Медийные персоны, популярные в оффлайне, не умеют играть по правилам интернета
Сатирик Виктор Шендерович объявил, что прекращает вести свой блог в «Живом журнале», а всю свою интернет-активность переносит на личный сайт www.shender.ru. Прозвучало это, почти как знаменитое ельцинское «Я устал, я ухожу»: автор устал стирать неугодные ему комментарии и банить их авторов. На новом месте такой проблемы не будет: как пишет Шендерович, «при почте имеется модератор Владимир Липка, который будет передавать мне самые интересные письма от психически нормальных сограждан».
Понятно, что в последние дни Шендеровичу жилось несладко: помимо собственно противников, к нему в журнал ломанулись отметиться многочисленные тролли, остроумцы, создатели фотожаб и прочие сетевые персонажи, падкие до лулзов. Это, увы, неизбежная оборотная сторона любой интерактивной формы интернет-общения, будь то телеконференция usenet, форум или блог. Можно бы, казалось, такие вещи игнорировать: ОИНЧ («отпишись и не читай»), – но многочисленные плоды деятельности этих персонажей остаются видны всему свету, что по-человечески обидно. В итоге – намного проще хлопнуть дверью, предварительно затерев и запретив все комментарии, и оставить противникам чувство победы («Кисо обиделось», «Слив засчитан»).
В сходной ситуации побывал и коллега Шендеровича Михаил Задорнов. После того, как он рассказал на телевизионном концерте знаменитую в интернете историю про кота ученого, только ленивый не пришел к нему в ЖЖ и не полил его там жидкой субстанцией. Число комментаторов было едва ли меньше, чем у Шендеровича, а тональность их записей чуть ли и не резче. Хотя в итоге Задорнову удалось одержать подобие моральной победы и оставить ситуацию за собой, это обошлось ему в 100 000 руб. Такие расходы на поддержание репутации мало кому по карману, пусть даже речь идет о небедных блоггерах.
Подобного развития событий предусмотрительно сумел избежать еще один коллега Шендеровича, Евгений Петросян. Он, будучи человеком весьма неглупым, прекрасно понимал, что из игры на чужом поле ничего хорошего не выйдет. Попробуй он завести блог и играть по соответствующим правилам – на нем бы просто живого места не оставили. Тут сбежалась бы такая свора, что Шендеровичу с Задорновым и не снилась: чего стоит хотя бы родившийся в недрах интернета и уже прочно вошедший в разговорную речь глагол «петросянить». Поэтому, решив заняться укреплением своего имиджа при помощи «новых медиа», он собрал группу популярных блоггеров и пригласил их к себе на встречу, где игра шла по его правилам, и он был хозяином положения. С обаянием, свойственным ему в личном общении, он сумел очаровать своих гостей, а синяки и шишки (в довольно умеренных количествах) валились на тех, кто об этой встрече написал.
Как гласит популярный мем, «Это интернет, деточка, здесь могут послать!..». Оффлайновые медийные персонажи привыкли вещать – со сцены, с экрана телевизора, с газетной страницы или даже с «глухой» страницы веб-сайта. Куцая обратная связь в виде записочек выступающему или писем в редакцию удобна тем, что этих сообщений никто посторонний не видит, так что можно сделать вид, будто их и вовсе не было. С другой стороны, место на трибуне возвышает персонажа над аудиторией, отчего нестойкие умы преисполняются чувством собственной важности. Разного же рода регалии, звания и прочие заслуги заставляют персонажа и вовсе забронзоветь. Как с недоуменным возмущением писал при встрече с блогосферой один неплохой шоумен, «Наверное, глупо представляться человеку, которого дважды в неделю вся страна когда-то видела на ТВ, и три раза в неделю сотни тысяч людей слышат на радио «Серебряный дождь»».
В интерактивной же среде, как и в шумной подвыпившей компании, «представляться» приходится непрерывно. Обычная реакция на это – «Сухов, говоришь? Сейчас посмотрим, какой-такой Сухов...». И подколют, и опробуют на зуб непременно – тем сильнее, чем именитее фигура и чем более значимой она себя ощущает, – и может получиться весьма болезненно. Ветераны ФИДО и «ньюсов», старые «жежешники» и прочие аборигены интернета к такому стилю жизни и общения привыкли, ощущают себя как рыбы в воде: на своей-то территории. Это – то, что понимал Петросян, и что, похоже, так и не понял Шендерович. Или понял, но слишком поздно, – когда обнаружил, что толпа его сетевых оппонентов и он сам оказались в сильно разных весовых категориях.
И если играть по правилам «новых медиа» недостает выдержки и самоиронии даже у юмористов-сатириков, то остальным публичным фигурам, привыкшим к традиционному укладу, это дается еще сложнее. Не являются исключением и целые корпорации, – достаточно вспомнить скандальное закрытие блога Nokia всего через 25 дней после запуска проекта.
Источник: Slon.ru
blog comments powered by Disqus