Украинские телеканалы покупают чужие программы, хотя выгоднее снимать свои
В начале 90-х революцию на советском телевидении совершила телекомпания «Вид» — первое ток-шоу «Тема», первые диалоги в прямом эфире «Час-пик», телевикторина «Поле чудес», «Музобоз». Сегодня большинство центральных российских телеканалов заполняют сетку вещания самостоятельно произведенными программами, сериалами, шоу. Украинские телеканалы, увы, не могут похвастать стопроцентным отечественным наполнением.
«По первой программе кто-то пилил на скрипке. Полюбовавшись некоторое время измученным лицом пильщика, я переключился. По второй программе плясала самодеятельность: взметывала пестрые юбки, грохотала каблуками, сводила и разводила руки и время от времени душераздирающе взвизгивала. Я снова набил рот картошкой и снова переключился. Здесь несколько пожилых людей сидели вокруг круглого стола и разговаривали. Речь шла о достигнутых рубежах, о решимости что-то где-то обеспечить, о больших работах по реконструкции чего-то железного... Я жевал картошку, ставшую вдруг безвкусной, слушал и проникновенно про себя матерился». Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая Судьба» |
Производство собственного телепродукта существенно увеличивает рентабельность телеканала. Но большая часть отечественного эфира заполнена иностранными фильмами, сериалами и ток-шоу. Почему так происходит, легко объяснить на примере телесериалов.
Чтобы продукт стал коммерчески успешным, он должен получить высокий рейтинг. Производство получасовой серии качественного «мыла» стоит около $50 тыс. Одной рекламой производственные затраты компенсировать получается не всегда.
30-минутную серию мыльной оперы можно сопроводить максимум шестью минутами рекламы, т. е. 12-ю роликами по 30 секунд, поскольку закон ограничивает рекламу в телеэфире — не более 12 минут в час. При рейтинге сериала 5,0 (т. е. фильм смотрят 5% потенциальных телезрителей старше 18 лет) сопровождающая его реклама в прайм-тайм может принести общенациональным каналам первого эшелона около $80 тыс. Прайсовая стоимость рекламы считается по формуле: 12 роликов х 5,0 рейтинга х $1,3 тыс. (максимальная стоимость пункта рейтинга без надбавок и скидок). Рекламный доход каналов второго эшелона от одной серии составляет не боле $36- 45 тыс., третьего — $24 тыс.
Каналов первого эшелона в Украине всего два — Интер и «1+1». Остальным, чтобы вернуть вложенные в производство сериала суммы, нужно продать мыльную оперу 2-6 телеканалам, по цене $4-5 тыс. за серию. «Продать в Украине (сериал. — Прим. Контрактов) нескольким каналам по $4-5 тыс. за серию практически невозможно, поскольку российские компании предлагают свои продукты в несколько раз дешевле», — констатирует директор продакшн-студии Lizard Films Леонид Кантер. Но даже предлагая сериал по «российским ценам», в Украине вряд ли удастся найти достаточное количество покупателей — как правило, «мыло» в пределах страны продается два-три раза, не более. «Из-за небольших доходов от рекламы не все каналы могут позволить себе собственное производство и даже покупку качественных отечественных программ или успешную адаптацию зарубежных форматов», — отмечает директор по маркетингу телеканала «1+1» Дмитрий Попов.
Рекламу на мыло
В эфире общенациональных каналов преобладают художественные фильмы и телесериалы. Это единственный жанровый сегмент, занимающий почти 30% эфира в неделю. В этой категории телепродуктов практически отсутствуют фильмы украинского производства.
Съемка одной серии «дешевой» мыльной оперы обойдется телеканалу минимум в $20 тыс. Купить готовый продукт с хорошим рейтингом можно в десять раз дешевле — по $2 тыс. за одну серию. Кроме того, покупка готового зарубежного продукта упрощает каналу жизнь — нет необходимости содержать штат людей из смежного бизнеса, тратиться на производственный процесс и т. д.
Что примечательно: мыльные оперы в Украине производят. Делают это отечественные продакшн-студии по заказу российских каналов и за российские деньги. Украинские каналы покупают готовые украинско-российские сериалы уже после проката в РФ.
«Это (украинский рынок сериалов. — Прим. Контрактов), условно говоря, вторичный рынок. Продаются проекты, которые себя уже окупили, поэтому и стоят они для отечественных каналов дешево», — объясняет Александр Брыкайло, директор студии «Пилот» («Миколина погода», «Кунсткамера», «За грошi» и др.). «Премьерный показ может стоить очень дорого, — говорит Леонид Кантер. — А фильмы и сериалы, уже «откатанные» по несколько раз, продают пакетами за смешные деньги. Такой себе секонд-хэнд, где Украина скупает большинство телевизионной продукции». По его словам, одну серию телефильма б/у можно купить даже за $500 (средний гонорар режиссера мыльной оперы за одну серию).
Сериалы популярнее художественных фильмов и собирают больше число телезрителей. Например, в начале февраля самый рейтинговый фильм недели «Поцелуй бабочки» (Интер) с рейтингом 8,5 по охвату аудитории уступал как минимум двум сериалам — «Обреченная стать звездой» (Интер) и «Кадеты» (1+1), которые смотрели более 11% украинцев. Тем не менее, по прогнозам директора компании Media Resources Management Ирины Костюк, каналы постепенно будут переходить к «вертикальному программированию» — показывая сериал раз в неделю, а не пять дней подряд, как сейчас.
Развлечения онлайн
Развлекательные программы — викторины, ток-шоу, концерты и реалити-шоу — занимают примерно 20% недельного эфира. Украинские каналы все реже покупают программы этого жанра за границей. Во-первых, произведенный в Украине продукт позволяет отбить часть затрат за счет спонсорства и продакт-плейсмента. Во-вторых, темы викторин и ток-шоу должны учитывать украинскую ментальность — только в этом случае они могут стать популярными. Кроме того, выше рейтинг, а значит, и стоимость рекламы у тех викторин и ток-шоу, которые предлагают телезрителям принять участие в интерактивных опросах, голосованиях и даже съемках самой программы. Например, в феврале рейтинг украинского Шанса был самым высоким среди развлекательных программ — передачу смотрели 10,75% украинских телезрителей.
В категории викторин и реалити-шоу практика покупки прав на формат встречается чаще: так снимали в Украине «Перший мільйон», «Танцы со звездами», «Вопросы для чемпионов». Съемка таких программ стоит от $5 тыс. до $100 тыс. за серию. Например, создание цикла «Танцы со звездами» обошлось Стар Медиа в $1 млн. О том, сколько каналы или продакшн-студии платят за лицензию, телевизионщики говорят крайне неохотно, называя в основном проекты, владельцы которых не скрывают величины роялти.
«Покупка формата — это не просто приобретение прав на использование идеи, но и технологии, — говорит Александр Брыкайло. — В 2001 году обладатели прав на реалити-шоу «Большой брат» (в российском варианте «За стеклом». — Прим. Контрактов) только за консультации запрашивали несколько миллионов долларов». А лицензия на шоу Survivor («Последний герой»), права на которое принадлежат американской компании Fox Entertainment, стоила $3 млн. Реализация своей идеи собственными силами обойдется телевизионщикам значительно дешевле — от $1 тыс. до $30 тыс. за выпуск.
В отличие от реалити-шоу и викторин, идеи для ток-шоу украинские каналы обычно придумывают сами. Но производство таких шоу (особенно ежедневных) заказывают у независимых студий. «Не у всех каналов есть необходимые ресурсы для создания ежедневного ток-шоу, — говорит Александр Брыкайло. — Нужен павильон, огромный штат людей. Если штат канала в среднем составляет 500 человек, то для создания ежедневного ток-шоу понадобится еще как минимум 50 специалистов».
Страна новостей
Во время «оранжевых» событий интерес к новостям и политическим ток-шоу увеличился. Но по прошествии нескольких месяцев после революции их популярность стала падать. «Программы информационного направления, политические, общественно-политические передачи (в том числе ток-шоу) наиболее популярны в период активных политических событий», — рассказывает генеральный продюсер 5 канала Юрий Стець. Новости и программы социального, политического и экономического содержания занимают около 20% недельного эфира. Это, пожалуй, единственные жанры, которые производятся исключительно силами отечественных продакшн-студий и каналов. Один выпуск обходится телеканалу максимум $5-6 тыс., без учета единоразовых затрат на оформление студии, создание заставок и т. д., что может увеличить бюджет проекта примерно на $5-30 тыс.
Рейтинги новостных программ выше рейтингов многих развлекательных передач. Более того, по популярности они почти не уступают сериалам.
Смотри украинское
Эксперты уверены, что доля отечественных программ в украинском телеэфире будет расти. Во-первых, законодательные квоты обязывают телеканалы с 7 до 23 часов как минимум 50% эфира наполнять программами украинского производства (Закон «О телевидении и радиовещании», ст. 28). Во-вторых, растет рейтинг украинских программ. «Отечественный контент обычно получает более высокие рейтинги», — отмечает Дмитрий Попов.
«Развитие рекламного рынка Украины рано или поздно позволит большинству каналов создавать качественные программы. С каждым годом все больше телекомпаний будет ориентироваться на продукт, созданный своими силами или заказанный для конкретного канала», — не скрывает оптимизма председатель правления ЗАО «Телекомпания «ТЕТ» Григорий Тычина.
Но даже с учетом роста стоимости рекламы на 30-50% в год уровня финансовой независимости российских каналов украинские телевизионщики достигнут не раньше, чем через 2-3 года.
Что смотрят* | ||
Жанр | Доля эфирного времени за неделю, % | |
Художественные фильмы | 15,1 | 29,1 |
Телесериалы | 14 | |
Развлекательные программы (игры, викторины, ток-шоу, музыкальные программы, концерты и др.) | 19,5 | |
Реклама | 13,7 | 18,6 |
Заставки, анонсы каналов и проч. | 4,9 | |
Новости (ежедневные новости, включая спортивные, прогноз погоды, репортажи, криминальные хроники и др.) | 11 | 17,9 |
Социально-политические программы (диалоги в прямом эфире, социально-публицистические, экономические программы и проч.) | 6,9 | |
Художественные программы (анимация, спектакли, документальные фильмы) | 6,3 | 11,8 |
Познавательные программы | 5,5 | |
Детские программы | 0,6 | |
Другие | 2,5 | |
Всего | 100 | |
*Распределение недельного эфира ведущих телеканалов по жанрам. Расчет Контрактов на основе данных компании GfK Ukraine по сеткам вещания 12 всеукраинских телеканалов: «Интер», «Студия 1+1», ICTV, «Новый», СТБ, ТРК «Украина», «Первый национальный», ТЕТ, НТН, «Тонис», «5 канал», М1 за неделю (19-25 февраля 2007 года). |
Самые рейтинговые художественные фильмы* | |||||
Леший (Интер) | Фартовый (1+1) | Халк (Новый) | Смокинг (ICTV) | Офицеры (СТБ) | |
Рейтинг | 10,37 | 9,78 | 4,27 | 4,11 | 3,88 |
Доля аудитории,% | 24,52 | 21,3 | 10,09 | 9,26 | 8,71 |
Самые рейтинговые сериалы* | |||||
Кадеты | Волчица | Врачебная тайна | Гибель империи | Солдаты-4 | |
(1+1) | (Интер) | (СТБ) | (Украина) | (Новый) | |
Рейтинг | 14,82 | 13,24 | 5,16 | 3,79 | 3,67 |
Доля аудитории,% | 30,44 | 33,01 | 10,94 | 8,10 | 8,71 |
Самые рейтинговые развлекательные программы* | |||||
Шанс (Интер) | Кривое зеркало (1+1) | Запретная зона (СТБ) | Умора-2005 (Украина) | В гостях у Д. Гордона (Первый Национальный) | |
Рейтинг | 10,75 | 8,85 | 4,33 | 4,01 | 3,09 |
Доля аудитории,% | 22,54 | 20,14 | 9,61 | 10,51 | 8,76 |
Самые рейтинговые новостные программы* | |||||
Подробности недели (Интер) | ТСН (1+1) | Факты недели (ICTV) | «Вікна новини» (СТБ) | События (Украина) | |
Рейтинг | 12,21 | 10,05 | 3,98 | 3,79 | 2,83 |
Доля аудитории,% | 25,89 | 24,13 | 9,49 | 9,38 | 6,11 |
* На одном канале. По данным GfK Ukraine за период 19-25 февраля 2007 года |
ЭФИР ВЫХОДНОГО ДНЯ* | ||||||
Суммарное время эфира | ||||||
Інтер | 1+1 | Новий | ICTV | СТБ | Средний показатель | |
Художественные фильмы | 11:44:58 | 06:22:12 | 12:17:07 | 08:53:16 | 08:23:24 | 9:32:11 |
Реклама, анонсы, заставки каналов | 04:37:30 | 04:59:06 | 04:36:49 | 06:13:19 | 04:37:05 | 5:00:46 |
Развлекательные программы (включая концерты, ток-шоу, викторины) | 06:15:00 | 04:38:34 | 03:54:49 | 01:23:31 | 07:11:42 | 4:40:43 |
Новости (включая спортивные и прогнозы погоды) | 00:33:18 | 01:02:06 | 00:21:36 | 03:28:15 | 02:38:02 | 1:36:39 |
Познавательные программы | 00:25:04 | 02:58:06 | 01:56:20 | 02:04:59 | 0 | 1:28:54 |
Телесериалы | 00:00:38** | 01:28:26 | 00:50:42 | 01:56:40 | 01:09:47 | 1:05:15 |
Анимация, социально-политические программы, телемагазины | 00:23:32 | 02:31:30 | 00:02:37 | 0 | 0 | 0:35:32 |
ВСЕГО | 24:00:00 | 24:00:00 | 24:00:00 | 24:00:00 | 24:00:00 | 24:00:00 |
*Сетки вещания пяти лидирующих общенациональных каналов. Расчет Контрактов на основе данных компании GfK Ukraine (суточный эфир начиная с 3:00 субботы 24 февраля по 3:00 воскресенья 25 февраля 2007 года). | ||||||
**Сериал, трансляция которого началась в 2:12:17 пятницы 23 февраля 2007 года |
Сколько стоит телепродукт | ||||||
Продукт | Стоимость телепродукции, произведенной украинскими телеканалами, $ тыс. |
Цена телепродукции, произведенной украинскими продакшн- студиями, $ тыс. |
Единоразовые затраты: оформление студии, декорации, заставки | Цена готовой зарубежной теле-продукции, $ тыс. | ||
Собст- венные идеи |
Лицен- |
Собст- венные идеи |
Лицен- зионные программы |
|||
Развлекательные проекты (реалити-шоу) | 1-30 | 5-100 | 2-50 | 5-100 | 1,5-60 | 1-300 |
Ток-шоу | 3-20 | не практи- куется |
4-20 | не практи- куется |
5-70 | 3-70 |
Документальные программы | 1-20 | 2-25 | 2-30 | 2-25 | 0,5-10 | 1-50 |
Многосерийные телевизионные художественные фильмы* | не практи- куется |
не практи- куется |
15-300 | не практи- куется |
нет данных | 3-500 |
Телесериалы (мыльные оперы)* | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-60 | нет данных | 2-100 |
Информационные программы | 2-5 | не практи- куется |
3-6 | не практи- куется |
5-30 | не практи- куется |
Документальные фильмы* | 20-300 | не практи- куется |
20-300 | не практи- куется |
нет данных | 7-100 |
Художественные фильмы | не практи- куется |
не практи- куется |
от 40 | от 40 | нет данных | 3-70 |
*Цены указаны за премьерный показ, повторные показы могут стоить в несколько раз дешевле | ||||||
По результатам экспертного опроса телеканалов, продакшн-студий и медиаэкспертов. Стоимость указана за одну серию или одну программу |
«По первой программе кто-то пилил на скрипке. Полюбовавшись некоторое время измученным лицом пильщика, я переключился. По второй программе плясала самодеятельность: взметывала пестрые юбки, грохотала каблуками, сводила и разводила руки и время от времени душераздирающе взвизгивала. Я снова набил рот картошкой и снова переключился. Здесь несколько пожилых людей сидели вокруг круглого стола и разговаривали. Речь шла о достигнутых рубежах, о решимости что-то где-то обеспечить, о больших работах по реконструкции чего-то железного... Я жевал картошку, ставшую вдруг безвкусной, слушал и проникновенно про себя матерился».Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая Судьба»
Рецепт непопулярности
Риск провала телепроекта присутствует всегда — то, что имело огромный успех в одной стране, может провалиться в другой, утверждают телевизионщики. На каждый успешный сериал или шоу приходится минимум три-пять провальных. Например, европейское шоу «Вопросы для чемпионов» не оправдало ожиданий канала СТБ. «Сначала программа выходила в прайм-тайм. Но поскольку доля аудитории передачи была ниже средней по каналу, мы сместили ее на дневное время, а потом и вовсе сняли с эфира», — рассказывает руководитель телеканала Владимир Бородянский. Но во Франции шоу до сих пор очень популярно — вопросы чемпионам задают каждый день уже 16 лет. Аналогичный случай произошел на ТЕТе с телесериалом «Бедная Настя». По словам председателя правления телеканала Григория Тычины, после премьеры на «1+1», второй украинский показ «Бедной Насти» оказался провальным для ТЕТа.
Кто делает телепродуктПервые украинские продакшн-студии появились в начале 90-х, одновременно с появлением коммерческого телевидения и приходом в страну сетевых международных рекламных агентств. По оценкам Сергея Галетия из Украинской медийной группы («Моя прекрасна SIM’я», «9 рота», «Украденное счастье»), в 2000 году телепрограммы, сериалы и фильмы снимало не более 15 студий. Сегодня их около сотни. Компаний полного цикла — около десяти. В таких студиях есть креативный отдел, генерирующий или адаптирующий сюжет; они выполняют весь технический процесс в собственных павильонах, своими камерами, передвижными станциями, монтажными и пр. Зачастую студии полного цикла сами финансируют проекты и занимаются их дистрибуцией.
Менее крупные студии, как правило, работают только под заказ, арендуя помещения и технику. По словам телевизионщиков, для начала этого бизнеса достаточно $10 тыс. — на профессиональную камеру и компьютер. Но полноформатные телевизионные программы начинающие студийщики не снимают, их удел — короткометражки и сюжеты для выставок и презентаций. «Когда мы начинали в 2002 году, взяли в кредит $6 тыс., — рассказывает руководитель студии Lizard Films Леонид Кантер. — Сделали фильм для Британского совета, несколько десятков короткометражек. И через полгода вернули эти деньги. За следующие полтора года купили оборудования на $100 тыс. Сейчас снимаем преимущественно фильмы».
«Развлекательные шоу, новостийные программы и спортивные обозрения украинское телевидение делает профессионально. Но мне не очень нравится, как у нас строятся политические программы. Эти дискуссии бессмысленны — каждый говорит свое. Потом ведущий все это подытоживает, а в результате ничего не меняется. Ощущается нехватка документальных, публицистических программ, хотя эту нишу частично заполняют каналы СТБ, Animal Planets, Дискавери. Не хватает качественного кино. Не сериалов, а именно кино. Но чего катастрофически не хватает нашему телевидению, так это детских программ. А все потому, что они коммерчески невыгодны. В них же запрещено размещать рекламу».
Юрий Горбунов, ведущий программ «1+1» («Танцы со звездами» и «Сніданок плюс»)
«Лучше всего украинским каналам удаются политические ток-шоу. Когда противники выливают друг на друга ушаты компромата, зритель ругается, плюется, но от экрана не отползает. Ведь интересно: кто кого в следующую минуту ударит по печени, а кто попадет оппоненту ногой в пах. В этом успех, например, шоу Савика Шустера — ноль интеллектуальных усилий, успевай только микрофон подставлять следующему участнику, обвиняющему оппонента во всех смертных грехах, включая убиенную тещу.
Игорь Слисаренко, ведущий 5 канала («Время по Гринвичу, «Время новостей»)
«Наши телевизионщики хорошо освоили информационно-аналитические жанры, журналистские расследования. Это можно объяснить тем, что у нас есть некая свобода действий, свобода слова. А не так, как, к примеру, в России, где в каждом рисунке должно быть солнце.
Лично мне не хватает на украинском телевидении авторитетов. Хочется, чтобы было больше людей, к мнению которых можно было бы прислушаться, которых можно было бы считать мерилом вкуса».
Сергей Попов ведущий СТБ («Вікна-новини»)
Ксения Портная
Источник: kontrakty.com.ua
blog comments powered by Disqus