Придет ли microSD на смену CD и DVD?
Японское подразделение компании Walt Disney планирует в ближайшее время начать продажи своей видеопродукции не только на DVD, но и на специальных миниатюрных картах формата microSD. Предназначаться эта продукция будет для пользователей смартфонов, коммуникаторов и других мобильных устройств, например, автомобильных GPS-навигаторов и плейеров. В компании подчеркивают, что DVD-боксы со вложенными microSD - это лишь эксперимент. Диски можно будет покупать как отдельно - за $42, так и в комплекте с миниатюрными флешками. Такой набор обойдется на $11 дороже.
Почему для эксперимента Disney выбрал именно Японию? В этой стране пользователи мобильных телефонов - наиболее активные, здесь же чаще, чем в других странах, смотрят видео на портативных девайсах. Впервые диски в новых боксах появятся в ноябре. Первыми фильмами, поставляемыми в новом формате, станут «Пираты Карибского моря» и «Сокровище нации». Если эксперимент удастся, то аналогичные проекты Disney запустит и в других странах. Производство специальных microSD-карт обеспечит Panasonic.
Эксперимент с картами памяти в качестве носителя контента для компании - вовсе не средство дополнительного заработка. Скорее, попытка найти новые пути борьбы с пиратством. Коль скоро кинокомпании обычно не создают специальных «мобильных» версий своего контента, пользователи мобильных устройств вынуждены заниматься конвертацией самостоятельно. А потом эти версии разлетаются по флешкам друзей и через файлообменные сети. Тем самым пользователи, даже не подозревая этого, становятся «пиратами». Во всяком случае, с точки зрения медиакорпораций. Вот как раз против такой практики и направлена инициатива Disney.
Сергей Савин, директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J&P Consulting, в интервью «Часному корреспонденту» отмечает: «Я думаю, что в Японии подобный дополнительный сервис может пользоваться спросом. Жители этой страны являются одними из наиболее активных потребителей всевозможных высокотехнологичных устройств. Поэтому в этой стране распространение устройств, оснащённых разъёмом под карту памяти, довольно высоко. Плюс жители Японии используют всевозможные мобильные сервисы вне дома. В качестве примера можно привести видеотелефонию и мобильное телевидение. Поэтому возможность просмотра любимого фильма с экрана портативного устройства может быть положительно воспринята многими японскими потребителями».
Понятно, однако, что Россия - вовсе не Япония ни по уровню доходов, ни по развитию технологий. Сколько должна стоить эта опция в России, чтобы она имела успех? «Так называемая «золотая» цена за лицензионный DVD-диск в России находится на уровне 300 рублей. Я затрудняюсь предположить, сколько будет готов заплатить покупатель лицензионного контента за возможность получить его на дополнительном носителе. Вряд ли в России сервис будет популярен. Думаю, что дополнительным ограничивающим фактором будет слабое распространение подходящих устройств (тех же смартфонов на руках у пользователей сотовой связи на конец 2008 года было не более 6,5 млн). Кроме того, многие пользователи, заинтересованные в возможности просмотра контента на потребительских устройствах, предпочтут конвертировать контент при помощи ПК. И ещё стоит учитывать проблему пиратства», - считает Савин.
Похожего мнения придерживается и эксперт инвестиционной компании «Финам» Татьяна Менькова: «Речь идёт о нишевом формате, на который вряд ли будет приходиться больше 3% от общих продаж видео в Японии. Основными преимуществами решения можно считать продажу уже адаптированного для мобильных телефонов видео, а также возможность продажи контента без физического носителя - цены будут ниже, что должно стимулировать потребителя. Основной риск - возможность несанкционированного копирования, которой обязательно воспользуются потребители, поскольку $42 - высокая цена даже для Японии». По мнению Меньковой, чтобы в России подобные проекты пользовались успехом, их цена должна быть совсем небольшой: «Если не учитывать стоимость карты памяти, то не дороже 300 рублей, а для массового спроса - до 100 рублей. В противном случае большинству потребителей будет проще скачать пиратский файл, потратив время на его конвертацию для мобильного». Эксперт уверен: данные решения - это маркетинг, а не способ получения дополнительного дохода. «Речь, как правило, идёт о различных маркетинговых акциях, которые, по большому счёту, сводятся к различной комплектации покупки или дизайнерским решениям», - полагает Менькова.
И всё же, вопреки мнению опрошеных экспертов, подобный способ распространения контента для музыки пытается освоить крупнейший сотовый ритейлер России - компания «Евросеть». В продаже у ритейлера появились карты памяти с предустановленным лицензионным музыкальным контентом FlashMusic. Все они имеют формат microSD с объём памяти 2 Гб. На каждую такую карту записан один альбом. Продаётся она по 849 рублей. Проект запущен при поддержке рекорд-лейбла CDLand в сотрудничестве с производителем карт памяти Kingston. Анонсируя проект, президент группы компаний CDLand Юрий Цейтлин говорил, что программа экспериментальная и рассчитана на аудиторию пользователей мобильных устройств, - по сути, то же сейчас говорят и его коллеги из Disney. Цейтлин не исключает той «возможности, что за flash-носителями будущее музыкальной офлайн-дистрибуции». Объёмы продаж нового продукта в «Евросети» не раскрывают.
Если проект окажется успешным и будет приносить прибыль, то это даст повод для создания производства самих карт памяти в России. Александр Скрастин, генеральный директор компании «Мистерия звука» в интервью «Эксперт Online» недавно заметил: «Перспективный проект, если цена самого носителя будет низкой. Сегодня стоимость flash-карты значительно выше, чем штампованного диска. Пока нерентабельный продукт получается. Но отмечу, что по проекту FlashMusic мы уже начали переговоры на предмет выпуска осенью на этом носителе альбома Лепса. Если flash-карты значительно подешевеют (будем надеяться, китайцы нам в этом помогут), то перспективы есть. Карточка вполне сможет заменить CD-диск. Получив рак ушей от прослушивания разной музыки, можно будет хоть что-то записать на эту карту, она будет не такая бесполезная, как диск».
Кажется, звукозаписывающая индустрия опять отстаёт от технического прогресса: первоначально в рамках проекта планировалось использовать флеш-накопители объёмом 512 Мб, однако когда проект начал превращаться в реальность, выяснилось, что карт с таким скромным объёмом памяти уже практически не выпускают.
Ни Disney, ни «Евросеть» не являются пионерами освоения карт памяти в качестве носителей аудио- и видеоконтента. Впервые эта идея была реализована одним из крупнейших производителей карт памяти, компанией SanDisk, осенью 2008 года. SanDisk начала продажи гигабайтных карт microSD с уже записанными на них музыкальными альбомами, лицензированными Sony, EMI, Universal Music и Warner Music.
Известный техноблогер Ом Малик тогда заметил, что максимум, чего сможет добиться SanDisk - привлечь внимание к самим картам памяти: продажи музыки на «твёрдых» носителях, то есть CD, упали за 8 лет (с 2000 года) почти в два раза вовсе не потому, что плохими оказались сами носители - удобней Сеть оказалась. В том же 2008 году онлайновый музыкальный магазин Apple iTunes Store стал крупнейшим продавцом музыки. Купленную там музыку, тем более, после отмены DRM, никто не мешает закачать на карту памяти мобильного телефона...
Надо отдать должное музыкальным лейблам и голливудским студиям: помимо борьбы с «пиратством», они пытаются найти новые и удобные для пользователя носители создаваемого ими контента, которые были бы «понятны» и самим студиям. В долгосрочной перспективе карты памяти действительно могут остаться едва ли не единственной возможностью для офлайновой продажи музыки, придя на смену устаревшим CD. Другое дело, встретят ли студии на этом пути пользователей, которые уже давно выбрали другой путь - как легального, так и не очень - получения контента. В Сети.
Валентин Мальцев chaskor
Источник: Newsland
blog comments powered by Disqus