На Первом канале премьера семейного приключенческого фильма «Реальная сказка»
История в фильме такая. Сказочные персонажи живут среди нас. Кащей победил, сказки исчезли, а их героям ничего не осталось, как переселиться в наш современный мир. Кащей их «спас», переведя в реальный мир, но поставил условие, чтобы они не рассказывали, каковы сказки на самом деле и кто в них побеждает. Ну а сам Кащей уничтожает финалы волшебных историй. Осталась всего одна нетронутая книжка сказок, и ее ПРОЧЛА младшая сестренка главного героя — 14-летнего школьника Саши Богатырева. Главный вопрос фильма: готов ли герой пожертвовать собой ради других?.. В фильме много необычных и удивительных вещей: мощный сюжет, интрига, сложные характеры, Иван-дурак, который стреляет из пистолета Стечкина в шапке-невидимке, а в конце — потрясающая сказочная битва с Кащеем…
— Это — современная сказка, — рассказывает режиссер фильма Андрей Мармонтов. — В нашем понимании, сказка в первую очередь должна быть назидательной, должна иметь какой-то смысл, но самое главное — должна быть интересной. Да, актуальная сказка — в этом что-то есть…
Мы все любим сказки Александра Роу, но рассказывать так, как это делал он, уже нельзя, потому что мир изменился. А значит, и сказки должны измениться — подача, способ рассказа. При этом мы пытаемся существовать в рамках культурной традиции. Снимая сказку, ты должен хорошо отдавать себе отчет, с кем ты борешься. А борешься ты с Голливудом — больше не с кем. При наших бюджетах напрямую это делать бессмысленно, поэтому надо делать это более умно. То есть через драму.
Главную роль в фильме исполнил Сергей Безруков, он же выступил продюсером ленты и приложил руку к сценарию.
— Идея фильма изначально была моя, потом я как-то рассказал о ней Андрею Мармонтову, — говорит Сергей Безруков. — Мы с ним встретились в кафе и стали обсуждать, что сейчас может тронуть зрителя. Спорили, как Ильф и Петров, до хрипоты. Но именно в споре рождается истина, так что в результате возник сценарий. Андрей убедил меня, что фильм должен быть больше драмой, чем сказкой. Если бы мы подошли к нему как к сказке, то его бы не стали смотреть — у нас же нет технологий и бюджета, которые есть у «Гарри Поттера». Но и без расчета на это сценарий, как мне кажется, получился любопытным. Многим людям я рассказывал сюжет, многие уже смотрели готовый материал — все говорят: «Цепляет».
— Мы с Сергеем Безруковым знакомы давно, — продолжает режиссер. — И вот однажды во время встречи в кафе, он сказал мне: «Давай снимем сказку!». Давай, отвечаю, но какую? И мы довольно долго обсуждали, какой должна быть сказка. Нащупать было сложно. Детские сказки, «Колобок» например, всем хороши, кроме того, что и Сергею, и мне их неинтересно было бы делать. Думали-думали и поняли, что интересно нам было бы в жанре, условно говоря, философской сказки, близкой сказкам Горина и Шварца, жанре уже давно забытом. Тогда мы пошли дальше и натолкнулись на такую идею: а что будут делать сказочные персонажи, если попадут в наш мир?.. Плюс мы развивали мысль о терзаниях Кащея — какой же он бессмертный, если каждый ребенок знает, как его убить?.. Сценарий и роли практически писались на конкретных людей. И, честно говоря, мы взялись за сказку, лишь зная, что у нас есть Макс Шибаев. Я его нашел давно, около пяти лет назад. В «Диком счастье» (экранизация одноименного романа Д.Н. Мамина-Сибиряка. — Прим. ред.) он сыграл сына героя Сергея Безрукова.
Другой ключевой персонаж нашей картины — Кащей Бессмертный, которого сыграл Леонид Ярмольник.
Мы долго обсуждали, что есть Кащей в нашем сегодняшнем понимании. Кащей как абсолютное зло, которое всех пугает, нам показался совершенно неинтересным. А интересен Кащей, который делает зло по необходимости. Он не получает от этого удовольствия, но, тем не менее, делает его. Более того, он даже защищается: он же не виноват в том, что все хотят его убить! И находит в этом право для себя убивать. Совсем не злой Кащей. Просто рациональный. Нам нужен был Кащей неотрицательный, и из-за этих его человеческих качеств мы выбрали на роль Леонида Исааковича: он обаятельный, благородный, умный.
Сергей взял на себя роль Ивана-дурака. Когда мы искали образ, вдруг поняли, что Сергею, который тогда репетировал Фигаро, и был худой, как испанец, просто необходимо набрать вес. И два месяца до съемок он ходил в «качалку». Как всегда, на площадке много импровизации. Роль рождается ежесекундно, это не что-то затверженное и выученное. Это переживания героя именно в этот момент. В одной из сцен, когда Кащей издевается над Сашей и Иваном, Сергей вдруг подбегает и говорит: «Не могу! Андрюха! Дай пистолет!», я подхватываю эту идею и рождается сцена, в которой Иван стреляет в ушедшего Кащея и ломится в запертые ворота.
Съемки выдались сложными. Около года работа над фильмом не велась из-за финансовых проблем. Основной блок картины снимался в Казани с июля по октябрь 2009 года, а финальные сцены в Праге — в 2010 году. Проблема была не только в финансировании, но и в технологических трудностях. Сказка — один из самых технологически сложных жанров.
Режиссер говорит, что во время съемок происходило много непредвиденного:
— К примеру, мы взрывали машину Кащея. Оставили один каркас, крышу привязали стальным тросиком (чтобы от взрыва она не улетела). А когда рвануло, этот тросик порвался, крыша взлетела метров на 30 вверх и, на наше счастье, упала ровно между машиной и камерой. Даже не хотелось думать, что бы было без этого спасительного тросика…
Но это были легкие съемки. А вот по-настоящему трудным был финальный бой. Невозможно передать, что такое — каждый день по 12 часов подряд проводить под ливнем и по колено в воде. Почти две недели все ходили мокрые с головы до ног — от продюсера до актера. И никакая специальная одежда не спасала. Естественно, был подогрев воды, иначе бы люди слегли, но все же… Снимали смерть Алеши Поповича (его играл Антон Пампушный): он падал и чинно-благородно умирал, лежа в воде. Я хожу в сапогах, Антон лежит в воде, на него ставится свет. И вдруг я обращаю внимание, что его мелко колотит. Я опускаю руку в воду и понимаю, что она ле-дя-ная: выключился обогрев! Командую: «Немедленно включить обогрев! Антон, вставай, простудишься!» На что он мне отвечает: «Андрей. Такое не сыграть, не надо обогрева». Так и снимали два часа в ледяной воде (но Антон не заболел!).
Еще забавная история: в кино специфическое чувство юмора. Мне дали посмотреть иглу, в которой по сценарию смерть Кащея… Я беру ее в руки, и внезапно она ломается. Как вы думаете, какая была первая реакция? «Немедленно звоните Леониду Исааковичу! Как он там?» Он в это время летел к нам в Прагу.
Смотрите «Реальную сказку» на Первом 13 мая в 16.05.
Источник: vokrug.tv
blog comments powered by Disqus


