Не мух ноздрями бьем. История видеозаписи. Часть 2
Данный материал является продолжением статьи о истории видеозаписи. В первой части Алексей Зубок рассказывал о создании видео магнитофона компанией «Ампекс», революционно преобразившим телевидение во всем мире. Во второй части он рассказывает о последствиях появления видеомагнитофона VRX-1000 для Советского Союза.
«Не мух ноздрями бьем»
Советский Союз познакомился с видеомагнитофонами AMPEX при скандальных обстоятельствах. В 1958 году в Москве в Сокольниках проходила американская выставка. На открытии выставки 24 июля присутствовали генеральный секретарь Никита Хрущев и американский вице-президент Ричард Никсон. Между ними состоялась дискуссия о достоинствах социализма и капитализма. Весь разговор происходил на фоне экспозиции в виде «типичной американской квартиры». Ричард Никсон в качестве превосходства американской системы указал на такие примеры как: холодильник, стиральная и посудомоечная машины, газонокосилка, косметика, туфли на шпильках, автомобили с открытым верхом. Хрущев в ответ заявил, что в Советском Союзе производят не предметы роскоши, а «действительно нужные товары». А в ответ на обилие кухонной техники отреагировал саркастическим комментарием:
“А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала?”
Эти дебаты, показанные по американскому телевидению, назвали «кухонными дебатами». По опросам американцев в них победил Никсон. Ну а мнение советских людей никто не спрашивал, хотя сюжет и был показан по центральному телевидению 27 июля 1959 года поздно вечером.
Эти дебаты были также записаны на видеоленту и тут же на выставке продемонстрированы политическим лидерам. Запись можно посмотреть на youtube: часть 1 и часть 2 .
Постановление ЦК КПСС
Запись на видеопленке подарили Хрущеву. Эту видеобобину отправили во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНИИЗ). А наши специалисты просто не смогли прочитать сигнал. Немедленно ЦК КПСС принял постановление о срочной разработке советского магнитофона одновременно в двух научных центрах в Москве (в институтах ВНАИЗ и НИКФИ) и Ленинграде(в институте ВНИИТ и на заводе «Ленкинап»).
Причем в постановлении указывалось, что видеомагнитофоны должны быть готовы уже к маю 1960 года, когда в СССР с визитом должен прибыть президент США Д. Эйзенхауэр. А ведь, на встрече с Никсоном, Хрущев пообещал, что а следующий раз встречу запишут уже на советскую технику:
“У нас это тоже есть, приедет ваш президент, и мы его запишем”
Все работы проводились в спешке и под пристальным контролем партийных органов, представители которых специально сидели в лабораториях. От возможного провала конструкторов спасли ЦРУ и советские зенитчики, первое отправило в разведывательный полет Ф.Пауэрса, а вторые его сбили. Визит Эйзенхауэра был отменен.
Через год были представлены опытные образцы. Таких быстрых результатов удалось добиться только потому, что опытные разработки велись уже несколько лет, а в 1957 году в библиотеку ленинградского завода «Ленкинап» поступил журнал SMPTE, в котором были опубликованы три статьи инженеров фирмы «Ampex», посвящённые магнитной видеозаписи.
В декабре 1959 года ленинградцы представили лабораторный образец видеомагнитофона «КМЗИ» на пленке в 70 миллиметров. В Москве во ВНАИЗ скопировали американский стандарт максимально точно, создав видеомагнитофон «Кадр-1». В феврале 1960 года по Центральному телевидению показали первую передачу, записанную на видеомагнитофон, – это был эстрадный концерт.
Обычно в этом месте показания советских разработчиков путаются, то ли это было 2 февраля, то ли 20, или даже 21 февраля.
Сейчас не ясно почему был выбран именно «Кадр-1», а не ленинградский «КМЗИ». Обычно, обращают внимание на то, что «Кадр-1» работал на стандартной видеоленте в два дюйма, но к тому времени, формат Q, не был утвержден в качестве международного стандарта. А сравнительные испытания специальной комиссии Минсвязи, Гостелерадио и ГКРЭ, проведенные в 1962 году показали, что:
“… из представленных образцов видеомагнитофонов аппарат “КМЗИ” имеет более высокие качественные показатели по четкости изображения в сравнении с аппаратом “Кадр” и обеспечивает лучшее качество записи сигнала по советскому стандарту”.
Скорее всего, «Кадр-1» был выбран из-за того, что советских видеолент не было ни двухдюймовых, ни 70 мм, но двухдюймовые хотя бы можно было купить заграницей.
Кадр-1
В постановлении ЦК от разработчиков требовалось использовать только отечественные комплектующие, поэтому все электронные системы видеомагнитофона «Кадр-1» были выполнены на лампах, кроме звукового канала, который был сконструирован на транзисторах.
Одними из ключевых проблем при разработке видеомагнитофона стали вопросы создания блока вращающихся головок. От свойств головок зависела полоса частот воспроизводимого телевизионного сигнала, а качество электродвигателя, вращающего диск с головками, влияло на временные искажения в телевизионном сигнале.
Большие затруднения с разработкой головок были связаны с отсутствием промышленных магнитных сплавов, пригодных для изготовления полюсных наконечников сердечников головок. Материал сердечника головки должен был иметь необходимые магнитные свойства и малые потери электрической энергии в рабочем диапазоне частот, обладать высокой износостойкостью и хорошо механически обрабатываться, а также допускать точную обработку граней сердечника, образующих рабочий зазор головки.
Первоначально сердечники головок изготавливались из магнитного сплава «сендаст», не полностью удовлетворявшего требованиям конструкторов. Но затем институт металлургии ЦНИИЧЕРМЕТ создал новый магнитный сплав марки 10СЮ-ВИ, который имел хорошую микрокристаллическую структуру и высокую твердость и позволил намного уменьшить трудоемкость изготовления головок. Этот сплав применялся в дальнейшем в сердечниках головок во всех видеомагнитофонах.
В последствии видеомагнитофон был доработан для записи и воспроизведения программ цветного телевидения по системе SECAM: аппарат был дополнен блоками цветности и полоса частот канала изображения была расширена до полной полосы стандартного видеосигнала -6 МГц.
Первые годы в видеомагнитфонах использовалась импортная видеолента AMPEX. Но Затем в первой половина 1960-х годов в г.Шостка (Украина) НПО «Свема» смогло наладить производство отечественной видеоленты.
На первых порах советские специалисты столкнулись с теми же проблемами, что и американцы. Высокие требования к точности позиционирования видеоголовок были таковы, что записи на одном магнитофоне, могли быть не воспроизвести на другом. В результате, первые годы вместе с видеозаписями хранился блок видеоголовок, с помощью которых осуществили запись.
Серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1» наладили на Новосибирском заводе точного машиностроения только в 1964 году. Всего было выпущено 160 аппаратов.
В середине 1960-х годов способ поперечной строчной записи на ленте шириной 50,8 мм четырьмя вращающимися головками, получил повсеместное международное признание и был рекомендован Международной электротехнической комиссией (МЭК) в качестве стандарта, получив обозначение как формат записи Q.
Кадр-3
Затем ВНИИТР разработал модель «Кадр-3», который позволял записывать и монтировать цветные телепередачи. Эта модель выпускалась заводом с 1970 года почти 20 лет и стала основой для подготовки советских телепрограмм. Всего было выпущено более 1800 магнитофонов «Кадр-3, -3М, -3П, -3ПМ».
«Кадр-3» конструировался на полупроводниковых приборах. В нем был использован ряд новых технических решений: система автоматического регулирования скорости движения ленты и диска видеоголовок, обеспечивающая синхронизацию воспроизводимого изображения с сигналом централизованной синхронизации телецентра, корректор временных ошибок в воспроизводимом сигнале, компенсатор помех на воспроизводимом телевизионном изображении, вызванных дефектами видеоленты, а также система электронного монтажа.
Производство видеомагнитофонов «Кадр-3» началось в 1969 году, а 7 сентября этого же года состоялась передача в эфир первой цветной программы «Осенняя песня» с видеомагнитофона «Кадр-3» из аппаратной Олимпийского телецентра.
В 1975 году началось производство улучшенной модификации –«Кадр-3П» (производился до 1987 года), одно из достоинств которого было то, что его можно было разобрать на две части и смонтировать в автобусе.
Для проведения выездных репортажей был разработан лёгкий одноголовочный видеомагнитофон «Кадр-103».
Кадр-5
К Олимпийским играм 1980 года в Москве построили дополнительный телецентр –Олимпийский (ныне АСК-3). Планировалось, что в нескольких десятках аппаратных и видеомонтажных разместиться 240 новейших видеомагнитофонов «Кадр-5», которые будут использоваться в системах автоматического монтажа. В системах автоматического монтажа поиск, разметка, запись и воспроизведение уже отобранных фрагментов производились без участия оператора.
В видеомагнитофоне был использован быстродействующий лентопротяжный механизм с использованием буферных накопителей ленты и малоинерционного ведущего двигателя с вакуумным прижимом ленты. Тем самым была обеспечена малая инерционность ленты на ее рабочем участке, при которой разгон ленты при перемотке был возможен со скоростью в 10 раз больше номинальной, полная остановка происходила за несколько секунд, а выход на номинальную скорость достигался за доли секунды.
В конструкции «Кадр-5» для снижения трения и уменьшения износа в некоторых узлах лентопротяжных механизмов лента двигалась на воздушной подушке, для чего было предусмотрено использование внешнего источника избыточного давления. Для этого в здании АСК-3 была создана пневмосистема использующая 15 километров стальных труб, а рядом была построена подземная компрессорная станция, подающая в эту магистраль приборный воздух высшего класса очистки. Однако, наладить крупносерийное производство аппаратов «Кадр-5» не удалось. В итоге телецентр был оснащен только 18 «Кадр-5» и более 100 «Кадр-3».
Кадр-103
В начале 1980-х годов было решено перейти на новый формат записи – «С» (25мм магнитная пленка). Конструкторы полностью изменили компоновку и внешний вид видеомагнитофона. Размер и конструкция стойки аппарата выбирались с учетом того, чтобы в ней свободно размещались все модули, а их работоспособность проверялась индивидуально.
Общие габариты стойки позволяли перемещать видеомагнитофон на колесах через двери любых аппаратных. В то же время модули можно было размещать в передвижных телевизионных станциях, учитывая компоновку салона. Лентопротяжный механизм размещался горизонтально и одновременно мог откидываться на петлях, сохраняя при этом работоспособность. Состав основных блоков был выбран с учетом возможностей модернизации отдельных систем без коренной переработки видеомагнитофона.
При эксплуатации видеомагнитофона требовалось использование измерительных лент (ЛИМ). Комплект ЛИМ был включен в состав каждого видеомагнитофона, что обеспечило идентичность их настройки и взаимозаменяемость записей. По результатам испытания видеоголовок и лент был разработан канал изображения с запасом регулировок и с учетом разброса отечественных комплектующих. Системы управления и коммутации выполнялись на цифровых интегральных схемах, системы авторегулирования, монтажа и кода также были цифровыми.
Наибольшие трудности, с которыми так и не удалось справиться, при создании видеомагнитофона, возникли с системой автотрекинга. В результате диапазон режимов замедления был значительно сужен, а от режима «реверс» и вовсе пришлось отказаться.
В начале 1984 года образец «Кадр-103СЦ» прошел испытания Межведомственной приемной комиссии и было решено начать серийное производство. Но только в конце 1987 года удалось наладить производство видеомагнитофонов. Московские телецентры давно работали на импортном оборудовании не желали переходить на не очень надежные отечественные аппараты.
К этому времени электронная промышленность Советского Союза уже отстала от западных стандартов, где уже десять лет применялись форматы в ¾ дюйма (19 мм). Более того, когда началось производство «Кадр-103СЦ», на западе уже несколько лет использовался ½ дюймовый (12,65мм) Betacam. Поэтому, как только Советский Союз развалился, все телецентры немедленно стали переходить на японскую технику.
Конструкторы ВНИИТР для демонстрации возможностей своих аппаратов самостоятельно оборудовали универсальную аппаратную ВМА-1 в Останкинском телецентре, но это не произвело впечатления руководителей телецентра. Кроме того, директор Новосибирском заводе точного машиностроения (НЗТМ) отказывался переходить на производство нового видеомагнитофона. Не помог даже приказ Министра Машиностроения СССР В. Бахирева: «Организовать серийный выпуск 150 видеомагнитофонов в год».
Однако, ВНИИТР добивается своего. В 1986 году на НЗТМ назначается новая команда – новые директор, главный инженер, начальник производства. С телевизионными начальниками удалось достигнуть соглашения, что Москва остается со своими импортными видеомагнитофонами, а серийные образцы «Кадр-103СЦ» будут направлены в областные и республиканские телецентры.
В декабре 1987 года первая партия (6 аппаратов) была изготовлена и принята Госкомиссией. Постепенно серийное производство возросло до 15-20 видеомагнитофонов в месяц. Но время формата «С» уже закончилось и поэтому в 1994 году производство видеомагнитофона «Кадр-103СЦ» было прекращено после выпуска 600 аппаратов из-за отсутствия спроса.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus