Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Аморальность присуща всем современным реалити-шоу?

30 июля 2009

Суть претензий к данному реалити шоу, замучившему всех своей монотонной пустотой, ясна и очень проста. Уточнять её снова бессмысленно. Однако попутно возникает вопрос - а может, реалити-шоу вообще предрасположены к эффектам непроизвольной аморальности?

Умом понимаешь, что это не так. Однако душа переживает противоположное, поскольку рядом с «Домом-2», в 01.00 по ТНТ идет другое реалити шоу - «Кто не хочет стать миллионером». Оно замышлялось и создавалось ещё до кризиса. Теперь, когда жизнь переполнена разговорами о кредитах, банкротствах, неплатежах и платежах, «Кто не хочет...» обрело повышенную актуальность. Но не обсуждением финансовых проблем, а тем, что недвусмысленно возвещает о системном кризисе нематериальных ценностей. В этом «Кто не хочет стать миллионером» ничем не краше «Дома-2».

Правда, смотреть его проще. Во всяком случае это получается лучше у меня, видимо, как у человека, серьёзно относящегося к человеческим чувствам и далёкого от денег. Близко к сердцу принять проблемы людей, охотящихся за миллионом, я не в состоянии. Поэтому меня даже не очень убивает то, что многословие участников проекта обратно пропорционально их словарному запасу - точно так же, как в «Доме-2». Однако чем дольше смотришь на медленные шевеления людей в креслах и диванах, тем больше изумляешься сути такого препровождения времени. Почему комфортный дизайн должен непременно оттенять психологический дискомфорт и эмоциональное неглиже?

Программа декларирует, что все участники будут постоянно находиться в замкнутом пространстве некоего бункера, глубоко под землей, без сотовых телефонов. Нам даже показывают, как происходит это погружение в ад.

В такой модели легко прочитывается модернизированный мотив необитаемого острова или естественной лаборатории. Популярный приём у просветителей, которые в литературе любили иллюзии неопровержимости. Вот вам лабораторный опыт о сущности человеческой природы. Вот его результаты. Значит, других результатов быть не может.

В «Кто не хочет стать миллионером» показывают, как люди грызутся из-за денег, обзывают друг друга ненормативными словами, затевают друг против друга интриги и вообще начинают психовать. Ага, значит, иначе относиться к большим деньгам люди в принципе не способны. Реалити-шоу словно смакует низость человеческой природы эпохи денежно-денежных отношений. Чтобы мы все жили с сознанием неизбежного унижения со стороны окружающих и как бы даже необходимой внутренней деградации при попытках обрести капитал. Однако чистота эксперимента здесь более чем сомнительна, поскольку условия его выдают всю низость природы нашего современного ТВ.

Несколько человек должны договориться, кому из своего совражества они отдают миллион долларов. Отдать эти немалые деньги можно только кому-то одному, стало быть, голосование должно пройти единогласно. Пока участники шоу не договорятся, деньги утекают - счётчик моргает, сумма уменьшается. Если договорятся - кто-то получит остаток миллиона. Не договорятся - миллион канет. Ксения Собчак с высокой причёской и в очках строго, но не грубо напоминает о таких вариантах развития событий. Она возникает на экране перед участниками шоу, как богиня-вседержительница. Поговорит, постращает, выяснит расклад сил и умонастроения - и снова пропадает, и снова охотники за миллионом тусуются без высокого контроля.

Вымороченные условия игры гарантируют отвратительность их воплощения. Почему миллион надо кому-то обязательно отдавать? Если люди пришли за миллионом, то, ясное дело, им хочется его получить. А если не получить, то не по своей воле, а по какой-нибудь «уважительной» причине. Почему заявленная сумма уменьшается, да ещё очень быстрыми темпами? Ведь ясно же, что договориться об отказе от денег в пользу одного-единственного игрока не просто сложно, а как-то изначально глупо и несправедливо. Ведь этот единственный в лучшем случае для остальных никто. А в худшем - глубоко антипатичный им человек.

Но тут всё дело, во-первых, в воспитании телевидением социальной покорности. Главное правило заключается в том, чтобы не обсуждать правила и не бунтовать против правил, установленных не тобой и без твоего участия. Во-вторых, главная цель всего хода игры - создание максимально издевательских условий для игроков. Процессуальный садизм является основным предметом демонстрации. Вместе с мазохизмом игроков, естественно.

ТНТ выстраивает антиутопию на мотивы кризиса и приглашает зрителей ею упиваться. Проект будто излучает имперсональную эйфорию от самой возможности подобной антиутопии. Мол, гляньте, господа, во что легко втягиваются ваши современники, ваши соседи по текущему моменту.

А соседи кто? Да в том-то и дело, что участники подобных проектов непременно выглядят как маргиналы, низкого полета авантюристы, неудачники-люмпены, неадекватыши. Ведь понятно, что только эти группы населения могут тратить своё время на такие проекты, позволять ходить по себе ногами, терпеть унижения, мучиться от тесного общения с не самыми желаемыми собеседниками.

Не такие люди составляют основную массу населения - иначе невозможно было бы жить. Но именно такие люди выступают в реалити-шоу типичными представителями общества. ТВ их провоцирует, и они провоцируются - а иначе зачем бы их держали на ТВ. Другие в таких проектах не нужны.

Есть там один игрок - якобы психотерапевт, якобы сорока двух лет, по ряду реплик классифицируемый как мужчина нетрадиционной сексуальной ориентации. Ведёт он себя как не вполне психически нормальный, и это обсуждают собункерщики. Выглядит на все пятьдесят пять. Возможно, это вымышленный или частично вымышленный образ. (Мне известны случаи, когда в подобных программах часть документальных данных биографии сохраняют, а возраст, к примеру, корректируют под целевую аудиторию. И тогда человек шестидесяти двух лет может быть представлен как тридцатисемилетний. Видеоряд всё стерпит.) В любом случае образ весьма удался, поскольку очень легко поверить, что именно такой субъект с большими странностями способен пойти в такой проект. Или восемнадцатилетний мальчик с сильно провинциальным говором и пышной причёской, под которой вообще не заметно наличия интеллекта. Или парень под тридцать, который уже один раз попробовал быть бизнесменом и теперь нуждается в миллионе, чтобы попробовать вторично.

Не хочешь работать, а хочешь сразу управлять коммерческим предприятием? Иди на ТВ - там тебя покажут как героя эпохи.

Не хочешь учиться, а хочешь просто быть звездой по-быстрому? Иди на ТВ - вдруг там завтра будет нехватка звёзд.

Не нашел себе места в социуме? Иди на ТВ. Здесь ты был неудачником. На ТВ ты будешь образом неудачника. Большая разница.

«Кто не хочет стать миллионером» вслед за «Домом-2» упрочивает моду на асоциабельность, выносимую в визуальное пространство.

Когда нет денег, нет профессии, нет насиженных мест, а хочется всего сразу - славы, денег, карьеры, социальной востребованности - идут в реалити-шоу. Получается, что телевидение с его неутолимой жаждой новых и новых типажей подешевке, с его разбухающими кастинговыми фирмами, выполняет функцию приёмника-распределителя для авантюристов и социально невостребованных элементов. Таковых у нас море, и реалити-шоу склонны даже преувеличивать его масштабы. На телевидении такие нужны. И если с ними трудно работать, их допридумают и досыграют те, кто владеет соответствующими навыками. Это и означает «Почувствуй нашу любовь».

Екатерина Сальникова  chaskor

Источник: Newsland

1514

blog comments powered by Disqus

На телеэкране


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI