Мы решили выяснить, откуда растут ноги у главных импровизационных программ нашего ТВ.
Конечно, нечто подобное было на ТВ всегда. Но делать на основе импровизации целые шоу начали в 2006-м, когда на СТС запустили проект «Слава богу, ты пришел!». Все сложилось удачно - искрометный ведущий, остроумный судья, достойные актеры, с помощью которых моделировались обстоятельства, предлагаемые звездному герою.
Не кнопкой единой...
Популярность шоу, которое выходило с 2006 по 2010 год, заставила шевелиться и другие каналы, понявшие необходимость запуска собственного продукта в подобном формате. На ТНТ в спецпроекте «Убойный вечер» начали импровизировать участники программы «Убойная лига». А на Первом появилось «Южное Бутово». Если в «Слава богу, ты пришел!» участник попадал в непонятную ситуацию и должен был весело разобраться, что происходит, то и в «Убойном вечере», и в «Южном Бутове» герои выполняли задание ведущего. Схожая схема, без учета нюансов, была применена в программах «Смех в большом городе» (СТС) и «Comedy Баттл» (ТНТ).
Когда в эфире Первого появился проект «Шоу ни бе ни ме нехило», многие обрадовались - наконец-то участники «Квартета И», звезды «Дня выборов» и «Дня радио», получили свою программу. А некоторые обиделись, усмотрев в проекте заимствования из «Слава богу, ты пришел!». Ведь в обеих передачах судья-ведущий жмет на красную кнопку, завершая импровизацию. Плагиат? Не совсем.
 |
| Продюсер Сорокин. |
|
Заграница нам поможет
Дело в том, что оба шоу - проекты лицензионные. «Слава богу, ты пришел!» сделан на основе одноименного австралийского шоу Thank God You're Here, которое выходит с 2006 года. Проект был продан в 18 стран, даже появилась настольная игра, включавшая 70 с лишним сценариев, позволяющих играть дома.
Английский проект Whose line is it anyway? («Так чья сейчас реплика?»), на основе которого сделано «Шоу ни бе ни ме нехило», появился гораздо раньше «Слава богу, ты пришел!» - в 1988 году, и там тоже был человек, жавший на кнопку, чтобы остановить импровизацию. Кстати, Whose line is it anyway? продержался в эфире 10 лет и был адаптирован в 20 странах.
Между прочим, «Южное Бутово», на смену которому пришло «Шоу ни бе ни ме нехило», тоже является покупным форматом. В его основе - немецкое шоу SchillerstraІe («Улица Шиллера»). Эта программа также неплохо продавалась - ее приобрели 14 стран, но хорошо пошла она только в двух-трех, в том числе и в России.
 |
| Продюсера Сорокина зрители знают как модератора из «Южного Бутова», дававшего задания Сергею Светлакову и Дмитрию Брекоткину. |
|
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Евгений Гришковец - о «Квартете И»:
- Нечего удивляться тому, что их небрежные во всех смыслах работы имеют зрительский успех, - пишет Евгений в своем блоге. - Не важно, что нет актерского мастерства, нет представления о сценической культуре, нет внятного понимания, что они делают и зачем... Они своим напором и уверенностью заставляют к себе прислушиваться. А то, что их стали слушать, эту уверенность только усилило. Возникла цепная реакция. Не важно, что ребята мало читали пьес, не знают законов композиции, не ведают, как и зачем пишутся пьесы, не знают, как снимается кино, каковы взаимоотношения автора и персонажа, не знают, что такое сюжет и фабула, и вряд ли знают, какая между ними разница. У них есть убежденность в своей уникальности...
КОМПЕТЕНТНО
«Зрители считают наших героев инопланетянами»
Чтобы понять причины популярности импровизационных шоу, мы обратились к продюсеру трех главных программ данного формата на нашем ТВ - «Слава богу, ты пришел!», «Южное Бутово» и «Шоу ни бе ни ме нехило» Руслану Сорокину.
- Жанр импровизации всегда был и будет любопытен зрителю, потому что подобные программы смотрятся свежо, могут реагировать оперативно на текущие события, - объясняет Сорокин. - А участники таких шоу являются для зрителей просто инопланетянами! Ведь очень немногие способны создать шутку здесь и сейчас. Также важно то, что зритель сам участвует в игре, ведь не только герою с экрана, но и зрителю предлагается быстро придумать шутку. И если у него получается что-то остроумнее того, что сделал участник программы, то зритель, выходит, победил. А в «Шоу ни бе ни ме нехило» мы и зрителей в студии втягиваем в эту игру - публика предлагает обстоятельства, в которые надо поместить героев. В некоторых случаях зрители даже будут выходить на сцену и импровизировать вместе с «Квартетом».
- В народе бытует мнение, что расцвет импровизационных шоу связан с тем, что их легче делать: позвал остроумных звезд, дал им задание, а дальше они уж как-нибудь сами...
- Знаете, есть такая поговорка: «Хорошая импровизация - это хорошо подготовленная импровизация». Только в нашем случае подготовленность касается не импровизаторов, а нас, создателей шоу. Мы сначала сами разыгрываем эти импровизации между собой. Иногда прямо в офисе, иногда просто в уме. Хорошим конкурсом считается тот, на который я сам смог быстро придумать несколько ярких вариантов ответа. Если это получается - конкурс имеет право на жизнь.
- И «Южное Бутово», и «Слава богу, ты пришел!», и «Шоу ни бе ни ме нехило» - продукты лицензионные. Купить проще, чем разработать свой формат?
- Иногда да. Не потому, что ума не хватает. Просто такой формат, как, например, «Слава богу, ты пришел!», позволяет с интересом наблюдать за происходящим вне зависимости, удачно пошутил участник или нет. Ведь его образ поддерживает и группа подыгрывающих актеров, которая вооружена шутками-ловушками. Этот формат просто гениален! Естественно, тяжело запатентовать такой формат, как Whose line is it anyway?, который лег в основу «Ни бе ни ме...». Ведь программ, в которых герои участвуют в разных конкурсах, есть тысячи. Но за много лет существования программы было придумано множество смешных конкурсов. Почему с ними не познакомить зрителя? Поэтому мы купили формат. К тому же мы придумываем и свои конкурсы. Например, конкурс «Картина» я придумал на репетиции.
Да и вообще практика обменом форматов довольно распространенная. Мы регулярно посещаем европейские телерынки, где происходит обмен опытом. Часто перед нами стоит задача сделать шоу лучше, чем у его правообладателей. Так было с программой «Стенка на стенку» - мы тогда даже не передачу готовую купили, а 15-минутный конкурс, и на основе этого разработали целое шоу, которое затем приобрели 48 стран. Копия фактически стала оригиналом.
- «Южное Бутово» окончательно уступил «Шоу ни бе ни ме нехило» место в сетке?
- Первый канал приостановил проект «Южное Бутово». Да, он специфический, не рассчитанный на широкую аудиторию. Но он был таким заметным хулиганским пятном на нашем ТВ! И быстро нашел свою аудиторию.
Но у нас не было задачи придумать что-то взамен. Мы давно хотели поселить на ТВ «Квартет И». Так сложилось, что именно под «Квартет» подошла эта программа. Мы не видели других кандидатов на роли главных участников. Если бы ребята не согласились, «Шоу ни бе ни ме нехило» просто не было бы. Результатом первого эфира я лично доволен. Надеюсь, программу рассмотрят и полюбят. Мы сняли четыре выпуска, по результатам которых Первый канал будет принимать решение о дальнейшей судьбе шоу.
Первый канал. «Шоу ни бе ни ме нехило» 6 февраля/23.00
Артем ГУСЯТИНСКИЙ, Фото Михаила ФРОЛОВА и Марины ВОЛОСЕВИЧ