«Игра престолов»: роли, личности, история
Закончился первый сезон «Игры престолов» — впечатляющий пролог гепталогии Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени», экранизируемой кабельным заповедником прекрасного — каналом HBO.
Семь королевств Вестероса, объединенных под властью Роберта Баратеона (Марк Эдди, «Мужской стриптиз»), ждут смутные времена: лорд Десница Джон Аррен, второй человек в государстве, отравлен в результате заговора Ланнистеров — родственников королевы Серсии (Лена Хиди, «300 спартанцев»). Король просит своего старого друга Неда Старка (Шон Бин, Боромир из «Властелина колец»), лорда северного края Винтерфелл, занять важную должность. Тот соглашается и отправляется в столицу — Королевскую Гавань.
Быстро освоившись на новом месте, Старк понимает, что интриги Ланнистеров еще хитрее, чем казались поначалу. Тем временем Визерис Таргариен (Гарри Ллойд, «Робин Гуд» BBC), чей отец — Безумный король — был свергнут в ходе восстания под предводительством Роберта, мечтает вернуть себе Железный Трон. Он выдает свою сестру Дэйнерис (Эмилия Кларк, красавица) замуж за вождя кочевых племен дотракийцев — могущественного кхала Дрого (Джейсон Момоа, новый Конан), рассчитывая получить в распоряжение его армию. А на севере, где лежит Стена — граница цивилизованного мира, оживают детские страшилки.
«Игра престолов» появилась на прилавках книжных магазинов с обязывающей биркой «Фэнтези для тех, кто не любит фэнтези» и постепенно заработала непререкаемый — но все равно скорее нишевый — авторитет. Однако вопрос об экранизации, в наши времена решающийся еще до верстки книги, возник не сразу. Сваты индустрии зачастили к Джорджу Мартину после премьеры «Властелина колец», который наглядно показал, что полет фантазии по мотивам Средневековья — совсем не обязательно бухгалтерская катастрофа.
Сравнения с эпосом о Средиземье неизбежны, хотя, по большому счету, далеко не распространяются, как ни старайся. Куда важнее то, что Мартин играет на территории не столько Толкина, сколько какого-нибудь Гая Светония Транквилла: «Игра престолов» — это скрупулезная историческая хроника событий, которых, правда, никогда не было, с дремучими генеалогическими изысканиями, домыслами, байками.
В отличие от «Властелина колец», ее сюжет не перескажешь уморительной шуткой, как в сиквеле «Клерков», а более-менее важные герои на общей фотографии стояли бы сильно впритирку. Недаром Мартин методично разворачивал всех желающих сцедить с его цикла кино.
Попадание проекта на HBO — большая удача: канал гарантировал комфортный хронометраж, дежурно высокий технологический уровень и спокойствие фанатов — за счет привлечения к работе самого Мартина. Писатель, уже имевший кое-какой телевизионный опыт (сериалы «Сумеречная зона», «Красавица и чудовище»), еще в книге наметил пунктирные линии, по которым удобно делить повествование на эпизоды. Эта особенность, перемноженная на прилежность сценаристов, задала сериалу нужный темп, благодаря чему история на несколько десятков действующих лиц от начала и до конца не теряет во внятности.
Ее сердце — тема человека и власти, вечная, по большому счету, а потому не предполагающая каких-то радикально новых выводов (или хотя бы трогательных откровений вроде того, что жизнь похожа на коробку конфет). Мартин вообще скуп на обобщения и даже на аллюзии: ну да, Адрианов вал, Йорки и Ланкастеры, кочевники с Востока — только без фанатизма. Если поднатужиться, то из «Игры тронов» можно выдавить какую-то уж совсем очевидную чепуху, но ее соль не в этом.
Как и прочие великие сериалы HBO, «Игра престолов» — это такой замысловатый автоматон, сложный механизм в оболочке простых истин, филигранно выполненная игрушка для взрослых. Часовщики канала в очередной раз поработали на славу, создав мир, который не страшно разглядывать в лупу, и объемных героев, совершающих большие поступки.
Может показаться, что это не так уж и много, но не стоит забывать, что веке этак в семнадцатом просвещенные европейцы примерно так же понимали Бога, стараясь по мере сил ему подражать. В этом отношении «Игра престолов» — подлинный идеал Нового времени, наступи оно лет пятнадцать назад: еженедельная рукотворная вселенная, от которой не оторваться.
Источник: weburg.net
blog comments powered by Disqus


