Сумеет ли «ВКонтакте» стать интернетом в миниатюре?
Всеобщего оживления по поводу нововведений сети «ВКонтакте» – уже появившихся и только анонсированных – я, честно говоря, не понимаю. Да, на так называемом рынке социальных сетей – который сам по себе, без рекламы, платных допуслуг, виртуальных подарков и прочих ухищрений монетизации ничего не стоит, – этот игрок с его более чем 70 млн пользователей – фигура заметная. И что с того? Забабахать сервис и нагнать туда юзеров – полдела. Надо еще суметь обратить все это счастье в деньги. А вот тут, как мне представляется, затею поджидают определенные трудности.
Что предлагается пользователям? Во-первых, короткие имена вида vkontakte.ru/name. Правда, не для всех, а только для тех, кто привязал свой аккаунт к номеру мобильного телефона. Удобство пользования сервисом при этом, конечно же, несколько возрастет, но не настолько, чтобы привлечь туда толпы новых юзеров. Страничку «ВКонтакте» заводят не потому, что ее адрес легко читается, а для того, чтобы обмениваться информацией. Когда все, кому подобный формат общения интересен, там, наконец, соберутся, произойдет насыщение. И дальше сервису останется надеяться только на подрастающие юные поколения. Если такой момент и не наступил еще, он, по всему судя, не за горами. Тут бы о душе подумать – о поддержании лояльности пользователей, чтобы не разбегались, да о том, как их монетизировать.
Впрочем, по сравнению с другими интернет-сервисами это нововведение «ВКонтакте» тоже ничем особенным не блещет. Тот же «Живой Журнал» давным-давно раздает всем владельцам аккаунтов не просто короткие имена, а домены третьего уровня вида name.livejournal.com. То есть каждый размещенный там блог с точки зрения поисковиков представляет собой отдельный сайт со своими ТиЦ и PR, а это очень удобно для некоторых категорий пользователей, например, размещающих у себя ссылки на платной основе.
Кстати, о поисковых системах: теперь, слава Ктулху, профили пользователей будут, наконец, ими индексироваться. Не прошло и века. Судя по этому нововведению, пользовательская база сервиса, действительно, вышла на стадию насыщения. Если раньше запрет, видимо, обеспечивал рост: чтобы что-то найти, надо было завести себе аккаунт, – то сейчас этот фокус, похоже, уже не работает. Те, кто готов был регистрироваться, чтобы что-то или кого-то найти, закончились. Теперь, кажется, важнее иметь возможность показывать рекламу не только «своим», но и всему интернету.
Наконец, о главной новости, о которой кричат буквально на каждом углу, – о том, что «ВКонтакте» станет крупнейшим провайдером почтового сервиса, заведя ящик каждому из 70 млн клиентов. Во-первых, крупнейшим все равно не станет: у Mail.ru на сегодняшний день уже больше 80 млн. А во-вторых, сервис мало создать, его надо суметь монетизировать.
Если бы все 70 млн юзеров «Контакта» разом отказались бы от своих адресов на «Мейле», «Гугле», «Яндексе» и других сервисах, то такой переток аудитории, безусловно, означал бы серьезный передел рынка. Но этого никогда не произойдет, потому что никому не придет в голову ломать устоявшуюся систему личных коммуникаций, переползать с одного сервиса на другой, мучиться с оповещением многочисленных друзей и коллег только потому, что некто сделал «еще один почтовый ящик», пусть даже заведя его «автоматом» и преподнеся на блюдечке с голубой каемочкой. Какая-то жизнь там, конечно, будет, коль скоро почту «ВКонтакте» интегрируют с системой внутренних сообщений, но это будет параллельная жизнь в параллельной вселенной.
Подозревая, что я могу что-то в этой жизни недопонимать, я попросил прокомментировать ситуацию вице-президента Mail.ru Анну Артамонову. Она сказала: «Есть ряд причин, серьезно усложняющих выход на рынок нового игрока. Во-первых, большая конкуренция, во-вторых, высокая лояльность аудитории: люди не любят менять привычный почтовый ящик. Еще одна и, возможно, самая серьезная проблема – разработка антиспам-системы и прочей технологической «начинки». А многочисленную аудиторию нового почтовика спамеры точно не оставят без внимания: почтовые ящики моментально наполнятся рекламными предложениями. К тому же, пока никому в мировой практике не удавалось конвертировать аудиторию социальной сети в почтовый сервис, включая Facebook, планировавшей реализовать подобную идею».
Казалось бы, на этом обсуждение новшеств «ВКонтакте» можно было бы и завершить. Но тогда за кадром остался бы один очень интересный вопрос: зачем, собственно, все это делается? Ведь одно только «железо» для организации почтовых кластеров на 70 млн аккаунтов обойдется в астрономические суммы, а будет же еще масса других расходов. Зачем они?
Когда-то уже довольно давно, лет примерно 15 назад, среди тогдашних строителей интернета стала модной идея портала. Это сегодня словечком «портал» называют практически любой сайт – «портал деревни Гадюкино». А в те времена этим словом обозначалась концепция такого сайта, попав на который пользователю не требовалось бы уходить куда-то еще в интернет. Все, что ему нужно, он получал бы на портале.
Первым порталом в Рунете – точнее, первой попыткой реализации этой идеи, – был проект «Инфоарт» Хачатура Арушанова. Сайт предлагал компьютерные новости, прогноз погоды, программу телепередач, анекдоты и что-то там еще. В общем, все, что, по замыслу создателей, могло быть интересно юзеру того времени, – за исключением разве что порнухи. Проект пользовался популярностью, его хвалили, активно посещали. Но ни «Инфоарт», ни другие последовавшие за ним проекты так и не смогли заменить собой интернет. И никогда не смогли бы. Просто потому, что интернет намного больше и многообразнее, чем любой набор сервисов, созданный сколь угодно большой и блестящей командой.
Складывается такое ощущение, что руководство «ВКонтакте» пытается сейчас, через полтора десятка лет, реализовать ту же самую идею. Чтобы юзер этой социальной сети удовлетворял бы все свои интернет-потребности, не покидая ее пределов. Взять личные странички с возможностью публикации фотографий и функциональностью соцсети, щедро насыпать игр, прикрутить обмен файлами (львиную долю которых составят порнуха и популярная пиратчина), сдобрить почтовым сервисом, добавить по вкусу всяких других ингредиентов вроде платежных систем, служб мгновенных сообщений и прочая, – и со всей этой фигней на борту попытаться взлететь в надежде, что пользователь никуда уже не денется с подводной лодки. Тогда каждый юзер станет эксклюзивным достоянием, и чтобы ему что-то продать или показать рекламу, придется нести денежку администрации сервиса. Идея, в общем-то, не новая и не оригинальная. Но 15 лет назад из нее ничего не вышло. Сильно сомневаюсь, чтобы что-нибудь получилось сегодня.
Источник: Slon.ru
blog comments powered by Disqus