Google и Microsoft начинают судебную войну
В октябре известный интернет-гигант Google Inc обратился в суд с иском против небольшого интернет-сайта из штата Огайо (США), который не оплатил рекламные услуги Google на сумму $ 335 000. Такие иски для американских судов самое обыденное явление, которое затягивается порой на долгие годы. Несмотря на то, что Google прекрасно это знал, в прошлом месяце он всё-таки очень удивился, когда получил ответные претензии.
Оказалось, что несколько небольших сайтов (включая задолжавший $ 335 000 ) объединились и подали 24-страничный антимонопольный иск в суд против Google, обвинив поискового гиганта в злоупотреблениях монополией.
Вообще, для Google такие иски уже превратились в обыденность. Например, совсем недавно точно такие же иски были поданы от других компаний, находящихся на территории США и Европы. Google считает, что за всем этим стоит Microsoft. Но, что навело на такую мысль поискового гиганта?
Оказалось, что интересы сайтов, подавших иски против Google, представляет адвокат Чарльз “Рик” Руле (Charles "Rick" Rule), тот самый адвокат, который защищает интересы Microsoft по вопросам конкуренции с Google.
“Когда я узнал об этом, моя реакция была такой, “это ещё что за чертовщина?””, - прокомментировал представитель Google в штате Огайо, Марк Шерифф (Mark Sheriff), в ходе разговора о господине Руле и его юридической конторе Cadwalader, Wickersham & Taft LLP, которая известна своей антимонопольной практикой. “Понимайте, здесь в Огайо, не каждый день такая крупная юридическая организация вовлечена в вереницу судебных процессов ”, - добавил Шерифф.
Позже выяснилось, что господин Чарльз “Рик” Руле, представляет интересы и ещё одного небольшого американского интернет-сайта, который также подал антимонопольный иск против Google. Между тем, Европа тоже не молчит. Дочерняя компания, представляющая Microsoft в Германии, также подала антимонопольный иск на Google. На сегодняшний день известно, что Европейская комиссия уже начала предварительное расследование.
Сейчас Google наконец понял, что тягаться ему придётся с очень серьёзным конкурентом, который использует при нападении довольно хитрые приёмы. И судя по всему, все эти монопольные претензии от небольших сайтов (которые, казалось бы между собой никак не связаны), лишь лёгкие пощипывания. Вероятнее всего, Microsoft готовится к более серьёзной войне с Google за господство в “on-line мире”.
“Теперь нам ясно, что Microsoft вычищает все мировые суды в поисках любых претензий в адрес Google. А нужно им это для того, чтобы узнать побольше о нашей практике деловых отношений, чтобы найти в ней уязвимое место и использовать полученную информацию для развёртывания куда более широкой антимонопольной программы против нас ”, - прокомментировал пресс-аташе Google, Адам Ковацевич (Adam Kovacevich).
Microsoft, тем временем, заявил вполне предсказуемо, что все эти разговоры полная ерунда. И что корпорация не финансирует и вообще не причастна к искам небольших сайтов против Google. Истцы и их адвокаты также отрицают, что всё это организовал Microsoft. А выбор “народного адвоката” Чарльза “Рика” Руле, аргументируют его компетентностью в антимонопольных вопросах. Причём все утверждают, что выбрали его сами по себе.
Хотя свою причастность к искам в адрес Google со стороны небольших интернет-сайтов Microsoft и отрицает, тем не менее, корпорация заявляет, что у растущего числа потребителей и компаний возникает много проблем из-за господства Google на on-line рынке. “Вы знайте, нет никакой тайны. Мы даже разделяем многие из этих проблем. И поэтому хотим призвать всех тех, кому навредил Google обращаться с законными жалобами в соответствующие инстанции”, - заявил пресс-секретарь Microsoft, Джек Эванс (Jack Evans ).
В принципе, во всех злоключениях Google нет ничего удивительного. Достаточно взглянуть на статистику, которую недавно опубликовала исследовательская компания Efficient Frontier.
По её данным Google на сегодняшний день занимает 75% рекламного интернет-рынка в США, и 90% во Франции и Германии. Т.е. получается, что Google теперь высокотехнологичный гигант, и нет ничего удивительного в том, что некоторые создают ему помехи.
До Google, на протяжении долгих лет, трон высокотехнологичного гиганта занимал Microsoft, которого также различные Департаменты Юстиций и Европейские Власти неоднократно обвиняли в злоупотреблении монополией. В основном, на Microsoft жаловались разработчики программного обеспечения, типа корпорации Netscape Communications, производителя web-браузера.
Некоторые юристы даже пошучивают, что Microsoft теперь поднимает архивы старых дел, заведённых когда-то против него, чтобы использовать те же приёмы против Google. “Microsoft “рвёт и мечет”, лишь бы “достать” как следует Google на антимонопольным фронте, ведь это сильная зацепка”, - прокомментировал Эрик Голдмэн (Eric Goldman) директор Юридического Университета Выскоких Технологий, расположенного в Калифорнии.
Как и господин Чарльз “Рик” Руле, старые “бойцы”, раньше воевавшие против Microsoft, теперь появляются на новом поле битвы. Например, Гари Рибэк (Gary Reback), раньше отстаивал интересы Netscape, и именно он когда-то настроил Американские суды против Microsoft. Теперь Рибэк переключился на Google. Он оперативно сформировал совместно с авторами и издателями электронных книг Open Book Alliance, и требует от Google справедливого регулирования рынка электронных книг. Суды, само собой, уже подключены к рассмотрению этого дела.
Господин Рибэк заявил, что нападение на Google с этой позиции было его идеей. Но удалось это осуществить только после того, как Microsoft предложил профинансировать эту затею. Также, Рибэк, подчеркнул, что его беспокоит то, что Google захватывает рынок за рынком.
Шеф Google, Эрик Шмидт (Eric Schmidt), неоднократно заявлял, что по мере роста компании, антимонопольные претензии неизбежны. Сегодня он ещё раз напоминает: “Мы уhard-эротика работаем над тем, чтобы интересы наших пользователей были прежде всего. И мы изо всех сил стараемся конкурировать на рынке честно ”.
Microsoft, тем временем, предпочитает действовать негласно. Корпорацией была создана и профинансирована специальная группа (Initiative for a Competitive Online Marketplace или сокращённо ICOMP), которая на недавней конференции в Брюсселе поставила вопрос о “господстве Google в online”. ICOMP представили всем участникам конференции данные, в которых описано, каким образом Google манипулирует результатами поиска и его алгоритмами. Т.е. Google был представлен выгодным партнёром для бизнесменов и головной болью для конкурентов.
ICOMP заявили, что представляют интересы ряда фирм, которые страдают от доминирования Google на online-рынке. Правда, это было единственным, что прозвучало убедительно. Потому что, когда спросили у одного из участников этой группы, владельца испанской фирмы по производству сыра Artisanal, Альфонсо Альвереза (Alfonso Álvarez), каким образом Google ему навредил, он ответил, что вообще не пользуется компьютерами. Его просто кто-то попросил присоединиться к этой группе, только он не может вспомнить кто именно, но он согласился, потому что всегда выступает против монополии.
Вообще, как показывает история, Google первым начал антимонопольную битву. А произошло это в 2009 году, когда поисковый гигант присоединился к Европейскому Союзу в борьбе против Microsoft за “право свободного выбора web-браузера”. Суть проблемы тогда заключалась в том, что Microsoft вместе со своей операционной системой Windows поставлял установленный в неё web-браузер Internet Explorer. В декабре Евросоюз принял решение, что таким образом Microsoft навязывает пользователям свой web-браузер, и Microsoft был вынужден убрать его из версий Windows, поставляющихся в Европу.
Возвращаясь к небольшим компаниям, подавшим иски на Google, и интересы которых представляет давний адвокат Microsoft, Чарльз “Рик” Руле, хочется отметить, что они обвиняют Google в “неполноценно оказанных услугах”. Т.е. реклама, поданная этими фирмами, либо стоит слишком дорого, либо появляется менее заметно при поиске.
Google признался, что действительно хитрит с алгоритмами поиска, но только для того чтобы людям не удавалось обмануть систему. Более того, корпорация отрицает все антиконкурентные причины.
Тем временем, насчёт подозрений Google в адрес Microsoft, адвокат Чарльз “Рик” Руле отметил: “Все эти заявления Google ложны и отвлекают от претензий, предъявленных корпорации небольшими фирмами США”.
Google в свою очередь считает, что в любом случае, это всё затеял Microsoft, который через мелких истцов очень желает добраться до конфиденциальной информации Google, раскопанной в этих исках.
Господин Чарльз “Рик” Руле, тем временем, продолжает настаивать, что являясь главой Американского Министерства Юстиций, контролирующего соблюдение антимонопольного законодательства, он заинтересован представлять нескольких клиентов против одного и того же противника. Он подчеркнул, что работа, которую он делает для небольших фирм, никак не связана с его работой для Microsoft.
В свою очередь, пресс-секретарь Microsoft, господин Эванс, сказал: “Так как мы не имеем отношения к этим судебным процессам, мы и не знаем ничего о той информации, которую так тщательно скрывает Google. Хотя ей стоит поделиться со всеми. Но Google этого не сделает, ведь он боится последствий. Представьте, что будет, если все узнают о практике его деловых отношений ”.
На днях, в своём блоге, представитель Microsoft, Дэйв Хэйнер (Dave Heiner) отписался, что не видит ничего страшного в том, что сегодня происходит с Google. “Проблемы с законом начинаются тогда, когда ты вступаешь с кем-то в серьёзную конкуренцию”.
Что касается Европейской Комиссии, которая считает, что Google злоупотребляет своим господством (93% рекламного online-рынка во Франции и Германии), то корпорация заявляет, что она соблюдает все европейские законы и конкурирует справедливо.
Американские власти, также, подключились к решению вопроса с Google. Руководитель антимонопольной службы Министерства Юстиций США, Кристин Варни (Christine Varney), когда-то представляла интересы Netscape. Но перед назначением на эту должность объект претензий сменился. Раньше это был Microsoft, теперь Google. Вот что она прокомментировала в июне 2008 года: “Для меня Microsoft – это проблема прошлого столетия. Я думаю, что дальнейшие проблемы мы будем иметь только в основном с Google, который развернул монополию на online-рекламу ”.
Самое интересно то, что ни Министерство Юстиций, ни Федеральная Торговая Комиссия (FTC), не стали исследовать деловые круги Google. Они сразу бросились в сторону изучения более узких проблем.
Вообще, FTC уже придрались к Google за некоторые сделки. Так, в 2007 году Google приобретал рекламную online-фирму DoubleClick. FTC запросили тысячи документов по этому делу, но в конечном счёте сделку одобрили, предупредив, что такие покупки могут привлечь внимание антимонопольных ведомств.
Вторая сделка была поскандальнее. В июне 2008 года, после того как Microsoft отказался от слияния с Yahoo Inc, Google согласился взять на себя некоторые рекламные проекты Yahoo, связанные с поисковой системой. Но этого не произошло, поскольку тут же на Google обрушилась критика вкупе с негодующим Microsoft’ом, который заявил, что это чистой воды “борзость” и то, что Google, таким образом, может заполучить большой контроль над рынком на котором и так доминирует.
После этого, лоббистская фирма, которая регулярно работает с Microsoft, накатала письмо в Конгресс США от группы фермеров, которые выразили протест сделки Google-Yahoo. В письме говорится, что выполнение требований по запрету сделки имеет "огромную важность для сельского населения".
Однако, недавно, когда с этими фермерами связались, они уже были взволнованы не так, как двумя годами ранее. Президент Фермерского Движения, Ларри Мэтлэк (Larry Matlack) заявил: “Так, а мне-то что с того,10% рынка у них или 99%? Я использую Google, но не забывайте, я Канзасский фермер и президент маленькой промышленной компании, и я плохо разбираюсь в компьютере. Есть поиск и хорошо. А тогда, пришли лоббисты попросили подписать письмо, ну я его и подписал”.
Microsoft в свою очередь заявили, что ничего не знают об этом письме. Зато лоббисты под названием LMG, регулярно работающие на Microsoft, честно признались: “Да, мы действительно написали это письмо от имени Microsoft. А в чём проблема, собственно? Мы хотели помочь людям, они согласились, мы же никого не обманули”.
Пока шла возня с фермерами, Министерство Юстиции угрожало Google, что отправит его дело на рассмотрение в суд, заявив, что Google и так владеет 70% рекламного рынка в интернете. То, что Google располагает такой властью, не говорит о том, что это незаконно. Но, тем не менее, ставит в невыгодное положение конкурентов. В общем, сделка Google-Yahoo сорвалась. Вскоре, после этого, Yahoo начали сотрудничество с Microsoft.
Что касается текущих дел Google, то ему удалось успешно преодолеть очередной барьер по дальнейшему расширению. В ноябре корпорация решила приобрести компанию AdMob, занимающуюся рекламой в сфере мобильной связи. Google удачно решил все антимонопольные вопросы по этой сделке, и сейчас ждёт одобрения от FTC.
Директор Юридического Университета Выскоких Технологий, Эрик Голдмэн, добавил: “Если все сейчас наваляться на Google, ему придётся менять свой основной бизнес. Будь осторожнее, Google”.
Источник: NAG News
blog comments powered by Disqus