Российские тинейджеры скачивают музыку и фильмы больше европейских
Рынок Интернет-продаж набирает обороты. В тоже время обычные ритейлеры ломают головы, как увеличить покупательский поток, изрядно обмелевший в кризисное время. И пока операторы торговли бьются за покупателя, законодатели ломают копья: как выстроить архитектуру платежных систем.
По мнению руководителя ФОМ-проекта "Мир Интернета" Павла Лебедева, сегодня около 6 млн россиян /4 проц/ ежемесячно покупают в Интернете товаров на сумму около 15 млрд руб. Возможно, что в этом году, если обороты торговли не снизятся, то показатели обгонят объемы прошлого года. Так, по данным исследования ГУ ВШЭ, объем розничной Интеренет-торговли составил 160 млрд руб. Но не стоит обольщаться, предупреждает президент Ассоциации торговых компаний и производителей электро-бытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук, так как 160 млрд руб – это всего лишь 1,1 проц от общего оборота розничной торговли. Те не менее, возрастает популярность покупки в сети не только книг, но бытовой техники, одежды и обуви – товаров чисто "оффлайновых".
Если говорить о глобальных данных, то сегодня около 14 проц /5,9 млн/ пользователей "всемирной паутины" можно считать регулярными Интернет-покупателями – это те, кто выбирает и заказывает товары через Интернет хотя бы раз в месяц. Интересно, что количество нынешних Интернет-покупателей примерно равно количеству активных Интернет-пользователей в 2005 г. За пять лет активная Интернет-аудитория выросла более чем на 350 проц. По мнению П.Лебедева, ожидать аналогичного роста числа Интернет-покупателей вряд ли стоит, но возможный тренд внушает оптимизм.
Результаты исследования показали, что в тройку популярных категорий товаров, приобретаемых через Интернет, помимо уже привычных книг /19 проц/, бытовой техники и электроники /21 проц/, стремительно ворвались одежда и обувь /18 проц/. Это может свидетельствовать о формировании нового слоя покупателей, у которых уже не столь сильно выражена установка на то, что приобретаемый товар обязательно нужно посмотреть, пощупать и проверить до покупки.
Интересно, что в начале осени на конференции в рамках выставки одежды и моды CPM в Москве, профессионалы мира моды говорили о смерти дизайна на рынке готовой одежды, т.е. именно той, которую мы обычно носим. Для массового производства, по большому счету, нужен хороший компьютер и маркетинговые данные. Мир одежды унифицируется, что как раз и обеспечит рост продаж в Интернете. С другой стороны, Интернет-продажи помогают развернуться не только гигантам рынка, но и небольшим Интернет-магазинам, и не тратить деньги на аренду помещения. Так, например, в рамках этой же выставки российский певец Тимати объявил о запуске собственного бренда и продажах через Интернет-магазин, так как объемы производства и продаж пока определить нельзя.
Как отметил Павел Лебедев, в среднем люди, заказывающие товары через Интернет, тратят на покупки в сети чуть более 2 тыс руб в месяц. По сравнению с данными за март 2010 г эта сумма уменьшилась более чем на 700 руб. Общий месячный объем рынка Интернет-продаж в августе составил около 14 млрд руб, что примерно на 2 млрд руб меньше по сравнению с мартом 2010 г. Подобные изменения вызваны традиционным летним спадом покупательской и Интернет-активности. Дальнейшая динамика развития рынка Интернет-торговли видится позитивной.
Как всякая развивающаяся отрасль, сфера Интернет-торговли не лишена своих точек напряжения. Однако их следует рассматривать не как барьеры, но как потенциальные векторы для развития отрасли.
По мнению А.Онищука, которое он высказал в рамках заседания Межрегионального банковского совета "Новая архитектура национальной платежной системы", рынок Интернет-торговли локализован в Москве и Санкт-Петербурге. Также российской спецификой Интернет-продаж являются: низкие барьеры на вход для поставщиков товаров, слабый контроль за соблюдением законодательства, низкий уровень консолидации, "короткие" горизонты планирования, наличие серых схем. Возможность оплаты наличными Интернет покупок является одной из причин распространения серых схем на рынке Интернет-торговли. Неучтенные наличные средства вовлекаются в серый оборот, выручка от реализации которых является дополнительным стимулом для недобросовестных игроков. По разным оценкам, наличные средства в зависимости от времени продажи могут быть реализованы на рынке за 2-7 проц от номинальной стоимости. Неучтенная "наличность" является причиной уклонения от уплаты налогов, что и позволяет получать 50-70 проц разницу в цене реализации товаров и услуг.
Согласно исследованию ФОМа, три четверти /75 проц/ вовлеченных в Интернет-торговлю платят за покупки наличными при получении, остальные используют иные способы оплаты, подразумевающие, как правило, оплату до получения товара. Самый популярный из таких способов – банковская карта /9 проц/. Интернет-магазин все еще выполняет функцию удобной витрины с возможностью заказа товара. Как массовая площадка для осуществления транзакций и платежей за товары Интернет пока не воспринимается.
Глава РАТЭК отметил, что возможность оплаты наличными создает риски как для покупателей, так и для продавцов /курьеров, доставщиков грузов и т.д./. Считается, что к описанным выше схемам прибегают главным образом мелкие и средние независимые Интернет-магазины, доля которых на рынке Интернет торговле достигает 75 проц.
В то же время исследование показало, что барьеры, связанные с недоверием к Интернет-магазинам и опасениями возможной недоставки товара, оказываются все менее и менее значимыми – о них упомянули лишь 17 проц Интернет-пользователей, которым не приходилось покупать или заказывать товары в сети. Основной причиной отказа от покупок через Интернет является отсутствие интереса, необходимости в этом /38 проц/. Почти каждый десятый пользователь Интернета, не делающий онлайн-покупок, в качестве причины этого называет желание ходить по обычным магазинам.
По словам П.Лебедева, проведенное исследование свидетельствует о том, что рынок Интернет-торговли находится в процессе перехода от этапа становления к этапу большей зрелости и планомерного роста. Зафиксированные проблемные точки должны стать стимулом для всех игроков рынка: Интернет-магазинов, платежных систем, логистических структур и даже государства.
Источник: Прайм-Тасс
blog comments powered by Disqus