9 мая Первый канал покажет фильм, против которого выступали ветераны
Этот фильм посвящен самому первому дню войны и людям, первыми принявшим удар фашистов, защитникам Брестской крепости. Премьера состоялась в 2010 году, 22 июня в 04:00 – в самой крепости.
Съемочный процесс выдался тяжелейшим. «Бодаться» пришлось:
а) с экологами, которые волновались, что из-за съемочных взрывов, шума и гама нарушится уникальная природная атмосфера. В частности, угроза якобы нависла над самой большой из проживающих в России популяцией летучих мышей;
б) с архитекторами, которые боялись, что те же взрывы нанесут непоправимый ущерб уникальному историческому памятнику;
в) с белорусскими ветеранами и сотрудниками самого мемориала, которые не соглашались со сценарием.
Протест ветеранов вполне обоснован: поначалу создатели картины собирались подпустить в рассказ о героических событиях мистику. Повествование должно было вестись от лица некоей таинственной «фрау мит автомат». Легенда об этой загадочной силе долгое время жила в этих местах. Считалось, что после того как крепость была взята, фашистов – по одному – убивала некая таинственная дама-мстительница или ее дух.
Естественно, ветеранам подобная трактовка событий показалась чушью. Но это было не единственное их возражение.
Историческая справка:
Кстати, по слухам, советские солдаты-чеченцы прямо в крепости объявили Гитлеру джихад. Так и напрашиваются параллели с нашумевшим фильмом Тарантино «Бесславные ублюдки», где Гитлера убивает кучка американских евреев.
До 1963-го о Брестской крепости вообще не принято было говорить. Пока писатель Сергей Смирнов (отец кинорежиссера Андрея, телевизионщика Константина, а также дед Дуни Смирновых), написавший одноименную книгу, не открыл для масс эту тему. Потом последовали другие книги, несколько экранизаций…
– Мы изучили все, что на эту тему сказано, побывали в архивах ФСБ, прочитали письма – в мемориал по сей день приходит специфическая корреспонденция – воспоминания от немецких солдат. Пользовались и воспоминаниями маршала Гудериана, чьи танковые войска участвовали в операции по захвату Брестской крепости в 1939 году, – рассказывает режиссер. – Мы погрузились в материал. Не скрою, работая над фильмом, не раз чувствовал, как подкатывает ком к горлу.
Оба-на!
Фильму «Брестская крепость» придается государственное значение. Свое благословение на съемки дали Владимир Путин (еще в свою президентскую бытность) и Александр Лукашенко. Дмитрий Медведев приехал в Брестскую крепость 22 июня 2010 года, то есть, по сути, на премьеру картины. А Путин совсем недавно с высокой трибуны посоветовал всем посмотреть это кино.
А вот инициирован этот фильм Игорем Угольниковым. Помните такого – из «Обана-шоу», «Ширли-мырли» и недавнего проекта «Лед и пламень»? Игорь сделал большую карьеру: от комика до руководителя телерадиовещательной организации Союзного государства. Вот что он рассказал:
– Как-то так получилось, что созданное государство вроде есть, а вроде нет. Виртуальное оно какое-то. Ну совместные военные учения с Белоруссией – это хорошо. Экономические альянсы – здорово. Но обывателю-то все это не важно. Вот мы и решили снять кино, чтобы обозначить факт существования Союзного государства. Теперь картина «Брестская крепость» – собственность этого государства. Кроме того, нам было важно высказаться на тему патриотизма.

Сюжет
Фильм получился художественный, но с элементами документальности: все персонажи имеют исторических прототипов. Съемочной группе важно было связать героев, находящихся одновременно в разных местах крепости, какой-то нитью – и этой связкой стал персонаж актера Алеши Копашева, эдакий русский Гаврош, у которого, кстати, тоже был прототип – 15-летний Петя Клыпа, один из немногих выживших в крепости.
Алеша – воспитанник Суворовского училища. Видимо, по причине «профессиональной» мужественности мальчик выполнял все трюки самостоятельно, каскадера его роста и комплекции группа просто не смогла найти. Больше всего мальчика интересовало, «когда же в кино начнутся взрывы».
Взрывы не заставили себя ждать – их было 230. На площадке было использовано 100 литров бутафорской крови. А вот на костюмах сэкономили: часть их предоставил Никита Михалков, снимавший в этот же период своих «Утомленных солнцем – 2».
Декораторы отстроили крепость практически в натуральную величину, но и на территории самого мемориала удалось снять несколько эпизодов. «Это было важно для того, чтобы напитать фильм энергетикой», – говорит Игорь Угольников.
Над спецэффектами работали придирчиво: для начала надо было… разминировать территорию – брестская земля до сих пор напичкана оружием – раскопки на съемочной площадке выявили и гранаты, и прочую военную атрибутику.

– На съемки меня отпустил сам директор училища. Педагоги, правда, некоторые ворчали, но я пообещал, что нагоню пропущенный учебный материал, чем сейчас и занимаюсь, – говорит Алеша.
«Взрослые» роли сыграли Павел Деревянко, Евгений Цыганов и Андрей Мерзликин.
Нет таких крепостей, которых не брал ЦПШ
Фильм создавался два года. Было много трудностей, финансовых в том числе. Начинали снимать при одном курсе доллара – заканчивали при другом.
Бюджет в 225 млн рублей на 65 процентов взвалила на себя Россия, на 25 – Белоруссия. За право снимать картину развернулся настоящий конкурс. Тендер выиграла компания «Централ Партнершип».
– Нам этот проект важен не с точки зрения коммерции, а с имиджевой стороны, – признается глава ЦПШ Рубен Дишдишян. – Наша компания не раз бралась за реализацию патриотических проектов. Думаю, такую картину полезно будет показать на Украине, в Прибалтике и вообще во всех странах бывшего Союза.
И все-таки мистика!
По признанию Угольникова, 22 июня 2008-го в 4 утра он пришел в Брестскую крепость и попросил разрешения на съемки у душ погибших здесь людей. Не известно, разрешили ли они, но… Все съемочные дни, когда группе нужно было солнце, было солнце. А в последний день, когда снимался эпизод выхода из крепости последнего человека, нужен был снег – и пошел снег. Он шел полдня – и это было совсем нетипично для этих мест.
Илона Егиазарова
Источник: Вокруг ТВ
blog comments powered by Disqus


