Киберсквоттинг: как это делается в Украине
Начиная разговор о киберсквоттинге в Украине, следует заявить один, на самом деле, не вполне очевидный, тезис - это явление, которое заключается в захвате доменных имен в мировой сети, у нас есть.
Не в тех объемах, что и в мире, впрочем, как и сам Интернет, но все же имеет место быть. Кто не верит, пусть идет на http://kvartiry.com.ua/.
По этому адресу, как и по огромному списку других адресов, вы найдете сайт некоей конторы некоего Анджэя Зачыньски (Andrzej Zaczynski), которая любезно предложит вам (ах, если вдруг случилось такое несчастье, и ваш домен оказался занят!) купить доменное имя. Предварительно "забитое" от вас услужливым г-н Зачыньски. Не правда ли удобно?
Информацию о том, сколько в Украине таких "контор" и какой объем зарегистрированных доменов приходится на их душу, найти не удалось. В Украине нет официального списка зарегистрированных доменов. Вернее, он есть, но закрыт от публики. Сложно осудить, насколько это оправданно. В России, к примеру, по правилам доменной зоны .ru он регулярно и вполне открыто публикуется.
Теоретически с его помощью можно делать определенный анализ, выбирать наиболее часто встречающиеся имена и названия субъектов, занимающих те или иные адреса. На практике же даже в таких условиях вычленить какую-то удобоваримую цифру будет сложно, ибо, к примеру, на одну корпорацию типа Suzuki или LLC может приходиться сотни, если не тысячи, зарегистрированных доменов.
По словам генерального директора национального регистратора доменных имен Imena.ua Павла Блоцкого, киберсквоттинг в Украине происходит практически во всех доменных зонах. Учитывая, что домены стоят недорого, их всегда можно продать дороже, чем зарегистрировать. Так, за звучный домен, зарегистрированный на $10, можно выручить в среднем около $150-300. В то же время в домене .com.ua встречаются имена, стоимость которых достигает нескольких тысяч долларов.
То есть о заоблачных суммах, которые встречаются в мире, в Украине пока речь не идет. В то же время западные брэнды, наученные горьким опытом тамошних доменных разборок, готовы тратить большие деньги на отстаивание своего домена. Например, года полтора назад Yahoo! отсудил у киберсквоттера домен yahoo.com.ua в украинском суде.
Ситуация в том, что у них здесь к тому времени уже был зарегистрирован домен верхнего уровня yahoo.ua. Соответственно, была зарегистрирована и торговая марка. Поэтому в иске указывалось, что наличие домена с похожим именем, но совершенно непохожим содержанием вводит пользователей в заблуждение. В суде было доказано, что Yahoo! является уникальной торговой маркой, известной во всем мире, а поэтому любое несанкционированное сопоставление с ней способно привести к путанице.
Мораль же этой истории в том, что в ходе разбирательства интересы корпорации представляла компания "Магистр и партнеры". Услуги ее не из дешевых. Все же судебные издержки, по законодательству, обязана восполнять проигравшая сторона. То есть тот самый киберсквоттер, который пытался нажиться на красивом имени. Так что, загоревшись от прочитанного двумя абзацами выше, помните и об этой стороне киберсквоттерской реальности.
В то же время в Украине пока нет специального законодательства на сей счет. Поэтому, когда доходит до суда, в дело вступают некие смежные законодательные акты. Например, в Законе "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" есть один пункт, в котором говорится, что нарушением прав владельца также является использование знаков для товаров и услуг в Интернете. И все. Это очень абстрактная формулировка, но, тем не менее, она дает суду зацепку. А там уже на усмотрение судьи...
Между тем, известны случаи, когда крупные компании решаются пойти на договоренности с киберсквоттерами, считая, что судится дорого, а результат в наших условиях может быть непредсказуем. Так, по некоторым данным, поступил известный автопроизводитель BMW, за один из украинских вариантов домена которого киберсквоттер просил автомобиль. Как в результате они договорились - неизвестно, но в суд никто подавать не стал.
Продолжая тему, нельзя не отметить, что определенным образом развитию полноценного киберсквоттинга в Украине воспрепятствовали странные правила домена верхнего уровня .ua. Как известно, зарегистрировать адрес вида имя.ua можно лишь обладая правами на соответствующую имени торговую марку. Поэтому сейчас, заходя на http://coca-cola.ua/ мы видим сайт Кока-Колы, http://www.toyota.ua перекидывает нас на европейский сайт японского производителя и т.д.
Но и здесь не обходится без казусов. Достаточно пройтись по следующим адресам - scm.ua, isd.ua, privat.ua etc. Вы увидите совсем не корпоративные сайты соответствующих финансово-промышленных групп, а все один и тот же сайт сомнительной направленности. Причем речь идет не о редиректах, а о целой цепочке отдельных сайтов. Пусть и с одинаковой информацией. Каким образом так получилось, доподлинно неизвестно, но факт остается фактом. Либо изначально торговых марок вида "ИСД" или "СКМ" не существовало, либо они были зарегистрированы с нарушением законодательства, либо с нарушением законодательства действовали киберсквоттеры.
А это в условиях украинской коррупции и правового беспорядка вполне возможно. Были случаи, когда киберсквоттер явным образом знал, что будет зарегистрирована определенная торговая марка. В результате он подавал заявку чуть позже и получал регистрацию чуть раньше. Так, например, произошло с доменом google.ua, на котором и по сей день можно увидеть все, что угодно, но не украинскую версию самого популярного в мире поисковика. С точки зрения патентного законодательства и международных норм это нонсенс. Но каждый из вас может засвидетельствовать его существование.
И все же эти примеры скорее исключение, чем правило. Тем более, учитывая тот факт, что их - доменов верхнего уровня - в Украине, по самым последним данным, зарегистрировано 3862. Это совсем не много. Более того, можно утверждать, что эта ситуация затормаживает развитие не только киберсквоттинга, но и всего украинского Интернета. Однако это уже совсем другая тема.
Нам же пока приходится констатировать, что эта сфера Интернет-развития в наших условиях находится в зародышевом состоянии. Впоследствии она скорее всего будет иметь тенденцию к разрастанию, вместе с ростом самого рынка. В других доменных зонах, как мы когда-то описывали, уже захвачены все сколько- нибудь звучные имена, там уже мало что изменится и киберсквоттинг лишь будет приобретать все новые и новые формы. У нас же все только начинается. Достаточно просто представить, что начнется, когда домен .ua таки станет открытым...
Кирилл Баранов, proIT
Источник: Четверта влада
blog comments powered by Disqus