несмотря на то, что 4К и уж тем более 8К-технология даёт гораздо более реалистичную картинку, чем 3D, магазины могут столкнуться с определёнными трудностями при продаже дисплеев с таким высоким разрешением. Специалисты из компании NHK утверждают, что 8К – это минимум, в котором нуждается 3D-формат, и что последний будет пользоваться популярностью только тогда, когда он не будет предполагать наличие очков. Новая 8К система с поддержкой 3D без очков даже позволит осматривать изображаемые предметы со всех сторон.
Эксперты компании Futuresource Consulting предполагают, что в 2020 году продажи 4К-телевизоров составят 15% от общего количества реализованных устройств. Несомненно, перед технологией 4К открывается масса новых возможностей. Специалисты из компании BSkyB подтвердили, что миллионы зрителей охотно доплачивали бы 6 долларов в месяц за то, чтобы получить доступ к HD-каналам. А как только потребители увидят возможности 4К-телевидения, особенно во время презентаций в магазинах бытовой техники, это вызовет такой ажиотаж, о котором 3DTV могло бы только мечтать!
Автор: Александр Кудрявцев
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus