Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Скачивать из Интернета фильмы и музыку: закон и человек

31 октября 2010
Скачивать из Интернета фильмы и музыку: закон и человек

Сегодня в Рунете нет, пожалуй, такого информационного источника, который бы ничего не писал по поводу авторских прав и последних изменений, внесенных в Гражданский кодекс РФ.

При этом подавляющее большинство всех комментаторов этой темы указывают на то, что сама система законодательства об авторских и смежных с ним правах сегодня находится в ступоре. При этом современное законодательство об авторских правах критикуют все.

Юристы-теоретики указывают на недопустимость присутствия в законодательной норме такого неконкретного термина «по необходимости», который вошел недавно одобренный всеми инстанциями поправкой в Гражданский кодекс.

Юристы-практики ломают головы и копья, пытаясь «пристегнуть» к своим целевым задачам достаточно противоречивые нормы закона и достаточно пикантные прецеденты их применения при судебных рассмотрениях исков по защите авторских прав.

Практика последнего времени действительно подкидывает любопытные факты. К примеру,  в Саратове, как писали СМИ, прокуратура проверяла ветеранский хор на предмет соблюдения авторских прав после концерта на 9 мая. В другом месте - по той же самой причине становится опасным проводить дискотеки в учебных заведениях и транслировать музыку по школьным радиосетям. Следуя букве закона, любая песня, спетая хором либо музыка, воспроизведенная в месте, «отличном от обычного круга семьи» обязана звучать только при наличии авторских отчислений.

И самое интересное, что ни авторы, ни Российское авторское общество (РАО), которое защищает  материальные интересы композиторов, могут никаких претензий или исков не подавать вовсе, однако закон может сработать и без этого.

Отчисления полагается не только в РАО, есть еще смежные права, вознаграждение за использование которых в пользу правообладателей собирает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

И тут, бывает, под прицел «сборщиков» попадают и сами авторы-исполнители. Много шуму наделала история с концертом Андрея Макаревича в Оренбурге в 2009 году.

После его выступления организаторы вынуждены  были выплатить гонорар артисту, а потом еще и отчисления. Интернет-ресурс www.runewsweek.ru приводит такую цитату: «Когда Макаревич играет концерт, он исполняет песни, автором которых является не только он. Но даже за его песни, помимо гонорара, ему полагается и авторский сбор. Таков закон и мировая практика», - объясняет гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. 

Но законы составляют люди, а мировая практика защиты авторских прав зашла в тупик, о чем откровенно заявляет даже Президент России.

Многие авторы-исполнители и литераторы прямо пишут о том, что сложившаяся в стране система защиты интеллектуальной собственности практически работает в свою собственную пользу и автору, если он не хочет пользоваться такой защитой, необходимо исписать гору бумаг, доказывая свое право распоряжаться своим произведением.

«Главное нарекание, которое вызывают действия всех, кто занимался проблемой авторских прав в нашей стране - отсутствие системного подхода, - пишет один из блоггеров Рунета. -Мало обложить данью тех, кто не способен просто убежать от необходимости платить авторские отчисления. Надо создать систему, при которой платить эти отчисления будет легко и просто. Чтобы каждый владелец ресторана мог в одном месте заранее купить себе «пакет» исполнителей, каких хочет, и потом крутить их на здоровье месяц или полгода. А продающая компания ему за это сервис в виде рейтингов звезд с разбивкой на возрастные категории и уровень дохода слушателей, - мечтает автор этого поста.

И тут же сам «спускает» себя с небес на землю:  «У нас сейчас ни о какой простоте и удобстве речи не идет. Чтобы крутить Киркорова в ресторане, заплатить надо в одном месте, чтобы напечатать его на тетрадке - в другом, чтобы выложить на своей странице «ВКонтакте - вообще нигде.

Если надо найти правообладателя российского артиста надо пройти 9 кругов ада». Можно с автором этих слов соглашаться, можно не соглашаться. Но мнение о неэффективности сложившейся практики охраны авторских прав высказывает не он один.

Про авторские права в Интернете - вообще особая песня. О том, что необходимо существенно подрегулировать все нормы права, касающиеся авторских прав, не ущемляя гражданских прав пользователей Сети, не писал за последнее время только ленивый.

Владельцев исключительных прав на литературные, музыкальные и видео произведения нынешнее «либеральное» законодательство крайне возмущает. Их точку зрения о том, что сегодня творится в Интернете, хорошо озвучил президент группы компаний «Амедиа» господин Акопов. Его цитату о пользователях Рунета и Интернет-компаниях опубликовали многие сайты: «Это 30 миллионов уголовников, эти соучастники известны, но 30 миллионов посадить в тюрьму нельзя, но 10 тысяч - можно».

Президенту страны Дмитрию Медведеву нынешнее мировое законодательство об авторских правах кажется устаревшим, и он на днях публично заявил о том, что его нужно переделывать основательно. Но как сделать, чтобы все нынешние недовольные законом об авторских правах пусть не полюбили обновленный закон, но хотя бы стали относиться к нему с уважением? Рецептов сегодня в Сети и иностранных, и российских публикуется множество. Если отделить зерна рациональных предложений от шелухи эмоций, то получится примерно такая цепочка изменений.

Для начала, надо разделить понятия авторских прав и смежных прав точно так же, как законодательно разобраться в понятиях, что есть «продукт интеллектуального труда» и чем он отличается от собственности на интеллектуальный труд. Одно дело защищать права автора от воровства и плагиата и совсем другое - отстаивать интересы компании, получившей каким-либо образом исключительные права на интеллектуальный авторский труд для получения собственной прибыли. Чтобы не получалось так, когда истинный создатель шедевра прозябает в нищете, а тот, кто завладел исключительными правами на его произведение, далеко не бедствует.

Многие квалифицированные юристы и лингвисты считают, что излишне широкое толкование фундаментальных понятий авторского права и прав интеллектуальной собственности и превращает современную систему их защиты в монструозный механизм, который никого и никуда не вывезет.

Источник: Copyright

1318

blog comments powered by Disqus

Интернет


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI