Гастроном №1: колонны из пенопласта и фальшивая колбаса
Новый сериал основан на реальных событиях и рассказывает подлинную историю жизни директора гастронома №1 (так в советские годы официально назывался «Елисеевский») Юрия Соколова. Для кино фамилию переиначили: героя Сергея Маковецкого зовут Георгий Беркутов.
Магазин процветает и по сию пору, но снимать там, конечно, нельзя - покупателей ведь не выгонишь. К тому же оформление зала уже иное, ассортимент продуктов совсем другой. Сохранились лишь стены, колонны, да лепнина на потолке. Поэтому специально для картины выстроили уникальные декорации самого известного магазина в нашей стране. Как создавался киношный гастроном, нам рассказал автор декораций Владимир Наместников.
Возводили декорации в павильоне на территории завода «ЗИЛ». Изначально решили построить лишь две стены и имитировать магазин с их помощью. Но оператор Владимир Климов («Водитель для Веры», «Брежнев») убедил продюсеров Виталия Бордачева и Влада Ряшина, что третья стена не помешает. А потом и четвертая появилась. А вот потолка не было - его дорисовывали на компьютере.
- Стены, люстры, интерьеры - точная копия гастронома тех лет. По фото, которые нашли в Интернете, воссоздали «Елисеевский».
Здорово помогла бутафорам экскурсия в реальный магазин - ведь «Елисеевский» существует до сих пор.
- Обратили внимание, что лепнина на потолке сделана вручную. Все одинаковые на первый взгляд детали чуть-чуть, но отличаются друг от друга. Потому что человек не может сделать две абсолютно одинаковых вещи. Все это вдыхает воздух в объекты. Отсюда и наша задумка - все сделать не на станках, хотя технически это быстрее, а руками. Колонны вырезали из пенопласта, покрывали его специальной штукатуркой, которая создает эффект бетона, потом расписывали вручную.
|
«Возводили» гастроном долгих четыре месяца. «Съемки прошли быстрее, чем мы строили», - смеется Владимир Наместников. Торговые прилавки делали из ДСП, обшивали шпоном и покрывали лаком.
- Две огромные китайские вазы, которые у нас стоят на прилавках, не нашли исторического подтверждения, - признается автор декораций. - Но они в кино не столько для интерьера, сколько для работы оператора - для правильной раскадровки сцен.
Знаменитый Елисеевский гастроном, открытый в далеком 1901 году, назван в честь его владельца, миллионера Григория Елисеева. Портрет Елисеева, выполненный художником-любителем Александром Романовым, украшает стену главного торгового зала реального гастронома на Тверской и по сей день. А в декорациях тоже вывешена репродукция портрета основателя гастронома.
С наполнением прилавков продуктами проблем не было.
- Все-таки в сериале не такая давняя эпоха показана. Время на самом деле многим знакомо. По архивам, описаниям и фото восстанавливали ассортимент «Гастронома №1» в те годы. Потом уже художник-постановщик и реквизиторы заказывали сигареты, конфеты и другие товары. Даже банки со сгущенным молоком под заказ выполняли, чтобы по размеру они были из того времени.
Мясную продукцию после съемки складывали в холодильники, на следующий день заново раскладывали на прилавках. Среди «натурель» (так декораторы называют реальные продукты) выкладывали муляжи мяса, рыбы, колбас. Пустых винных бутылок для оформления винного отдела не хватило и тогда закупили обычное вино, на каждой бутылке переклеили этикетку.
- А в «крайний» съемочный день несколько из них мы откупорили и отпраздновали окончание работы над сериалом, - признался Владимир.
КСТАТИ
Все-таки сериал «Дело гастронома №1» - не документальный фильм. Поэтому авторы позволяли себе отходить от правды жизни ради достижения того или иного художественного эффекта.
- Доподлинно известно, что кабинет директора Соколова был в подвале «Елисеевского». У нас же кабинет на втором этаже и на прострел из его окон виден центральный зал магазина, - рассказал Наместников.
ДОСЛОВНО
Сергей Маковецкий:
- Это сегодня можно пойти и все купить, молодые люди не знаю что такое дефицит, а тогда все нужно было доставать. А я очень хорошо знаю, для меня например Гастроном №1, Гастроном №2, №3 и Елисеевка – это был мой квадрат, по которому мы ходили, потому что мы все ходили за этими товарами, в одном – одно , в другом – другое, которые по блату давали какие то вкусности.
«Дело гастронома №1» - Первый, понедельник-четверг/21.30
Источник: Комсомольская правда
blog comments powered by Disqus



