Количество обращений правоохранительных органов к юристам социальной сети «Вконтакте» составляет порядка 100 штук в неделю. Часть из них - это запросы на предоставление архивов личных сообщений пользователей.
Сегодня в компании «Вконтакте» из 60 человек, которые трудятся на благо социальной сети, работает всего два внутренних юриста и несколько внештатных. И те и другие выполняют различные функции: защищают права пользователей, сотрудничают с правоохранительными органами и пр.
Самое известное дело, которое ведут юристы «Вконтакте» - судебное разбирательство с телекомпанией ВГТРК. Напомним, что осенью 2008 года ВГТРК подала в суд на социальную сеть. Предметом спора являются два фильма – «Остров» и «Охота на пиранью», на которые у ВГТРК есть лицензии.
Но есть и обыденные еженедельные дела: заключение договоров, работа с пользователями, а также с правоохранительными органами. По словам старшего юриста «Вконтакте» Татьяны Лебедевой социальная сеть весьма часто взаимодействует с государственными службами. Компания еженедельно отвечает на 100 запросов от госорганов, среди которых присутствуют запросы на личную переписку пользователей.
Таким образом, в случае заведения уголовного дела, правоохранительные органы могут подать соответствующий запрос юристам «Вконтакте», которые буду обязаны выдать архив переписки.
В прочем практика взаимоотношений с правоохранительными органами применима ко всем российским социальным сетям и сервисам: «Одноклассники», «МойМир@Mail.ru», ICQ, которые в том же порядке, что и «Вконтакте» предоставляют информации ФСБ, МВД, Прокуратуре и пр.
Согласно законам РФ, правоохранительные органы имеют право получать по запросу информацию от всех российских провайдеров и интернет-сервисов. Кроме того, по словам коммерческого директора компании «ВидеоПорт» Михаила Готальского, провайдеры обязаны хранить архивную переписку пользователей несколько лет именно для упрощения доступа к ней контролирующих органов.
«Но это касается в основном российских сервисов. С ними у МВД налажен тесный контакт, и доступ предоставляется крайне быстро, - рассказывает г-н Готальский. - Доступ к иностранным сервисам крайне сложен, так как требует сложного бюрократического взаимодействия министерств внутренних и иностранных дел разных государств через структуры Интерпола. Теоретически такой доступ возможен, но на практике это крайне сложно реализовать».
Однако, не смотря на контроль за контентом со стороны правоохранительных органов, в социальных сетях можно легко найти недостоверную информацию. Например, в том же «Вконтакте», по словам Меньковой, размещены объявления о продаже поддельных кредитных карт.
Впрочем, мониторинг социальных сетей и сервисов необходимая функция. Например, если группа лиц готовит какое-либо правонарушение и об этом сообщается в их переписке, то нарушение можно вовремя пресечь.
Но есть и обратная сторона. По словам экспертов, это может повлиять на переход пользователей к американским сервисам, например, FaceBook. « Те пользователи, которые не хотят даже теоретического контроля со стороны государства, стремятся пользоваться мессенджерами, сетями и почтой, которые находятся за пределами юрисдикции РФ», - уточнила Менькова.
Однако Михаил Готальский считает, что вероятность перехода в американские соцсети невелика. «Процент пользователей, готовых зарегистрироваться в иностранных соцсетях очень низкий. Это связано с тем, что большинство Интернет пользователей России ведут себя вполне законопослушно», - рассказывает он.
Румянцева Юлия