Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Жизнь после Facebook

11 июля 2011
Жизнь после Facebook

Предыдущие технологические бумы дали человечеству массу полезных вещей. После нынешнего, похоже, не останется ничего.

Представьте, что Facebook или, скажем, Youtube больше нет. Просто исчезли— и все. Трагедия? Нет, скорее мелкое неудобство и поиск нового развлечения на вечер. Споры о том, закончится ли коллапсом нынешний бум на рынке высоких технологий, по большому счету мало что значат для миллионов потребителей. Если они, конечно, не инвесторы и не сотрудники новых интернет-гигантов.

 

И это плохо. Генезис пузыря на любом рынке одинаков: инвесторы вкладывают миллиарды в новые компании, те тратят все больше денег, придумывают все новые продукты, услуги, технологии, становятся все более эффективными. Дальше все обычно заканчивается кризисом.

 

Но после того как оседает пыль, заканчиваются последние банкротства, а инвесторы перестают носить в кармане валидол, оказывается, что жизнь вокруг стала существенно лучше. Убогие компании ушли в небытие, лидеры стали еще крепче. А главное, мы, потребители, остались со всеми наработками, технологиями и товарами, которые были придуманы, когда денег было много.

Это в худшем случае. В лучшем даже инвесторы могут остаться при своих, если только не происходит грандиозного обвала на фондовом рынке.


До последнего времени эта модель в мире высоких технологий работала отлично. Например, технологический бум 1980-х годов, который вознес на олимп Microsoft и Intel, закончился появлением персональных компьютеров в миллионах домохозяйств. Компании разрабатывали новые операционные системы, модели микропроцессоров и прочие вещи, которые делали жизнь проще и удобнее.

Бум доткомов 1990-х тоже не прошел бесследно. Формально начавшись с разработки Netscape первого пристойного браузера, он был «заточен» под интернет. Деньги инвесторов шли на создание интернет-инфраструктуры, разработку технологий поиска, электронной торговли и прочие полезные вещи. Да что там, Сергей Брин и Ларри Пейдж начали Google в 1996 году. Кто сказал, что интернет-поиск не помогает жить и работать?

 

Сейчас все по-другому. Весной этого года Bloomberg Businessweek напечатал отличную статью под названием This Tech Bubble Is Different («Этот технологический бум не такой, как все»). Идея предельно проста: если отвлечься от чисто финансовых достижений, например рекордных оценок нынешних интернет-лидеров (судя по последним сделкам, Facebook сейчас уже стоит под 70 млрд), в сухом остатке от нынешнего интернет-бума не останется почти ничего. По крайней мере ничего такого, что пошло бы человечеству на пользу,— ни современных технологий, ни научных прорывов, ни даже принципиально новых услуг.


Нынешний интернет-бум стал итогом расцвета социальных сетей вроде Facebook или Odnoklassniki и развития модели создания контента UGC (user-generated content— содержание, создаваемое пользователями)— Twitter, Youtube и т.д. Другие компании вроде разработчика онлайновых игр Zynga тоже активно эксплуатируют социальную составляющую.

По сути, большинство этих компаний— а они безусловные флагманы нынешнего интернет-бума— тратят деньги инвесторов и пользователей на то, чтобы заполнить досуг сотен миллионов людей, ежедневно сидящих перед компьютерами. Этоапофеоз индустрии развлечений.

Таково магистральное направление. Безусловно, есть исключения. Одни организуют в Facebook деловые встречи, другие ищут в LinkedIn нового главного бухгалтера, третьи экономят кучу денег, днями и ночами отыскивая скидки в Groupon. Нокто сказал, что без этого нельзя обойтись? Авот без Google или «Яндекса»— уже сложно.

 

Но даже это полбеды. Проблема в том, что технологии, необходимые, чтобы позволить миллионам людей по всему миру ежедневно трепаться друг с другом, играть в онлайн-игры или выгружать видео- или аудиофайлы на сайт, не имеют особой ценности с точки зрения развития бизнеса или радикального улучшения жизни людей.

 

Исключением является, конечно, реклама. Автор процитированной статьи в Businessweek сокрушается: тысячи умнейших голов вместо того, чтобы решать проблемы человечества или двигать вперед фундаментальную науку, разрабатывают алгоритмы, позволяющие рекламодателям найти целевую аудиторию и грамотно составить стратегию продаж.

Но даже самую продвинутую рекламную технологию вряд ли можно поставить на одну доску с изобретением поисковой машины или распространением персональных компьютеров. Парадокс: «социальные» символы нового интернет-бума явно проигрывают старым по социальной значимости. По крайней мере если речь не идет о твиттер-революциях.

Андрей Вырковский,  Старший преподаватель факультета журналистики МГУ, бывший корреспондент Forbes Russia

Источник: mn.ru

1957

blog comments powered by Disqus

Интернет


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI