Новый телефильм о "вожде народов" оказался ворохом старых клише

Сергей Юрский в роли Иосифа Сталина- это интриговало. В показанном в пятницу по каналу НТВ четырехчасовом фильме "Товарищ Сталин" выдающийся 76-летний актер играет великого исторического персонажа, которому исполняется 74, а жить остается чуть более двух месяцев. Была надежда, что после десятков сварганенных будто под копирку лент, где генералиссимус предстает в крепко сплавленном отвратительном образе палача, садиста, подонка и психопата, мы сможем заглянуть в душу угасающего лидера и, уйдя от современных стереотипов, представить, что чувствовал этот человек, уже уловив ледяное дыхание смерти.
Увы, не получилось... И, полагаю, виной тому две причины. Во-первых, для людей, читавших документально подтвержденные воспоминания конкретных людей из окружения Сталина о последних годах его жизни (кстати, отрывки многих из них публиковались в "Комсомолке"), дичью, например, покажутся карикатурные лубковые сцены пьяных оргий, якобы устраивавшихся на Ближней даче в 1952 году, или немыслимые схемы интриг, в которых, мол, важную роль играл совершенно невлиятельный в то время Михаил Суслов. Кто-то скажет: ну, что вы хотите - это кино. Поэтому простая молочница может обращаться к вождю со словами "да что ты!" и показывать ему кукиш. А сам генсек вдруг не считает зазорным запросто обсуждать с присланным новеньким истопником планы по раскрутке "дела врачей".
Но главное - даже не исторические неточности и сюжетные натяжки. Беда, что фильм буквально скроен из прежних клише о сталинской эпохе. Вот выродки из госбезопасности, бьющие детей, крадущие ценности при обысках и бешено вспарывающие плюшевые игрушки, давая по ходу объяснение: "жиды там часто цацки прячут". А вот убогие мрачные улицы, по которым взад-вперед носится кортеж Сталина (он почему-то такой заданностью маршрута недоволен). Вдоль тротуаров через каждые десять метров в шеренгах застыли сотрудники МГБ (вообще-то, раньше так было принято снимать московские "реалии" в Голливуде, правда, там у истуканов-чекистов за плечами еще торчали винтовки с трехгранными штыками). Уж не говорю об исторических лицах - все сплошь "портреты кисти 90-х" в черно-белых тонах: Берия в неизменных шляпе и пенсне - как и положено, копает под всех, Ворошилов - туповатый служака, Хрущев и Маленков - клоуны и угодники.
Ну а что сам Сталин? Надо отдать должное Сергею Юрскому, он честно пытался сыграть старика, страшно боявшегося потерять власть, до того, как умрет. Но волей сценариста и режиссера, Сталин в фильме предстает ходульным параноиком, одержимым идеей: если уж пришел срок уходить из жизни, то это надо сделать громко - взорвать супермощную водородную бомбу. Что б все запомнили на века. И трепетали. Потому что, как изрекает герой Юрского, "только ненависть заставляет действовать, помогает работать".
Похожего генералиссимуса мы на экранах уже лицезрели. Посмотрели еще разок. А вот реальную страну, в которой жили молодые тогда мои мама и отец и миллионы других - счастливых и не очень - людей, увы так и не увидели.
Источник: Комсомольская правда