Как американцы от нас на пять лет отстали
Новая схема приватности записей в Facebook делает его похожим на Twitter – и они вместе реализуют ту схему общения, которая задолго до того сделала Livejournal феноменом в России.
Ведь ЖЖ – это не социальная сеть, и даже не совсем блоги. Здесь главное – не возможность написать, а наличие читателей. Причем не абстрактных читателей, забредших в блог, а конкретных друзей, известных автору по именам. Я уверен, что наличие в ЖЖ режима «френд-онли» было одной из важнейших причин его успеха.
ЖЖ БЫЛ ЗАМЕНОЙ ПОЧТОВОЙ РАССЫЛКЕ
Конечно, не менее важным для старта был просто случай – удобной технологии мало, нужно еще, чтобы на эту почву упало зерно. Я помню, как ЖЖ начался для меня, – и, полагаю, для многих из первой сотни пользователей этой системы. Когда Рунет был еще маленьким, существовала почтовая рассылка pogoda с нескромным слоганом «для тех, кто делает погоду в русском интернете». К февралю 2001-го активность в ней практически прекратилась, и я написал туда «А есть ли тут кто живой?». На что Роман Лейбов дал ссылку на Livejournal – есть такая вот альтернатива. Я попробовал, и оказалось, что это удобно. Видимо, другие получатели рассылки поступили так же. ЖЖ оказался альтернативой рассылке – именно за счет наличия «френдленты» с контролем доступа.
ПОТОК ДРУЗЕЙ
В Livejournal о каждой записи можно сказать – видят ли ее любые посетители, либо только те пользователи ЖЖ, кого автор добавил в список «друзей». Можно также делать группы «друзей» – и делать запись таким образом доступной не всем «друзьям», а только отдельным людям.
Формируемая таким образом «френдлента» – это и есть главная ценность ЖЖ. Собрав в ней как личных друзей, так и ведущих блоггеров, можно получить пульс жизни – как частной, так и общественной. «Френдлента» – это формат общения с друзьями и с миром разом. Похоже, именно такой формат общения стал тем «наркотиком», из-за которого американцы стали подсаживаться на Twitter. Ограничение в 140 символов и интеграция с мобильными в этой системе – это, конечно, существенно, но главное – это наличие «френдленты», которая есть и в Twitter, а до этого как формат в англоязычном интернете популярна не была.
НЕ ТОЛЬКО «ФРЕНД-ОНЛИ»
Впрочем, эта сущность сервисов теряется за прочими их свойствами. Даже представители Livejournal не понимали, когда я говорил им, что Twitter выполняет для американцев роль ЖЖ. Но я уверен, что именно «френдлента» с контролем доступа – важнейшее, ради чего пользователи приходят в ЖЖ, Twitter и Facebook. Как очередное подтверждение этой теории, теперь и Facebook не только свел все события внутри системы в единую ленту событий, не только сделал обновление «статуса» пользователя способом писать в ленту, но и добавил для этих сообщений выбор режима доступа – для всего мира или для друзей. И тем самым пришел к той же функциональности, которая сделала ЖЖ медиафеноменом в Рунете.
Интересно, сколько времени понадобится теперь «Вконтакте», чтобы принять эту идеологию: пока лента новостей у них хотя и есть, но не является стартовой страничкой, и поэтому маргинальна.
Источник: Slon.ru
blog comments powered by Disqus