Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



История жанра реалити-шоу

07 августа 2009

Говоря о жанре реалити-шоу, мы этим термином охватываем слишком значительную часть современных телевизионных передач. Поэтому, чтобы нам было легче вести дальнейший разговор, попробуем разграничить современные реалити-шоу на группы (поджанры).

Основная и наиболее популярная группа - это так называемые «шоу с подглядыванием». Участниками такого шоу являются обычные люди, оказавшиеся в рамках шоу случайно (пример - «Скрытая камера») или через прохождение специального кастинга.

В случае с набором участников шоу, разработчики и организаторы стараются сделать так, чтобы их герои воплощали собой разные, но в то же время типичные для общества характеры. Тем самым каждый зритель имеет возможность найти на экране что-то близкое и интересное лично ему.

Второй тип реалити-шоу - это «шоу на выживание». По законам этого шоу участников помещают в экстремальные условия и предлагают биться за победу до конца.

Третий тип шоу - это реалити-шоу, построенные на овладении какой-либо профессий в результате интенсивных тренировок и конкурсов среди участников. Весь процесс обучения и вся внеучебная жизнь героев на проекте проходит перед глазами телезрителей. Хорошим примером такого шоу может быть отечественная «Фабрика звёзд».

Наконец, четвёртый тип реалити-шоу - это «шоу-соискания». В этом шоу участникам также предлагается показать свои интеллектуальные, профессиональные или физические данные - но наработанные до момента начала шоу, без последующего обучения. Основу таким шоу-соисканиям заложил медиамагнат Дональд Трамп, проведший, как он сам выразился 13-тинедельное собеседование в виде телепередачи «Apprentice». Российская адаптация называлась просто - «Кандидат».



Прародителем современных реалити-шоу принято считать... радиопередачу «Скрытый микрофон», выходившую в Великобритании в конце 1940-х. С распространением телевидения, в 1948 году вышел аналог этой передачи для эфира - «Скрытая камера». Именно эти программы впервые стали записывать и транслировать в телерадиоэфире реакцию и поведение обычных людей в ситуациях, заранее придуманных сценаристом.

Увидев, что простым людям у телеэкранов интересно смотреть на таких же простых людей в телевизоре, в эфир начали выходить шоу, где профессиональных актёров стали заменять людьми с улицы. Так в 1950-е годы появились шоу «Опережая время» и «Причина или следствие».
Следующим телепроектом, внесшим свою лепту в развитие жанра, стало документальное шоу длиною в жизнь - «Seven Up». Каждые семь лет, начиная с 1964 года, каждого из четырнадцати участников расспрашивали об их жизни: кто, как, с кем и чего добился. К жанру реального телевидения подобные шоу не могут быть отнесены по причине отсутствия сюжета, однако, именно они начали делать знаменитостей из случайных людей.

Наконец, фундамент знаменитой «скандальности» внесло в жанр шоу «An American Family», транслировавшееся в США в 1973 году по каналу PBS. Двенадцать эпизодов шоу повествовали о «простой» американской семье. Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей, десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний.

Истинное рождение жанра реалити-шоу связано с именем голландской компании Endemol. Её создатели - театральный продюсер Йоганес (Юп) ван ден Энде и медиамагнат Джон де Мол. Созданная в 1994 году Endemol поначалу была мало чем примечательной телекомпанией. У неё были успешные проекты, были провальные...

Всё изменилось, когда в 1997 году Юп ван Энде прочитал в одном научном журнале об эксперимента американских учёных. Эксперимент назывался «Биосфера 2» и проводился в штате Аризона с 1991 по 1994 годы. Сутью эксперимента было воссоздание полного цикла жизнеобеспечения на закрытом для внешних воздействий участке окружающей среды и жизнь на этом участке людей. В эксперименте участвовали 8 человек - 4 мужчины и 4 женщины, которые на протяжении 3 лет поддерживали под куполом «Биосферы 2» экологический баланс.
Узнав, что, помимо научных проблем, участникам эксперимента приходилось решать и задачи психологического характера, ван ден Энде решил использовать идею для создания телевизионного шоу.

Так появился «Большой Брат» (Big Brother - аллюзия на название романа Джорджа Оруэлла. Правильно, конечно, «Старший брат») - первое в истории телевидения реалити-шоу в поджанре «подглядывание». Оно вышло на голландские телеэкраны в 1999 года и транслировалось по каналу Veronica TV.

Ремарку о поджанре мы сделали не случайно - реалити-шоу «Survivor» (в России оно впоследствии станет известно как «Последний герой») вышло в в Швеции в 1998. Нужно отметить, что этот проект оказался трагическим для одного из участников. Синиса Савия, будучи исключенным своей командой, через две недели по возвращении с острова домой покончил жизнь самоубийством. Именно с этого момента присутствие психолога в съемочной группе стало обязательным.


Во время первого показа «Big Brother» в Голландии (с 16 сентября по 31 декабря 1999 года) в доме в городе Алмере жили 5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 22 до 49 лет. Всего было отснято 10 000 часов, из которых ежевечерне формировались 35-минутные выпуски. Примерно каждый пятый голландец, у которого в этот момент работал телевизор, смотрел именно «Big Brother». Было зарегистрировано 58 млн. посещений сайта www.big-brother. nl. Реклама, демонстрировавшаяся во время трансляции, принесла компании Endemol прибыль в 7 миллионов долларов.

Однако - это было только начало. Узнав о новом формате шоу, многие кинокомпании захотели приобрести у Endemol лицензию на проведение нечто подобного. На сегодняшний момент прибыль Endemol от шоу составляет около 6 миллиардов долларов. Те же, кто не смог или не пожелал прикупить у Endemol заветную лицензию, начали создавать свои реалити-шоу - благо жанр начал стремительно набирать популярность.

Одним из наиболее шокирующих реалити-шоу стало, к примеру, «Сart House», снятое скрытыми видеокамерами в одном из борделей Лос-Анджелеса. На пленку запечатлевался весь процесс пребывания клиента в этой своеобразной «студии» - приход, выбор проститутки, торг и доже сами любовные утехи. Любопытно, что из 50 "счастливчиков", попавших под прицел невидимых камер, лишь трое отказались подписать документ, дающий телеканалу право транслировать в эфире компрометирующие материалы.

Очень большую популярность приобрело в США шоу «The Bachelor» («Холостяк»). По его правилам главным герой решал непростую задачу выбора невесты из 25 кандидаток. Одну за другой каждый день в прямом эфире молодой человек прилюдно отвергал, красочно и подробно объясняя причины своего поступка. В итоге в финал вышли две барышни. И ещё неизвестно, что доставило 26-миллионной зрительской аудитории большее удовольствие - радость победительницы или слезы отвергнутой финалистки... Феноменальный успех программы был настолько предсказуем, что сразу после оглашения результатов, было заявлено, что оставшаяся не у дел финалистка станет героиней следующей серии шоу - "The Bachelorette» («Незамужняя») и выбирать из 25 претендентов придется уже ей!
Формат «Холостяка» особенно полюбился продюсерам крупнейшего канала в мире - MTV, которые запустили у себя целую обойму похожих проектов.

Наконец, вспоминая наиболее скандальные реалити-шоу современности, нельзя не упомянуть о вышедшем в2007 году в Нидерландах телепроекте, участниками которого стала смертельно больная женщина и несколько десятков пациентов больниц, ожидающих своей очереди в пересадке почки. Правда, после шквала критики в адрес авторов проекта выяснилось, что актеры были подставными.
Big Brother - как всё начиналось.

В России развитие реалити-шоу произошло ровно по тому же сценарию, что и в мире: в сентябре 2001 года премьера шоу «Последний герой» (на канале ОРТ), а 27 октября 2001 года на российском канале ТВ6 был запущен аналог «Big Brother», проект под названием «За стеклом».
Что касается непосредственно "Дома-2", то это реалити-шоу интересно хотя бы тем, что сменило свою жанровую ориентацию прямо в ходе эфира. Ведь формально строительство дома участниками в прямом (и не очень прямом) эфире - это типичное "шоу овладения профессией". То же, что мы видим в эфире сегодня - безо всяких сомнений относится к поджанру "шоу подглядывания".

Подводя итог истории развития жанра реалити-шоу, надо сказать, что их среднемировой рейтинг вырос до 20% (начиная с 1999 года) - то есть почти 1,3 миллиарда человек от всего населения Земли предпочитают эти программы всем другим. Рекордсменом по количеству реалити-шоу является Европа, где их выпуск составляет 40% от всех программ, производимых каналами. А вот в Америке популярность жанра падает и в совокупном рейтинге составляет теперь лишь 2,9% от общей аудитории.

 

www.virtonomica.ru

Источник: OVideo

3476

blog comments powered by Disqus

На телеэкране


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI