Рецензия на фильм «Цезарь должен умереть»
«Цезарь должен умереть» братьев Тавиани похож на популярный в документалистике жанр, где представители социальных низов соприкасаются с искусством (танцем, кино, театром, живописью и т.д.) и в результате становятся немного прекраснее, чем они были до этого. Но у Тавиани фильм не документальный, и задачи у них другие, хотя актёры — настоящие рецидивисты с внушительным списком уголовных дел.
Заключённые репетируют спектакль по пьесе Вильяма Шекспира «Юлий Цезарь». Сюжет пьесы известен: заговорщики должны убить тирана, а смертельный удар должен нанести его лучший друг Брут. Для участвующих в спектакле рецидивистов сюжет Шекспира отнюдь не придуманная история: многие из них оказывались в таких же ситуациях, как и их персонажи.
Паоло и Витторио Тавиани — почти уникальный пример творческого и семейного сотрудничества. С 50-х годов они вместе снимают кино, и в их общей фильмографии уже пара десятков наименований. Тавиани всегда стремились совмещать традиционализм с новаторством — не случайно один из первых своих фильмов они создали совместно с великим Йорисом Ивенсом, воплощающим к тому времени (рубеж 50-х и 60-х годов) и то, и другое начало в своём творчестве. Тавиани работали в разных жанрах и стилях, сняли ряд экранизаций, среди которых есть даже фильмы по Толстому. Тавиани снимают неторопливо и основательно, за что их считают живыми классиками и приглашают с фильмами на престижные фестивали.
Новая работа Тавиани впечатляет своим подходом к материалу. Режиссёры работают в модном сегодня смешении документального и игрового начал, отбросив классические каноны. Они делят пространство фильма на «киношное» (цветные кадры с готовой постановкой «Цезаря») и «реальное» (чёрно-белые кадры репетиций, напоминающие по своей стилистике жанр «фильм о фильме»).
Происходящее на сцене — это фасад, и несмотря на свои яркие цвета он не так интересен. А вот за сценой творится самое важное. Потому что во время репетиций заключённые вспоминают случаи из своей жизни, перекликающиеся с трагедией Шекспира, пытаются понять своих героев через собственную судьбу. Оказывается, что они связаны с персонажами трагедии очень глубоко. Таким образом, чёрно-белые сцены — это то, что творится в душе, а цветное представление — обманка, фасад, личина.
С другой стороны, кому-то может не понравиться та условность, которую предлагают режиссёры. Если человек начал смотреть это кино, считая его документальным, то он очень скоро заметит моменты «подлога». Например, камера следует за зэком, а когда он заходит в другое помещение, камера чудесным образом уже там оказывается. Тогда обманутый зритель, не приняв правил игры, может уйти из кинозала. Но если человек к этому готов, этот роскошно снятый фильм он запомнит надолго.
Источник: filmpro.ru
blog comments powered by Disqus


