Безопасность на eBay. Как не стать жертвой мошенников и что делать если вас обманули
Несмотря на то, что на сегодняшний день eBay считается одной из наиболее безопасных торговых площадок и компания продолжает совершенствовать средства защиты, время от времени злоумышленникам удается найти новые схемы обмана. Такие «дыры» еВау прикрывает довольно быстро, но мошенники все равно успевают найти своих жертв.
Что бы максимально обезопасить себя, нужно лишь соблюдать некоторые несложные правила, которые мало чем отличаются от правил безопасности любой социальной сети или даже почтового сервиса.
Фишинг (рассылка поддельных писем пользователям)
Фишинг на еВау – один из самых распространенных методов мошенничества. Заключается он в следующем: на почтовый ящик жертвы приходит письмо, в котором на фирменном бланке аукциона, со всеми логотипами и даже таким же шрифтом, сообщается о блокировании аккаунта в связи с какими-то выявленными проблемами (скорее всего, вас заподозрили в мошенничестве, как это ни парадоксально).
Далее в письме жертве предлагают решить проблему, пройдя по ссылке на аукцион, авторизироваться и следовать дальнейшим инструкциям. Расчет здесь идет на испуганного пользователя, никогда никого не обманувшего и возмущенного таким поворотом событий.
Вполне возможно, такой человек пойдет по предложенной ссылке, не удосужившись проверить адрес отправителя или текст предложенной ссылки. И то и другое – сильно отличаются от ссылок на еВау и его электронного адреса. Сверить их можно, сопоставив адрес, с которого вам приходит информация о лотах, например, ebay@ebay.com.
Пройдя по такой ссылке, пользователь попадает на страницу авторизации, в точности похожей на таковую у eBay, но являющуюся, на самом деле, фишинг-страницей. Данные, введенные на ней, автоматически попадают к злоумышленникам. Если жертва – продавец с хорошим рейтингом, от его имени выставляется дорогой лот по хорошей цене, воры получают деньги и исчезают. Жертву затем ждет долгий процесс отмывания своей репутации и переписка с администрацией аукциона. Такие письма нужно игнорировать и пересылать их на адрес spoof@ebay.com, где с ними будет работать служба безопасности.
Гораздо хуже, если пользователь поверит аналогичному письму, но отправленному уже якобы от имени платежной системы PayPal, через которую совершается большинство сделок на eBay. На этот раз воры получат прямой доступ к кошельку жертвы. В этом случае можно потерять деньги со своей кредитной карточки.
Анонимные платежи – признак обмана
Методы оплаты, используемые на eBay, в частности - PayPal, предоставляют покупателю определенные гарантии защиты от мошенников. Все транзакции регистрируются платежной системой, при этом указывается номер лота, за который проводится оплата и в случае обмана (товар не пришел или пришло не то, что было описано в лоте) покупатель может вернуть свои деньги. Это делается с помощью Диспута, который можно открыть из своего кабинета на eBay – кнопка «Resolution Center».
Диспуты есть двух видов: товар не получен или не соответствует описанию. Такой диспут открывается покупателем, если оплаченный им товар так и не пришел или не соответствует заявленному описанию. Если покупатель, выигравший лот, не оплатил его, продавец открывает Диспут «Неоплаченный товар». В этом случае запускается механизм решения проблем между покупателем и продавцом с участием представителей eBay.
Если проблему не удалось решить полюбовно, после переписки с продавцом eBay проводит расследование и может полностью или частично возместить покупателю деньги. Если диспут открыл продавец, результатом может стать получение покупателем пенальти «Unpaid Item Strike» – предупреждение за неоплаченный товар. Это пятно на покупателе, из-за которого другие продавцы могут отказать ему в продаже.
Исходя из этого, как продавец, так и покупатель заинтересованы в гарантиях успешного проведения сделки и отказываться от них, предлагая анонимный перевод, не станут. Если покупателю предлагают перевести деньги с помощью WesternUnion, это практически наверняка признак недобросовестности продавца. Такой перевод невозможно подтвердить или проследить, и служба безопасности никак не сможет помочь в случае обмана.
Другой случай – продавец просит перевести деньги на неверифицированный аккаунт PayPal. Если есть подозрения относительно надежности продавца, стоит поинтересоваться насчет аккаунта продавца у службы поддержки платежной системы. Также стоит сравнить e-mail продавца в eBay и в электронной платежной системе, где e-mail является идентификатором. Если эти адреса не совпадают – это уже повод более скрупулезно его изучить, воспользовавшись системой отзывов.
Изучение продавца – залог успеха
Перед тем, как сделать ставку, потратьте какое-то время на изучение «послужного списка» продавца. Справа от информации о лоте есть колонка Seller info, где указан ник продавца, а также его рейтинг. В скобках – количество оставленных отзывов. Чем больше – тем лучше. Кроме того, под ником указывается процент положительных отзывов. У надежных продавцов он находится на уровне 99% и выше.
Нажав на кнопку See other items, можно узнать, что еще продает этот пользователь. В случае, если товар, который вас заинтересовал, выбивается из общего списка, нужно задуматься. Например, он занимался продажей фишек для казино или батареек для фонариков, а сегодня продает ноутбук за &1000. Нажав на ник, можно посмотреть детальную информацию о продавце. Здесь есть раздел «Detailed Seller Ratings», где продавцу можно поставить оценку в 4 категориях: Соответствие описанию, Связь с продавцом, Время доставки, Стоимость доставки и упаковки.
Естественно, звезд здесь должно быть 5 или немного меньше. Но самая важная часть – это история отзывов, сразу под Рейтингом. По умолчанию она работает, как лента, но нажав на кнопку See all, можно детально просмотреть все отзывы - негативные, нейтральные и позитивные. Кроме того, вместе с текстом отзыва указывается, какой товар был куплен этим комментатором, рейтинг комментатора и стоимость покупки, о которой оставляется отзыв.
В случае, если покупка была совершена раньше, чем 60 дней назад, информацию о лоте уже не просмотришь. Стоит читать не только отзыв, но и смотреть, за какой товар он оставлен. Если все благодарят продавца за вовремя присланную насадку для зубной щетки, это вовсе не означает, что у вас будет повод оставить такой же отзыв в отношении мобильного телефона. Вообще, смена ассортимента у продавца – уже повод для подозрений.
Лучше обратиться к тому, у кого это – основной вид деятельности. Если подавляющее большинство отзывов были от 2-3 пользователей – тогда также стоит задуматься. Если позитивный рейтинг продавца заработан на покупке всякой мелочи, вроде CD, DVD и т.д., а теперь он продает что-нибудь дорогое, к примеру за $700, стоит найти другого продавца.
Если у продавца слишком низкий процент положительных отзывов, изучите негативные. Возможно, они уже устарели (более трех месяцев) или оставлены неадекватными людьми, вызваны какими-то недоразумениями, недопониманием продавца и покупателя. Возможно, покупатель не удосужился прочитать описание лота и получил не то, что хотел.
Даже, если у покупателя уже есть опыт покупок на этом аукционе, иногда, особенно при покупке дорогих вещей, есть смысл воспользоваться услугами посредников, предоставив им ведение сделки от начала и до момента получения товара. Посредник сам определит надежность продавца, выиграет торги, выберет способ доставки. А в случае, если товар не дойдет, просто вернет вам предоплату.
Стоит помнить: защищать свои права – право и даже обязанность каждого. Но и здесь нужно знать меру. Не стоит заранее рассматривать каждого продавца как обманщика, а в случае, если что-то пойдет не так, сразу бить во все колокола. Большинство споров на eBay решаются еще до того, как перерастут в официальную претензию. Нужно просто связаться с продавцом и объяснить свою позицию.
Как защитить свои права, если вас обманули на eBay
Обман на eBay – явление редкое, но вполне реальное. Даже если покупатель соблюдал все правила безопасности, буквально под микроскопом изучал продавца, отзывы о нем и так далее, он не застрахован от неприятностей на 100%.
Товар, например, может быть потерян во время пересылки. Кроме того, срок доставки может быть очень большим, что также связано с особенностями работы нашей почты. И это вовсе не означает, что продавец – обманщик. Возможно, он такой же заложник обстоятельств, как и покупатель. Так или иначе, пользователь, почувствовавший возникшие проблемы, может запустить процесс возврата своих денег через "Диспут" на eBay. Начать процедуру можно из своего кабинета в eBay, воспользовавшись кнопкой Resolutoin Center.
Диспуты существуют двух видов: для покупателя – "Товар не получен или не соответствует описанию" и для продавца – "Товар не оплачен".
Процесс диспута состоит из нескольких этапов. Для начала – нужно выждать определенное время. Стоит заметить, желательно, чтобы пересылка товара осуществлялась способом, который предполагает получение tracking number вашей посылке, например, с помощью EMS (курьерская доставка, предоставляется американской почтовой службой USPS). При оплате выигранного лота нужно настоять, чтобы продавец отсылал товар способом, который удобен покупателю.
После оплаты продавец должен сообщить покупателю трекинг-номер посылки, с помощью которого ее передвижение можно отследить. Если номер не был получен, стоит связаться с продавцом – возможно, он, решив сэкономить, послал товар более дешевой службой, а разницу в стоимости оставил себе. Это, как минимум, повод потребовать с него разницу или же оставить негативный отзыв. Нужно учитывать, что диспут можно открыть не ранее чем через 10 и не позднее чем через 45 дней после совершения сделки, если она была проведена с помощью PayPal. В таком случае Диспут автоматически переводится в PayPal, где он называется case.
Здесь нам подробно объясняют последовательность действий при ведении диспута после того, как он будет передан в PayPal
Отличия между диспутами на eBay и PayPal лишь в сумме возмещения убытков: в еВау она составляет $200, в то время как на PayPal можно вернуть всю сумму. Итак: по прошествии 30 дней (нормальный срок доставки в Украину), если товар не получен, открывается Диспут "Товар не получен или не соответствует описанию".
Продавец извещается об открытии Диспута и должен дать какой-нибудь ответ, чтобы прокомментировать ситуацию или предложить свой вариант решения проблемы. Часто диспуты заканчиваются уже на этой стадии, поскольку продавцы, дорожащие своей репутацией, соглашаются возместить потери или частично компенсировать стоимость, (если, например, товар не соответствует описанию) чтобы Диспут (или case на PayPal) не перерос в claim (претензию), что может потянуть за собой штрафные санкции и негативные отзывы покупателей. Это может сильно повредить бизнесу на eBay, где все строится именно на системе отзывов.
По прошествии 7 дней с открытия Диспута, если продавец не вышел на связь, можно перевести его в официальный claim, претензию с требованием полного или частичного возврата денег (full or partial refund). Но сделать это необходимо не позднее чем через 20 дней после открытия Диспута, иначе он будет автоматически закрыт и снова открыть его уже будет невозможно. Если продавец вышел на связь и согласен возместить убытки, Диспут нужно закрывать лишь после получения своих средств обратно. И ни в коем случае не соглашаться сначала закрыть Диспут.
В этом случае продавец избавляется от всех обязательств и деньги может не отправить. В любом случае сторонам дается возможность договориться без участия третьей стороны (службы безопасности аукциона или платежной системы). Переговоры следует вести через средства eBay или PayPal: в этом случае они могут стать доказательствами при расследовании претензии.
Далее Диспут закрывается. Здесь также имеется две формулировки. "Все претензии удовлетворены" – товар получен, отправлен новый товар, возмещены убытки и т.д. Или же Диспут переводится в claim (претензию) с требованием возмещения убытков. Нужно просто выбрать нужную формулировку.
При переведении Диспута в претензию в ход переговоров включаются сотрудники PayPal и проводят свое расследование, по результатам которого вам либо полностью вернут деньги, либо сделают частичную компенсацию. Конечно, возможен и вариант, когда спор разрешится не в пользу покупателя, что бывает очень редко при условии, что покупатель добросовестный и не был заподозрен в мошенничестве.
Также покупатель может сам закрыть Диспут, если все проблемы решились, товар все-таки дошел или продавец возместил потери. После решения всех проблем нужно обменяться отзывами с продавцом. Даже если Диспут длился 1 день, после чего все проблемы решились. Это важная часть в отношениях между пользователями, поэтому отзывы нужно оставлять конкретные, которые характеризуют продавца с какой-либо стороны. Это поможет другим покупателям сделать верный выбор при совершении покупок.
Наблюдать за ходом спора покупатель может в Центре Разрешения Проблемных Ситуаций Paypal или через Центр Разрешения Проблемных Ситуаций eBay. Оба инструмента предоставляют одинаковые возможности.
Источник: www.cripo.com.ua
blog comments powered by Disqus