«ВКонтакте» не сможет выйти на IPO, если не решит проблему пиратского контента
Как сообщило агентство Bloomberg, социальная сеть «ВКонтакте» находится на начальной стадии переговоров с инвестиционными банками о потенциальном проведении первичного публичного размещения акций в 2012 году. Очевидно, соцсеть хочет попасть в тренд – выйти на биржу на волне удачных IPO интернет-компаний и долгожданного размещения акций Facebook, которое также, судя по всему, запланировано на начало 2012 г. У компании прекрасные аудиторные и хорошие финансовые показатели. Но есть и одна серьезная проблема: «ВКонтакте» – общепризнанное гигантское хранилище пиратского контента. Причем, об этом знают не только в России. В марте администрация президента США в очередной раз назвала «ВКонтакте» (наряду с ресурсом rutracker и Савеловским рынком), одним из крупнейших мировых распространителей пиратской продукции. С такой репутацией выходить на биржу в Нью-Йорке бессмысленно: инвесторы оценят возможные риски и просто испугаются многочисленных исков со стороны влиятельных правообладателей.
Как «ВКонтакте» будет решать эту проблему? Вариантов четыре.
«ВКонтакте» уже научилась договариваться с правообладателями. По запросу владельцев контента или их посредников социальная сеть либо просто удаляет контрафактное видео, либо предлагает варианты совместных сервисов. Так уже получилось договориться с компанией «Централ Партнершип», ТНТ, видеопорталом ivi, «Первым каналом», Rutube. Последний пример: свой легальный контент на страницах собственных официальных сообществ в социальной сети теперь публикует «СТС Медиа». Но постепенное признание на отечественном рынке всех проблем не решает. Во-первых, удаленный контент – все равно капля в море контрафакта, который заполнил соцсеть. Правообладателей сотни, договариваться удается с единицами. Во-вторых, пока активизировались только владельцы видеоконтента. А ведь еще есть музыкальные мейджоры. Сейчас в судах рассматриваются два дела, инициированных Gala Records, относительно незаконного размещения в соцсети песен певицы МакSим. Успех мейджора в суде спровоцирует волну исков от других владельцев музыкального контента. В-третьих, внутреннее признание не гарантирует такой же успех на западном рынке – а для IPO это принципиально важно. Первые подвижки есть: в начале июня публичную официальную страницу в сети открыла кинокомпания 20th Century Fox. Но Paramount Pictures, Universal Studios, Walt Disney Pictures, Warner Bros и другие пока такого желания не изъявили.
Сдаться правообладателям
В какой-то момент пользователи «ВКонтакте», зайдя в свой аккаунт, могут просто не обнаружить собственной базы видео и аудио. Закрыть доступ ко всему потенциально нелегальному пользовательском контенту – шаг вполне в духе эксцентричного руководства социальной сети. Павел Дуров способен на неожиданные шаги: то насолит пользователям и сделает публичным их список друзей, то запретит в соцсети рекламу табака, то открыто поссорится с крупными акционерами. Да, такой резкий ход может стать для «ВКонтакте» самоубийственным, ведь частный хостинг пользовательского контента – важнейшее и системное конкурентное преимущество социальной сети. В пользу этой версии говорит тот факт, что «ВКонтакте» все более активно презентует дополнительные функции, способные привязать к себе пользователей не менее прочно, чем хранение мультимедиа. Например, удобный файловый хостинг для документов и сервис группового чата. Кроме того, программисты проекта сейчас вовсю работают над мобильными приложениями. Против этой версии свидетельствует вся остальная политика «ВКонтакте» и, судя по всему, идеология ее создателя.
Уйти в «облака»
Возможно, «ВКонтакте», которую принято упрекать в удачном клонировании Facebook на русской почве, и в этом вопросе попробует воспользоваться наработками своего американского прототипа. Facebook сейчас разрабатывает сервис, который позволит пользователям делиться со своими друзьями музыкой, телевизионными передачами, видео, новостями, книгами и другим мультимедийным контентом. При этом социальная сеть выбрала стратегию сервисной интеграции: например, за музыкальный функционал в ней будет отвечать сервис Spotify, за видеоконтент – скорее всего, сервис онлайн-проката Netflix, и т.д. «ВКонтакте» беспрепятственно может не только перенять этот опыт, но и расширить его. Социальная сеть могла бы заявить о создании собственного мультимедийного облачного сервиса, договориться с крупными правообладателями и предложить им в качестве монетизации гибкую модель freemium. Треть выручки «ВКонтакте» уже сейчас приходится на приложения. Пользователи научились платить за игры и простые сервисы – почему бы им не предложить доплачивать за удобное хранилище контента в привычной среде? Облачные сервисы – главный тренд этого года. Любые попытки заявить о себе в этой сфере будут в любом случае благожелательно восприняты инвесторами. Тем более, в Рунете универсального облачного сервиса для мультимедиа так никто пока и не предложил.
Сделать вид, что «ВКонтакте» здесь ни при чем
Дуров уже высказывался на тему того, что так называемые сервисы P2P (пользователи для пользователей) – это будущее интернета в том, что касается мультимедийного контента. Классический пример P2P – торрент. Пользователи выкладывают контент и скачивают что-то у других пользователей при помощи специальной программы. Основатель «ВКонтакте» предлагает упростить этот процесс, предоставив простой и доступный интерфейс, а также избавившись от необходимости устанавливать специальную программу. Все уже сейчас может работать на имеющихся браузерах, препятствий для создания принципиально более удобных торрентов нет, утверждает Дуров. Логично предположить, что «ВКонтакте» планирует предложить тем, кто попал в ее сети, такой сервис, который станет заменой нынешнему хостингу видео и музыки. Понятно, что контент это не легализует: он по-прежнему останется пиратским. Но у «ВКонтакте» всегда будет возможность сказать: какие к нам претензии, ведь мы только предоставляем удобный интерфейс, и никакого пиратского контента на наших серверах нет.
slon.ru
Источник: МедіаБізнес
blog comments powered by Disqus