«Литейный»: хотели как лучше, получилось…
В мире существует железное маркетинговое правило: если товар пользуется спросом, его нужно производить в больших количествах, чтобы удовлетворить спрос и получить большой доход. Кинофильмы и в особенности телесериалы уже давно являются товаром, который нужно предложить зрителю. За исключением «Бригады» в истории российского телевидения вряд ли можно найти сериалы более востребованные зрителем, чем распространённые на стыке веков всевозможные «ментовские» проекты – от «Улиц разбитых фонарей» до «Убойной силы». Так что решение продюсеров НТВ сыграть на традиционной российской ностальгии и любви зрителей к полюбившимся героям, выпустив новый сериал со старыми лицами «Литейный», на первый взгляд кажется абсолютно верным и целесообразным.
Напомним, что в первый свой сезон, в 2008 году, сериал назывался «Литейный, 4», так как именно по этому адресу в Санкт-Петербурге располагается специальный отдел МВД России по расследованию особо важных преступлений. И именно с этим отделом связана деятельность героев сериала, которые занимаются привычным для героев такого рода сериалов деятельностью - расследуют преступления, ищут преступников и арестовывают их. Но со второго сезона сериал был переименован в просто «Литейный», так как самым распространённым вопросом зрителей к создателям проекта был «Вот есть «Литейный, 4»; а где можно посмотреть «Литейный, 1», «Литейный, 2» и «Литейный, 3»?».
То, что кажется логичным на стадии разработки идеи, нередко терпит неудачу на практике. Так произошло и с «Литейным» - этот проект не только не снискал лавры своих предшественников и фактически прародителей, но и абсолютно заслуженно признан большинством зрителей самым провальным и бездарным сериалом последних лет. Многие дошли даже до того, что по шкале «не смотреть ни в коем случае» поставили «Литейный» даже ниже сериала «Кармелита». В чём же причина такого парадокса? Их несколько.
Под номером «один» значится то обстоятельство, что продюсеры и режиссёры не приняли во внимание простой хронологический факт - сейчас не 1999 год, а 2009-ый. Тот телепродукт, который десять лет назад воспринимался российским зрителем, уставшим от отсутствия отечественного кино и изобилия латиноамериканских мыльных опер, как нечто долгожданное и свежее, сейчас не может восприниматься иначе, как нечто «не первой свежести». Очень неприятно думать, что нас считают за людей, вкусы и требования которых не меняются со временем, и нам можно предлагать фильмы, снятые по стандартам нищих 90-х годов. Но, просматривая «Литейный», нельзя избавиться от подобного ощущения. Всё то же самое - манера съёмки, построения сцен и кадра, типажи персонажей, качество и направленность юмора. Это было актуально в своё время, но сейчас это почти никому не интересно.
Второй причиной является очевидный сюжетный кризис. Да, можно возразить, что детективные истории изначально не предполагают большого разнообразия сценарных линий и ходов, но нельзя же прибегать к шаблону до такой степени. Решили сделать акцент на проверенные варианты с историями о наркоторговцах и коррумпированных чиновниках? Хорошо, но придайте всему этому какой-нибудь хотя бы внешний новый вид, добавьте психологизма или экшена, уйдите от приевшегося стереотипа «кабинетного» детектива, в котором две трети фильма занимает скучная болтовня на фоне столов, стульев, телефонов и компьютеров. Но этого не случилось, сценаристы продолжают пытаться что-то извлечь из тех же сюжетов, которые они уже использовали 12, 10, 7 лет назад. Получается это у них откровенно плохо.
Третья причина, в наибольшей степени лежащая на поверхности, это актёрский состав. Конечно, мы любим и ценим Андрея Федорцова, Алексея Нилова, Сергея Селина, Юрия Кузнецова, Анастасию Мельникову и других телевизионных «заслуженных борцов с организованной преступностью», которые, к тому же, в большинстве своём в «Литейном» играют под своими настоящими именами. Вот только есть одна мудрость, звучащая как «всему своё время». В конце прошлого - начале текущего веков все эти актёры (может быть, кроме Юрия Кузнецова) были, по сути, начинающими, они только-только зарабатывали известность у зрителя и свои «имена» в профессиональной среде.
В силу этого им самим было интересно работать в подобных проектах, их азарт не мог не отражаться и на их образах, что было видно зрителю. А сейчас мы имеем дело с уже известными и, чего скрывать очевидное, постаревшими актёрами, которых от криминальных сериалов уже откровенно тошнит. Но дело в том, что за эту работу неплохо платят, для многих это единственный источник достойного заработка, так что нужно себя заставлять зарабатывать. В результате этого откровенного «не-интереса» к работе получилось так, что ни один (ни один!) из основных героев «Литейного» не может занести этот проект себе в актив. Складывается впечатление, что актёры делают одолжение режиссёру, машинально произнося наскоро заученный текст и даже не пытаясь изобразить что-нибудь этакое. Обидно за актёров, но ещё обиднее за зрителей.
Так что, к сожалению, на примере сериала «Литейный» подтвердилась правота Виктора Степановича Черномырдина и его легендарного принципа российской жизни: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Источник: Наш Фильм
blog comments powered by Disqus