Социальные сети наступают, порталы уходят в прошлое
Кто сегодня вспоминает о временах, когда в зените славы были AOL и Altavista, Netscape или хотя бы Fireball? Lycos и Yahoo стали историей, оставив позади апогей своего развития. Сегодня веб-пространство формируется такими игроками как Google, Facebook и Twitter, а завтра решающее слово может перейти к музыкальной службе Spotify или сети Foursquare. Порталы уступают социальным сетям.
Ни в каком другом секторе подъём до уровня мирового бренда не происходит с такой же скоростью, как в Интернете. Но и ни в каком другом секторе не представляет таких сложностей сохранить за собой достигнутое лидерство.
Ещё в 2006 году MySpace был ведущей социальной сетью в мире, но даже несмотря на то, что MySpace - сеть, а не портал, он не смог защититься от конкуренции Facebook, который в кратчайшие сроки обогнал MySpace, оставив его далеко позади по посещаемости и функциональности. А рекламная платформа Facebook развита настолько хорошо, что, вероятно, сможет заместить собой даже рекламную службу Google.
Несколько лет назад порталы, казалось, занимали неуязвимые позиции входных дверей в Сеть, именно поэтому они и назывались порталами. Но буквально за несколько месяцев новым «привратником» Интернета стала поисковая машина Google, которая вдобавок произвела революцию в интернет-рекламе.
Почти всегда основой для быстрой «смены караула» в Интернете становится новая, более развитая техника. Нередко такая техника бывает связана с использованием самой Сети как платформы для нового проекта и с доступом к невозобновляемому массиву данных. Кто же, напротив, стремится «объять необъятное», вместив в свои рамки всю Сеть, почти всегда приходит к провалу, как наглядно показывает пример AOL.
Лучшим примером смены сетевой парадигмы является Facebook
Число пользователей Интернет-порталов в разных странах различно, но общая тенденция такова: там где влияние порталов ещё сохраняется, оно всё же быстро падает. Их функция входных ворот в Интернет, опирающаяся на собственные электронные почтовые сервисы как основную форму коммуникации, становится всё более шаткой.
Сегодня становятся успешными сайты, где контент распределён по множеству страниц, как, например, в социальных сетях, и всё меньше популярность тех, кто пытается собрать всё на одной странице, как это было с порталами.
Лучшим примером этой смены сетевой парадигмы является Facebook. Основатель социальной сети Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) заявляет, что его проект движется от модели Интернет-страницы к модели, которая сводит воедино множество приложений, как для компьютера, так и для мобильного телефона.
Facebook стремится быть не столько веб-сайтом, сколько сетевой платформой, которая представлена для каждого пользователя его собственным социальным графом (набором социальных связей). Этим новое поколение Интернета отличатся от прежнего, где все пользователи выходили на одну и ту же главную страницу - сегодня у каждого своя главная страница в "социалке".
Среди победителей в борьбе за сетевое время пользователей сегодня, несомненно, и развлекательные сервисы и игры. Наибольшей популярностью у молодых людей пользуются онлайн-видео: больше двух третей молодёжи в возрасте от 12 до 19 лет, по меньшей мере, раз в день заглядывают на видеопорталы типа Youtube. Каждый второй подросток слушает в Сети музыку, а веб-телевидение по нраву примерно 5% молодых людей.
70% молодёжи постоянно используют социальные сети
В целом, современное молодое поколение всё больше углубляется в Интернет. За прошедший год пользователи стали проводить в Интернете на 17 минут больше, и теперь Веб поглощает 134 минуты в день - даже обогнав телевизор - прежнего лидера. Кроме этого, проведённое в Интернете время увеличивается с возрастом. Если подростки от 12-13 лет сидят «онлайн» около полутора часов в день, то в 18-19 лет в Интернете «зависают» в среднем по два с половиной часа в сутки.
Что же делает молодёжь, главный потребитель сетевой информации, в Вебе? Львиную долю времени - 47% они тратят на общение, 22% приходится на развлечения и 18% отдельно на игры. Только на четвёртом месте находится поиск необходимой информации (14% времени). По мере увеличения возраста падает доля сетевых развлечений, и на первые места переходит поиск информации.
Популярность электронной почты прошла
Тезис о том, что общение всё больше происходит через социальные сети и всё меньше - по электронной почте, находит своё подтверждение в молодёжной среде. 70% подростков постоянно контактируют в социальных сетях и только 55% пользуются электронной почтой.
Ещё два года назад E-Mail был популярен у 60% подростков, так что можно сказать: популярность электронной почты у этой группы пользователей уже прошла. От расширения социальных сетей страдают и службы мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging) вроде ICQ. Если год назад использование таких служб занимало у молодых людей 20,1% сетевого времени, то сегодня это только 16,6% времени «онлайн».
Зато социальные сети выходят триумфатором из конкурентной борьбы за время пользователей: сегодня 85% подростков активны, по меньшей мере, в одной социальной сети; а 72% пользуются социальными сетями постоянно, что на 15 пунктов больше, чем всего год назад (57%). Основными игроками на этой сцене являются Facebook и национальные сети (в рунете это ВКонтакте, а в Германии - VZ). Гораздо меньшую популярность снискал Twitter, который читают лишь 7% молодых людей, и лишь 4% пишут здесь хотя бы короткие новостные сообщения в 140 знаков.
В ближайшее время Интернет станет активнее перемещаться на мобильные телефоны, что взовёт к жизни новые идеи и новые решения, а с ними и новые компании. Одним из кандидатов на будущее лидерство можно назвать сеть Foursquare. Здесь пользователи могут сообщать своим друзьям, где они находятся в данный момент и чем заняты.
Локальные сервисы такого типа существуют уже давно, но только сегодня они смогли найти подходящую техническую базу для широкого развития. А требуются для такого развития спутниковая навигация GPS и выгодный тариф на мобильный Интернет.
И то, и другое стало доступным в сегодняшних сотовых телефонах, тем более что в ближайшие годы планируется ощутимое увеличение мобильных передающих мощностей, ведь четвёртое поколение (4G) сотовой связи LTE сделает возможным выход в Интернет на скоростях DSL.
Илья Яковлев salon
Источник: Newsland
blog comments powered by Disqus