«Я вернусь»: очередное «военное мыло»
После примерно пятнадцати лет, во время которых тема Великой Отечественной войны практически была вычеркнута из российского кинематографа, наступил настоящий «военный кинобум». С начала 2000-х каждый год появляется одна - две картины, посвящённых суровым событиям почти 70-летней давности, а уж о телесериалах и говорить нечего. На гребне популярности темы Первый канал запустил проект «Я вернусь».
Впрочем, на этот раз в центре внимания оказались не собственно военные действия на всех фронтах. Сценарист Наталья Назарова и режиссёр Елена Немых решили напомнить нам о людях, о которых в наше время уже почти никто и не помнит - об остарбайтерах. Так в нацистской Германии называли насильственно угнанных в Рейх для работы на гитлеровских предприятиях жителей Восточной Европы и СССР. Судьба их была сложна - угнанные практически в рабство, после возвращения многие из них были репрессированы за так называемое «сотрудничество с врагом». История также была к ним не слишком справедлива: все знают об узниках концентрационных лагерей, но вот об остарбайтерах вспоминают не часто.
О жизни девушки, попавшей в немецкий плен и оказавшейся затем в Германии на принудительных работах, и рассказывает сериал «Я вернусь». Муся Растопчина, младшая из трёх дочерей московского профессора Василия Растопчина, в начале лета 1941 года был полна радужных надежд. Она только что окончила школу, поступила в театральное училище (об актёрской профессии она всегда мечтала), в её жизни появилась любовь в лице юноши Мити. Казалось бы, всё в жизни будет прекрасно. Но вот одна за одной на семью Растопчиных стали обрушиваться беды. Сначала был арестован отец семейства, Василий Растопчин. Буквально на следующий день началась война. Митя сразу же записался в добровольческое ополчение и ушёл на фронт. К осени 1941 года ситуация ещё более усложнилась - в находящейся под угрозой захвата Москве почти не осталось продовольствия, так что Муся с мамой вынуждены были искать в подмосковных деревнях хоть какую-то еду в обмен на свои старые вещи. Во время такого «продовольственного рейда» Муся попала в плен к фашистам, которые вместе с тысячами других девушек отправили её на запад, в Рейх...
Сериал «Я вернусь» обладает двумя плюсами по сравнению с другими многочисленными проектами последнего времени о войне. Во-первых, наконец-то написан сценарий, способный претендовать на оригинальность, во-вторых, невооружённым взглядом заметно, что создатели фильма очень старались сделать свою работу качественно (что понятно, ведь над проектом трудились два с половиной года). Вот только жаль, что этим список «плюсов» практически и ограничивается.
Скажем, кто мешал сделать качественные начальные титры? Нет, в плане компьютерной графики и дизайна вопросов нет, всё нормально, но вот музыка... За последние лет пять все эти излишне пафосные музыкальные композиции в сериалах о войне уже порядком поднадоели. Вспомнить хотя бы гениальную в своей простоте и непритязательности тему из «Семнадцати мгновений весны». Зачем же делать звуковое сопровождение каждого сериала похожим на саундтрек «Гладиатора» или «Пиратов Карибского моря».
Понятно и объяснимо желание режиссёра Елены Немых использовать максимальное количество крупных планов, ведь задумывался этот фильм не как рассказ о войне, о боевых наступательных и оборонительных действиях, а как рассказ о судьбе людей во время войны. Тут уж, конечно, без крупных планов не обойдёшься. Но ведь совершенно зацикливаться на них нельзя, иначе просто не видно общей перспективы, не видно, в каких событиях «варятся» персонажи, не создаётся цельной картины происходящего. В конце концов, от обилия крупных планов начинаешь уставать, не замечая ничего, кроме мельтешения в кадре.
Ну и, конечно, не обошлось без ряда логических нестыковок (в данном случае мы не говорим о каких-то чисто исторических несоответствиях). Например, сценарист наделил Василия Растопчина то ли отсутствием мозгов (что выглядит маловероятным, учитывая его профессорский статус), то ли безумной безрассудной храбростью. Ну не могло быть таких явных оппозиционно-критических высказываний в адрес Сталина и всего строя. Ведь на дворе был уже 1941 год, «большой террор» уже бушевал в стране несколько лет, боялись не то что слово непочтительное о Сталине сказать, а ночью под одеялом подумать неподобающе о величайшем вожде всех времён и народов. Или, скажем, перестарались с созданием военной атмосферы - откуда, интересно знать, в Москве могли взяться противотанковые сооружения («ежи») спустя всего несколько дней после начала войны? Тогда никто и подумать не мог (а если и мог, то сказать вслух), что немцы будут угрожать столице, да и их элементарно не успели бы начать изготавливать.
Что касается актёрского состава, то здесь хочется сказать продюсерам спасибо, собрали хорошую команду. Чего стоит только короткая, но необычайно насыщенная эмоциями роль Александра Пороховщикова. Очень удачным кажется выбор Романа Полянского на роль Мити. Если же говорить о главной звезде проекта, Елизавете Боярской, можно отметить лишь, что актриса старалась. Другой вопрос, готова ли она (и будет ли готова вообще) исполнять роли, насыщенные трагическими переживаниями и эмоциями. Но тут уж покажет время.
Источник: Наш фильм
blog comments powered by Disqus