Создатели Skype запустили сервис по торговле музыкой
3 июня начал свою работу музыкальный сервис Rdio, открытый Никласом Ценнстромом (Niklas Zennstrom) и Янусом Фриисом (Janus Friis), – легендарными создателями системы интернет-телефонии Skype и файлообменного сервиса KaZaA. Их компания, название которой произносится как «ар-ди-о» (нечто среднее между «радио» и «аудио»), имеющая штаб-квартиру в Сан-Франциско, начала продажу подписок, дающих доступ к фонотеке из приблизительно 5 млн композиций. Проект финансируется Atomico Investment Holdings – венчурной компанией, созданной все теми же Ценнстромом и Фриисом. Стоимость подписки, в зависимости от типа юзерского оборудования, составляет от $4,99 до $9,99 в месяц. Кроме того, обещано, что компания выпустит приложения, которые сделают сервис доступным для «айфонов» от Apple и устройств Research in Motion (RIM) от Blackberry.
Сервис предлагает не скачивание музыкального контента на компьютер или другое устройство пользователя, а прослушивание в онлайне: Ценнстром и Фриис утверждают, что юзеры предпочтут коллекции песен, расположенные на удаленных серверах. «Модель полного скачивания устаревает», – заявил по этому поводу Фриис. Rdio будет заниматься распространением через провайдерские компании, веб-сайты и, возможно, через такие сервисы, как Skype.
Rdio является уже второй попыткой Ценнстрома и Фрииса заняться распространением цифровой музыки. Ранее они же создали файлообменный сервис KaZaA, в 2006-м году оказавшийся вовлеченным в судебные тяжбы с музыкальной индустрией. Однако более всего эта парочка знаменита проектом Skype, который они создали в 2003 г., а через два года продали его интернет-аукциону eBay приблизительно за $3,1 млрд. Именно Skype стал приложением, сделавшим передачу голоса через интернет массовым сервисом, и сегодня он лидирует на рынке VoIP-услуг.
В случае со Skype причин для успеха проекта было множество. Это и удачный кодек, позволяющий качественно передавать голос даже по низкоскоростным каналам связи, и удобный интерфейс, не требующий от пользователя никаких сложных действий при установке и настройке программы-клиента, и децентрализованная p2p-структура сервиса, не создающая сильной нагрузки на сервера компании. Вдобавок трафик Skype проходил через большинство защитных межсетевых экранов как нож сквозь масло – что было довольно удобно для офисного планктона, которому злобные сисадмины закрывали любимую «аську». Наконец, огромную роль сыграла и выбранная бизнес-модель: звонки с компьютера на компьютер с самого начала были и остаются бесплатными, что способствовало взрывному росту пользовательской аудитории; деньги взимаются за приземление звонков в телефонную сеть общего пользования и всяческие дополнительные сервисы. В общем, на фоне отсутствия в 2003 г. сколько-нибудь заметной конкуренции Skype очень быстро стал одним из самых успешных интернет-проектов в истории.
Проект Rdio ничем подобным похвастаться не может. Во-первых, сама по себе ставка не на скачивание, а на онлайн-прослушивание может оказаться ошибочной, ведь такой сервис требует постоянного и устойчивого широкополосного подключения к интернету. Конечно, мы живем в XXI веке, но и в благополучной Западной Европе многим такой сервис не подошел бы из-за этого требования, не говоря уже о других странах. Да и любителей собирать фонотеку на своем компьютере или домашнем медиасервере и закачивать плей-листы в карманный mp3-плейер – более чем достаточно.
Используемая Rdio бизнес-модель: неограниченный доступ ко всей фонотеке с ежемесячной абонентской платой – также не является изобретением Ценнстрома и Фрииса, по этой схеме давно работает множество музыкальных сервисов. Не предлагается никакого прорыва и в технологии распространения контента. А главное – Rdio пытается выходить на плотно занятый рынок, где уже хватает торговцев цифровой музыкой. Ему придется конкурировать с такими сервисами, как Rhapsody International, Spotify, а также с гигантами вроде Google и Apple. Google не далее как 20 мая заявил, что планирует начать продажи цифровой музыки для смартфонов, работающих под управлением Android. Что же до Apple, то компания в декабре приобрела сервис Lala, позволяющий пользователям скачивать песни, покупать скачанные файлы и общаться с другими юзерами. После закрытия Lala, произошедшего 31 мая, аналитики ожидают, что версия itunes, позволяющая осуществлять потоковую передачу данных, уже находится в разработке и скоро будет запущена.
Всему этому Ценнстром и Фриис могут противопоставить только свои имена и свои деньги, которых у них, впрочем, немало. Руководитель проекта zvuki.ru Соня Соколова оценивает их перспективы чуть более, чем скептически. «Ничего там нет, просто модная тема», – говорит она. – «Чуваки сделали банальную вещь, подались в модную тему. Третичная х...ня, назвать это приличным словом язык не поворачивается. Это нельзя считать интересным бизнесом». По мнению Соколовой, дело выльется в надувание пузыря и его последующую перепродажу.
Источник: Slon.ru
blog comments powered by Disqus