Генпрокуратура занялась поисковиками
Генпрокуратура поручила прокурору Москвы провести проверку в связи с распространением персональных данных в Интернете, после того как в поисковиках оказались данные клиентов интернет-магазинов и служебные документы госструктур.
Как сообщил в среду "Интерфакс" со ссылкой на официального представителя надзорного ведомства Марину Гридневу, установлено, что в свободном доступе через поисковые системы "Яндекс" и Google оказались персональные данные покупателей нескольких десятков интернет-магазинов. Она подчеркнула, что, по данным СМИ, в поисковой системе Google были также найдены служебные документы ограниченного пользования ряда госорганов.
"В связи с этим Генпрокуратура РФ поручила прокурору Москвы совместно с контролирующими органами проверить данные факты и принять меры прокурорского реагирования", - сказала Марина Гриднева.
На запрос ComNews в Генпрокуратуре не смогли прокомментировать эти заявления.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) оперативно отреагировали на появившуюся в СМИ информацию. ФАС разместила на сайте пресс-релиз, в котором опровергла заявление о том, что в сеть попали секретные документы ведомства. По словам руководителя пресс-службы ФАС Ирины Кашуниной, "документы, проиндексированные поисковиками, - это планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". "Раньше эти документы действительно проходили под грифом "для служебного пользования", но после того как в декабре 2008 г. был принят Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", все эти документы ФАС поместила в открытый доступ", - успокоила Ирина Кашунина.
"Технический исполнитель, выкладывавший документы на сайте, просто забыл снять пометку "ДСП" в свойствах файлов, что позволило проиндексировать документы поисковиками как "для служебного пользования" и "секретно", - пояснила Ирина Кашунина репортеру ComNews.
С середины июля в российском Интернете произошли уже три крупных утечки информации через поисковые системы. Все началось 19 июля, когда SMS-сообщения, отправленные с сайта сотового оператора "МегаФон", попали в кэш поисковой системы "Яндекс".
Пользователи поисковика, введя определенный запрос, могли в течение нескольких часов прочитать не только полный текст сообщений, но и узнать номера адресатов. Инцидент привлек внимание Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), Госдумы и Следственного комитета РФ. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин даже дал поручение провести доследственную проверку по факту утечки SMS-сообщений, отправленных с сайта "МегаФона". Роскомнадзор собирается проверить, является ли утечка SMS-сообщений нарушением закона о персональных данных (см. новость ComNews от 19 июля 2011 г.)
Во вторник, 26 июля, Роскомнадзор начал проверки интернет-магазинов, допустивших распространение сведений о покупателях. Утечки произошли в 80 интернет-магазинах (в том числе секс-шопах), чьи базы данных оказались должным образом не защищены и в результате были проиндексированы поисковиками и попали в поисковую выдачу. Первым на этом попался и первым же откликнулся "Яндекс", который на прошлой неделе участвовал в подобном скандале, связанном с доступом к текстам SMS абонентов "МегаФона" (см. новость ComNews от 27 июля 2011 г.).
Представитель Google в России Алла Забровская так прокомментировала ситуацию: "Поисковик не может оценить, содержится ли на страницах, которые он индексирует, конфиденциальная информация. Поисковая машина - это робот, и она индексирует только то, что находится в Интернете в открытом доступе. Если владелец сайта или интернет-ресурса не хочет, чтобы поисковик индексировал его страницы, то он должен следовать рекомендациям, которые хорошо известны веб-мастерам, - корректное использование файлов robots.txt с правильными настройками, а также пароли", - сказала Алла Забровская в беседе с репортером ComNews. По ее словам, в Google пока не получали запросов от Генпрокуратуры.
"Такого рода "дырки" наверняка существовали и раньше. Но дело в том, что вы вряд ли найдете их, забивая обычные запросы в поисковую строку. К примеру, ситуация с данными клиентов интернет-магазинов: чтобы найти такую информацию, нужно знать, как правильно сформулировать поисковый запрос", - рассуждает Алла Забровская в ответ на вопрос, с чем могут быть связаны участившиеся случаи утечек данных. Пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков добавил, что "гриппом болеют не только тогда, когда об этом начинают говорить по телевизору".
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus