Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



LiveJournal Russia : «Мы не хотим стать Facebook»

14 января 2012
Руководитель LiveJournal Russia Илья Дронов о том, как решить задачу «сломанного мозга» — сделать ЖЖ более понятным для пользователей

Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. На этот раз о том, почему ЖЖ до сих пор не умер, как сосуществовать с Facebook и Twitter, зачем эта блог-платформа отказывается от рекламы и как зарабатывать на личном блоге, рассказывает руководитель LiveJournal Russia Илья Дронов.   

Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».

Максим Спиридонов: Любой бизнес имеет свои этапы роста, расцвета и заката. Одни компании, взойдя на вершину, скатываются с нее, теснимые более сильными и энергичными конкурентами. Другие закрепляются надолго и годами показывают стабильный рост. Сегодня мы беседуем об уникальном во многих смыслах проекте. Одна из сторон его уникальности в том, что последние несколько лет его регулярно «хоронят», а он все никак не «умирает». У нас в гостях руководитель LiveJournal Russia Илья Дронов.

— Ты согласен с тем, что сегодня в России ЖЖ — это прежде всего знамя и манифест, своего рода общественное, культурное явление?

— Да, я согласен с этим. У нас собралась уникальная аудитория. ЖЖ нашлось соответствующее применение в России, хотя изначально он планировался не таким, каким стал. Брэд Фитцпатрик (основатель LiveJournal)  использовал ЖЖ как блог для себя и своих друзей, он использовал его для того, например, чтобы не звонить всем и не говорить о том, что он уехал отдыхать. До сих пор в Америке LiveJournal используется как собственное, закрытое пространство. 50% всех записей, если не брать в расчет сообщества, создаются в режиме «friends only» или «подзамочном» режиме, когда ты сам, твои друзья или группы друзей могут читать твои сообщения.

— То есть сервис социальной коммуникации?

— Да, изначально он создавался для этого, но в России он приобрел немного другой оттенок. Его используют  как площадку, на которой каждый может вести свое маленькое СМИ.

— Удивительно. Получается, что в России он вывернулся наизнанку?

— Да, можно и так сказать.

— По мнению многих, ЖЖ на сегодняшний день технологически очень сильно отстал от конкурирующих с ним напрямую социальных медиа. Это отставание видно в интерфейсах, функционале, скорости работы. Многие считают, что, если бы не знаменитые блогеры ЖЖ, то сервис давно бы умер. Как можешь прокомментировать такое мнение?

— С точки зрения технической отсталости это правда. ЖЖ был написан в 1999-2001 годах на Perl и с тех пор мало изменился. Технологически он отстал, и это одна из серьезных задач, которая стоит передо мной. Развивать эту платформу тяжело, потому что это требует огромных затрат. Множить сервера уже нет возможности, потому что каждый новый добавленный сервер не дает того роста производительности, которого хотелось бы. LiveJournal вплотную подошел к своему потолку с точки зрения технологий.

— Чуть больше года назад в разговоре с Андреем Борисевичем, который тогда был директором по развитию SUP, мы размышляли примерно о том же самом. Так почему тогда не было принято решение о полной переписи платформы? Не такой уж там и сложный функционал. Мы как люди из разработки понимаем, что это посильная задача для небольшой группы хороших программистов. Они бы смогли за полгода все переписать.

— Не за полгода, а за год, потому что кейсы, которые содержит сервис, и данные, которые уже в нем накоплены, требуют заботы о себе. Надо учитывать, что мы не хотим на 100% повторить текущую функциональность LiveJournal, что-то мы хотим убрать, что-то добавить. Разработку нового ядра ЖЖ мы начали в марте этого года. Почему это не произошло раньше? Потому что у компании была такая стратегия.

— То есть не было политической воли и SUP не совсем понимал, куда вести ЖЖ?

— Я бы сказал, что пробовались разные варианты. Сейчас мы пришли к стабильности, у меня есть возможность все это исправить.

— SUP на сегодняшний день воспринимает ЖЖ как бизнес или как промопродукт?

— И то и другое. Это локомотив с точки зрения SUP, он имеет наибольший охват и наиболее перспективен, в то же время он приносит деньги.

— ЖЖ прибылен?

— Это достаточно сложный вопрос, потому что мы не публичная компания. У LiveJournal нет своего юридического департамента. Есть юридический департамент, который обслуживает весь SUP. Чтобы посчитать, прибылен он или нет, нужно посчитать деление всех ресурсов. Денег он приносит немало.

— Что является основным источником дохода? Реклама?

— Это зависит от региона. Если брать Америку, то там платные сервисы приносят деньги, сравнимые с рекламой. Если брать Россию, то это реклама, но мы постепенно отменяем рекламу. Буквально вчера мы запустили новую систему комментирования, которая отрезает порядка 30% трафика, где отображается реклама.

— А с чем это связано? Ведь баннеры приносят основные деньги.

—  Да, но я считаю, что тактически это хорошие деньги, а вот стратегически это неправильные деньги. Есть и другие способы заработать, не раздражая аудиторию. Например, недавно мы запустили сервис Self Promo. Суть заключается в том, что каждый пользователь может повесить на главную страницу рекламу своей записи, которая не несет коммерческого характера. На этом мы зарабатываем неплохие деньги, притом что место всего одно и оно работает по аукционной системе только на Россию. При правильном развитии событий такой подход к монетизации сервиса принесет больший доход, нежели реклама, которая всех раздражает.

— Это будет по России или по всему LiveJournal?

— Мы отменяем рекламу по всему ЖЖ, соответственно, это будет внедряться поэтапно в разных странах, начиная со стран СНГ.

— Немного коснемся международного бизнеса LiveJournal. Насколько сильно отличается поведение зарубежных пользователей? Отличаются ли способы ведения бизнеса?

— LiveJournal везде разный. В России это площадка, с которой можно, как с трибуны, кричать. Пользователи хотят попасть в рейтинг, они хотят быть №1. Это пузомерка, не в обиду никому будет сказано. В Америке все закрыто, там нет популярных пользователей, там большой вес имеют сообщества, в которых может быть по 200 000 — 300 000 подписчиков. Если взять Сингапур и всю Юго-Восточную Азию, то там ЖЖ используется как площадка по продаже одежды. Например, там есть человек, который ведет порядка 20 блогов, продающих одежду, и он зарабатывает на этом в среднем $50 000 в месяц. Мы даже съездили в Сингапур, наладили взаимоотношения с этими пользователями, организовали им отдельно взятый homepage, который отражает именно эту суть LiveJournal.

— Озвучь цифры по аудитории. Сколько пользователей в кириллическом сегменте и сколько за рубежом?

— В кириллическом 5 млн, за рубежом около 26 млн. Лидируют США, там 12 млн. Но нужно понимать, что это специфические цифры. LiveJournal в отличие от, например, Facebook, — открытая площадка. Вы можете зайти на любую запись, если автор разрешил читать ее всем. Будучи незарегистрированным пользователем, вы можете спокойно читать и комментировать записи. Понятие «зарегистрированный пользователь» имеет для нас меньшее значение, чем для Facebook, которым нельзя пользоваться, если ты не зарегистрирован.

— Читать-то можно…

— Они недавно это сделали, до этого было нельзя и читать. Основной трафик в Америке от авторизованных пользователей. Но в России, на Украине он приходит в основном от неавторизованных пользователей, потому что контент находится через «Яндекс», на него ссылаются во «ВКонтакте», в «Ленте.ру» и на других сервисах.

— Есть мнение, что скоро вся аудитория за пределами кириллического пространства уйдет в Facebook, Twitter и Google+.

— Это зависит от нашей стратегии, в том числе от отказа от рекламы. То, что все пользователи будут на Facebook, сомнений не вызывает, потому что Facebook — социальная сеть и большая адресная книга, а не Publishing House. У нас много пользователей, у которых аккаунт в ЖЖ связан с аккаунтом в Facebook, и это никому из нас не мешает. В Америке так уж сложилось, что в Twitter, когда он запускался, не было рекламы, сейчас она только стала появляться и сделана очень аккуратно и грамотно. Тот же самый Tumblr хорошо растет в Америке, он является чем-то средним между Twitter и LiveJournal, не содержит рекламы, и авторы обещают, что ее там никогда не будет, потому что у них другая модель монетизации. Когда у вас есть древний сервис, который забит рекламой, и при этом  нет популярных людей, способных держать аудиторию, потому что они давно ушли на standalone, то остается только аудитория сообществ, которые там существует.

— Будут ли настолько революционными технологические изменения в интерфейсах и логике функционала, что пользователей, которые имеют возможность выбрать Facebook, можно будет удержать?

— Тренд мы переломим точно. Вопрос, насколько сильно он пойдет в рост. Ответа на этот вопрос у меня нет. Я улетаю в Америку на полтора месяца и буду заниматься изучением этого вопроса. Я буду изучать американскую аудиторию и ее способы пользования LiveJournal как медиаплощадкой, а не как социальной сетью. Для того, чтобы нас воспринимали как медиа, мы уже сделали несколько шагов, которые позволяют нам в той же Америке удерживать аудиторию. Например, мы разрешили пользователям авторизоваться через Facebook, Twitter и Google+, оставлять комментарии, писать в сообществах. Мы не считаем, что это как-то влияет на конкуренцию.

— Есть ощущение, что сервисы блогхостингов медленно уходят в небытие, оказавшись важной ветвью эволюционного развития, но  все-таки тупиковой.

— Я не согласен. История циклична, причем она циклична с точки зрения социума. Это как в моде, всегда желтый цвет возвращается в моду. Сейчас тренд на социальные сети, до этого был тренд на блоги, до этого на форумы. По сути, ничего не меняется, люди остаются теми же, просто их возможности несколько видоизменяется, и их масса растет. Если рассматривать интернет как облако, в котором присутствуют точки, которые подчиняются математическим правилам, то, естественно, при определенных этапах насыщения, их модель несколько меняется. Но, тем не менее, социальные сети — такая же тупиковая ветвь развития, когда-то она тоже во что-то преобразится.

— Сhard-эротика. У нас с тобой получается интересный диалог. Мне кажется, что соцсети потому опасны для вас, что в них можно писать коротко. В Facebook можно добавлять и смотреть картинки, видео, писать при желании большие тексты. Что вы можете противопоставить в перспективе? Сегодня новое поколение стройными рядами направляется во «ВКонтакте» и Facebook.

— Это зависит от возраста. Если говорить о «ВКонтакте», то там сидит молодая аудитория, соответственно, у нее другие потребности. Они смотрят видео, слушают музыку и общаются как в «аське». Facebook в России для бизнесменов, в LiveJournal сидит средняя аудитория, которой есть что сказать, которой есть что послушать, которую интересуют мнения других людей. Все «твиттерные» революции лишний раз показывает то, что применимость подобной эсэмэсной модели в интернете имеет под собой серьезный базис. Я не считаю, что они опасны для нас. Например, с Twitter мы проведем более плотную интеграцию, которая дополнит Twitter нами и нас Twitter. Мы не претендуем на то, чтобы пользователи, которые пишут короткие заметки ввиду модели своего поведения в жизни, писали их у нас, потому что наш сайт не для этого. У нас медийный сервис, у нас всего 4% людей пишут полноценные записи. Этого более чем достаточно для того чтобы сервис рос с точки зрения охвата.

— Расскажи, пожалуйста, чуть больше о том новом функционале и новом интерфейсе, которые будут у обновленного ЖЖ. Этим ведь занимается студия Артемия Лебедева?

— Да. Студия недавно выложила раздел на своем сайте, где можно посмотреть все страницы. Естественно, в процессе их внедрения в реальную жизнь они будут немного видоизменяться. Это будут фундаментальные, революционные изменения с точки зрения функциональности и подхода, а с точки зрения дизайна ЖЖ будет выглядеть так, как будто сейчас 2007-2008 годы. Мы хотим сохранить восприятие LiveJournal текущей аудиторией, хотим, чтобы у них не произошло шока. Мы не хотим стать Facebook, и самый главный вопрос, который мы услышали на мероприятии, на котором были собраны блогеры, где мы рассказывали о предстоящих изменениях вместе с Антоном Носиком и показывали картинки нового дизайна ЖЖ, подготовленного студией Лебедева, — «Это было или стало?». Этот вопрос означает то, что мы решили свою задачу. Мы изменили user interface, но не поменяли восприятие самого сервиса.

— Вы сделали попытку организовать ретроинтерфейс, сказав пользователям, что вы не хотите конкурировать с Facebook и Twitter, что вам это не нужно.

— Я не думаю, что это стоит на поле вопроса конкуренции. Конкурирует не дизайн, а восприятие, востребованность, аудитория и потребляемость. Дизайн — это вкусовщина.

— Сегодняшний интерфейс, которые вы делаете, будет решать проблемы пользователей? Я не раз слышал такое: «Я пытался разобраться с ЖЖ и сломал себе мозг».

— Да, новый интерфейс решает проблемы пользователей, мозг не будет сломан. Но по-прежнему любой человек, который первый раз приходит в нашу систему, все сразу не поймет. Когда система несколько сложна, тебе придется иногда обращаться к инструкции, но в целом те дизайны, которые были сделаны, были направлены на решение задачи «сломанного мозга». Тот же самый Facebook идет по другой дороге. Ввиду предоставления более широкой функциональности всем пользователям они его усложняют с каждым годом.

— Вы с нуля переписывается продукт? Программно это абсолютно новый продукт?

— Мы переписываем поэтапно, но в целом, да, с нуля. Самая главная задача, которую мы решаем в переписывании кода, — это деление представления о данных. Сейчас в LiveJournal «зерна от плевел» не отделены. Сам LiveJournal, может быть, останется таким же, но с точки зрения архитектуры, взаимосвязи пользователей, социальных графов, того, как хранятся записи, комментарии, все изменится, все будет переписано с нуля. Социальный граф — это самое узкое место в ЖЖ, это видно по ограничениям. Например, вы не можете зафрендить более 1000 человек, если вы не платник, и не можете зафрендить более 2000, если вы платник. Это не потому, что мы хотим денег заработать, это потому, что, если платник зафрендит более 2000 человек, то его френд-лента начнет очень сильно тормозить, она будет очень долго собираться. Такие вещи были заложены в изначальный код ЖЖ, и именно с этого мы начали переписывание кода. В начале 2012 год мы отменим все эти ограничения и на основе этого запустим еще ряд сервисов.

— Хорошо. Вы размещаете сервера в США и, таким образом, подчиняетесь американским законам?

— Да. Компания LiveJournal Inc. зарегистрирована на территории США.

— Вы планируете переводить часть серверов в Европу, чтобы трафик бегал быстрее?

— Это зеркала. У нас есть система кэширования, которая позволяет быстрее отдавать контент, соответственно, мы хотим разместить зеркала поближе к России. Когда я приезжаю в Сан-Франциско, у меня ЖЖ летает, потому что нет переброса трафика через океан. Хотелось бы, чтобы в России он работал быстрее. Мы часть зеркал, которые не будут хранить данные, а будут проксировать запросы и отдавать данные быстрее, разместим в Европе.

— Как ты думаешь, через три-четыре года будет ли активно жить некириллический сегмент и каким будет кириллический?

— Однозначно, он будет жить. Я рассчитываю на то, что он будет расти. Это будет зависеть от той стратегии, которую мы реализуем. Скорее всего, мы попробуем перенести историю кириллического сегмента ЖЖ в некириллический сегмент, то есть уйти от сервиса в медиа. Это взгляд с высоты на стратегию. Кириллический сегмент будет дальше расти, потому что у нас все чаще появляются новые звезды, которые быстро добираются до топа пользователей и записей. Изменения, которые позволяют пользователям монетизировать свои дневники без вмешательства с нашей стороны, расширят нашу аудиторию.

Максим Спиридонов

Источник: www.forbes.ru

655

blog comments powered by Disqus

Интернет


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI