Китайский Facebook
Китайский предприниматель Джо Чэнь может стать главным героем следующего крупного технологического IPO — его социальная сеть Renren размещается на NASDAQ и планирует привлечь $500 млн.
Renren начинался как клон Facebook, но не может, конечно, тягаться с его оценкой — больше $50 млрд. После IPO (им занимаются Morgan Stanley, Credit Suisse и Deutsche Bank) рыночная капитализация сети может составить $2-3 млрд. Renren — уже не первый клон американского сайта, проводящий публичное размещение раньше оригинала. Прежде это удавалось Youke (аналог YouTube) и реплике Amazon — Dangdang. В прошлом году Китай поставил 22 (из 61) стартапа, которые вышли на открытый рынок в США. Еще больше ожидают своей очереди в этом году — например, видеообменник Tudou.
Владелец Renren компания Oak Pacific Interactive привлекла рекордные инвестиции венчурного капитала для китайского стартапа — около $500 млн ($430 млн были получены в 2008 году от японского конгломерата Softbank Corp за долю в 35%). Самому Чэню все еще принадлежит 30% компании, основанной им в 2002 году. Среди совладельцев венчурные компании DCM, General Atlantic и Accel Partners (ранний инвестор Facebook).
<!-- ________________________AdFox Asynchronous code START__________________________ --> <!--axelspringer--> <!--Площадка: Forbes / * / *--> <!--Тип баннера: 300x250js--> <!--Расположение: --> <!-- if (typeof(pr) == 'undefined') { var pr = Math.floor(Math.random() * 1000000); } if (typeof(document.referrer) != 'undefined') { if (typeof(afReferrer) == 'undefined') { afReferrer = escape(document.referrer); } } else { afReferrer = ''; } var addate = new Date(); var dl = escape(document.location); var pr1 = Math.floor(Math.random() * 1000000); document.write('<div id="AdFox_banner_'+pr1+'" style="margin-bottom: 14px;"><\/div>'); document.write('<div style="visibility:hidden; position:absolute;"><iframe id="AdFox_iframe_'+pr1+'" width=1 height=1 marginwidth=0 marginheight=0 scrolling=no frameborder=0><\/iframe><\/div>'); AdFox_getCodeScript(1,pr1,'http://ads.adfox.ru/162070/prepareCode?pp=g&ps=lyw&p2=ejvy&pct=a&pr=' + pr +'&pt=b&pd=' + addate.getDate() + '&pw=' + addate.getDay() + '&pv=' + addate.getHours() + '&prr=' + afReferrer + '&puid1=&dl='+dl+'&pr1='+pr1); // --> <!-- _________________________AdFox Asynchronous code END___________________________ -->Ведущий бренд компании Oak Pacific сайт Renren выбился в лидеры в китайском сегменте социальных сетей, в то время как три больших китайских интернет-гиганта, Baidu, Alibaba и Tencent (Чэнь называет их «BAT»), завоевали рынки поиска, электронной коммерции и мгновенных сообщений.
По данным Analysys International, Renren насчитывает 160 млн зарегистрированных пользователей. (Аналитики IDC оценивают китайский рынок социальных сетей в 100 млн подписчиков и прогнозируют рост на 40% к 2014 году). Renren занимает 16-е место в списке популярных китайских сайтов (Alexa), уступая Baidu, сервису мгновенных сообщений «QQ» от Tencent, аукциону Taobao, и сайтам видеообмена Youku и Tudou.
Если Facebook все-таки придет сейчас в Китай (а пока он там заблокирован), его шансы обойти Renren совсем неочевидны. Великую стену не смогли покорить ни MySpace, ни eBay, а Google в прошлом году перестал поддерживать в стране свой поисковик, не желая мириться с цензурой.
Джо Чэнь, как и многие основатели ведущих китайских стартапов, пришел в бизнес, получив образование в лучших американских университетах и опыт в Кремниевой долине. Одним из кумиров Чэня является Уоррен Баффетт. Он бегло говорит по-английски — когда ему было десять лет, его семья переехала из центрального китайского городка Вухан в США.
Чэнь начинал учиться на физика, позже получил степень МВА Стэнфорда и степень магистра Массачусетского технологического института. В Стэнфорде он вместе с одногруппниками создал сетевой стартап для бывших выпускников Chinaren.com. Торгующийся на NASDAQ портал Sohu.com приобрел его в 2000 году за $33 млн — год спустя после того, как Чэнь окончил Стэнфорд.
Стараясь получить свою долю в быстро растущем китайском секторе интернета и мобильных коммуникаций, Чен перепробовал многое.
Покупая и создавая бесчисленное количество сайтов, с тех пор как он вернулся в Китай в 2002 году после пары неудачных ранних предприятий в Далласе, он пришел к выводу, что необходимо изменить бизнес-модель. От беспроводных коммуникаций он перешел к социальным играм и социальным сетям. В 2009 году Чэнь ребрендировал аналог Facebook, сайт Xiaonei.com, который он приобрел в 2006 году, назвав его Renren. Затем, в прошлом сентябре, Чэнь соединил Renren с сайтом социальных игр Kaixin.com.
Летом, когда пройдет размещение, Чен вполне может стать следующим китайским интернет-миллиардером.
Ребекка Фэннин
Источник: www.forbes.ru
blog comments powered by Disqus