Интернет против телевидения — кто победит?
Результаты исследования, проведенного компанией TNS, показывают, что все больше людей желают получать информацию не из телевизионных передач, а из мировой Сети. Особенно активно россияне пользуются социальными сетями. Еще мартовские исследования компании показали, что аудитория крупнейших интернет-ресурсов сопоставима с аудиторией традиционных СМИ, а в некоторых группах уже обгоняет их.
За последний год ни один из основных российских телеканалов не прибавил аудитории, более того количество ежедневных зрителей федеральных телеканалов заметно сокращается. Аудитория «Первого канала» за год сократилась более чем на миллион человек (18,3 млн. зрителей в день против 19,4 млн в 2009 г.). Примерно такое же количество зрителей потерял и «НТВ» — в 2009 году аудитория телеканала составляла 16,8 млн, а к сентябрю 2010 снизилась до 15,8 млн «Россию-1» сегодня смотрят 15 млн человек в день, тогда как годом ранее эта цифра составляла 16,2 млн. Если верить TNS, зрителей теряют не только федеральные каналы — за год уменьшилась и аудитория развлекательных СТС, РЕН-ТВ и ТНТ.
В то же время, сайты Рунета увеличивают количество читателей. Наибольший прирост средней дневной аудитории показали «Яндекс» (с 10,2 до 14,2 млн человек), Mail.ru (с 9,5 до 12,3 млн) и сеть «В контакте» (с 8,7 до 11,5 млн). Все больше россиян «переселяется» в социальные сети, причем почти в буквальном смысле. По статистике, наши соотечественники проводят в соцсетях около10 часов в день, то есть примерно в 2 раза больше времени, чем пользователи из других стран (4,5 часов). По данным американской компании comScore, число российских пользователей сети Facebook за год выросло на 376%, а читателей микроблогов twitter по данным на июль-2010 за год стало больше на 533%.
Возможно, подобная смена предпочтений и стремительный рост числа блоггеров обусловлены, в том числе тем, что все больше политиков, общественных и государственных деятелей обзаводятся тем или иным видом интернет-дневников. Каждый из читателей таких блогов чувствует себя приближенным к информации из первых рук, наблюдателем за интригами, принятием важных решений в реальном времени. Версию подтверждает и то, что большинством интернет-пользователей остаются мужчины в возрасте около 30 лет. Президент РФ Дмитрий Медведев еще в 2008 году открыл собственный видеоблог, затем завел дневник на livejournal, а в июне 2010 стал владельцем микроблога в twitter. Следуя примеру «блоггера №1», чиновники из аппарата правительства, губернаторы и депутаты один за другим стремительно учатся «фолловить», «постить» и «твитить».
Не следует забывать, что как только дело коснулось государственных деятелей, интернет-дневники перестали быть безобидной забавой. В сентябре 2010 года Никита Белых был подвергнут критике со стороны президента РФ за твиттинг во время заседания, о факте которого Дмитрия Медведева в свою очередь известил с помощью микроблога его помощник Аркадий Дворкович. Еще не завершилась история с фотографией в твиттере губернатора Дмитрия Зеленина, который утверждал, что в его тарелку с салатом на приеме в Кремле заполз дождевой червячок. Как заявил управделами президента России Виктор Хреков, «если информация, приведенная Зелениным, не подтвердится, то лицо, допустившее подобные высказывания будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством».
Интернет в целом и блоги в частности в последнее время позиционируют себя, как канал «гражданской» журналистики. Разумеется, фотографии и отчеты из первых рук достигнут блога очевидца гораздо быстрее, чем тележурналисты места событий. Так, например, по всеобщему признанию, во время мартовских терактов в метро традиционные СМИ не смогли оперативно отреагировать на происходящее и значительно опаздывали с освещением событий, тогда как блоггеры и интернет-издания подавали информацию с мест терактов практически в реальном времени. Примерно та же ситуация была отмечена и после отключения электроэнергии в нескольких районах Санкт-Петербурга в августе этого года.
Однако заявления о том, что интернет вскоре заменит телевидение, весьма преувеличены. Если верить исследованию TNS, в 2010 г. ТВ смотрят 44,42 млн россиян (73,9%), радио слушают 39,36 миллионов (65,4%), а интернетом пользуются лишь 23,92 млн человек (39,8%). Очевидно, это связано с тем, что пока доступ к виртуальному пространству есть далеко не на всей территории России, во многих регионах связь остается слишком дорогой или некачественной. Для сравнения, на сегодняшний день около 84% американцев имеют доступ к Интернету.
В будущем, с развитием и распространением информационных технологий, доля аудитории, предпочитающей получать новостную и аналитическую информацию из интернет-источников, будет расти. Проведенный в 2009 году в 25 развитых странах опрос показал, что интернет-новости уже опережают по популярности и доверию среди населения телевизионные. 82% респондентов считают, что в течение ближайших пяти лет интернет останется основным источником информации и лишь 13% считают новостным лидером телевидение, газетам отдали предпочтение всего 0,5% опрошенных. Тем не менее, следует отметить, что в развитых странах доверие к официальным источникам намного выше. Информация из блогов не пользуется большой популярностью, поскольку представляет мнение относительно небольшой части аудитории.
Источник: ТПП-Информ
blog comments powered by Disqus