Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



VoIP из браузера

05 января 2010

За последние полтора года веб-приложения развились и распространились достаточно широко, чтобы составить конкуренцию обычному «скачиваемому ПО». Не так давно Павел Шельдяев, ведущий разработчик и один из соучредителей компании «Комсонет», разработавшей «Вебофон», рассказал IP-News о специфике браузерных коммуникаторов VoIP и о перспективах веб-приложений в связи.

 

5 ноября 2009 года видеозвонок через веб-приложение «Вебофон» впервые связал две социальные сети – «Вконтакте» и Facebook. Это произошло через полтора года после начала работы над проектом и через пять месяцев после пробного звонка между социальной сетью и тестовым сервером. Сейчас «Вебофон» работает в пяти сетях – «Вконтакте», «МойМир», Facebook, Cosmopolitan и Men’s health.

«Вебофон», базирующийся на технологиях Adobe Flash 10.0 и Adobe Stratus, стал первым решением, которое позволяет членам разных социальных сетей общаться между собой с помощью текстовых сообщений, голосовых и видеозвонков. Разработчики – компания «Комсонет» - позиционируют «Вебофон» как альтернативу устанавливаемым коммуникаторам и онлайн-приложениям, использующим собственные системы регистрации. Помимо этого, создатели сервиса готовятся представить открытый API «браузерной операционной системы», на платформе которой работает «Вебофон» и которая, по мнению разработчиков, позволит создавать приложения одновременно для всех социальных сетей.

IP-News: За последние полтора года количество онлайн-коммуникаторов выросло на порядок. На ваш взгляд, что привело к этому?

Павел Шельдяев: Мне кажется, это произошло из-за увеличения пропускной способности пользовательских каналов. Кроме того, буквально за последний год стремительно подешевел трафик.

IP-News: Согласно пресс-релизу, на доработку и рекламу «Вебофона» на миллионную аудиторию потребуется $2 млн. Что именно стоит так дорого?

Павел Шельдяев: В первую очередь – маркетинг. Даже на том уровне, на котором мы продвигаем приложение сейчас, реклама стоит денег. И чем дальше, тем дороже она будет обходиться. Не стоит забывать и про оборудование: кроме P2P-соединений «Вебофон» использует и клиент-серверную модель, на которой работают чаты и конференции.

Пока мы расходовали деньги из собственного кармана и успели потратить порядка $150 тыc. Не все средства были непосредственно в дензнаках, конечно. Какая-то часть трудочасами, которые мы сами отдали проекту не только как руководители, но и как программисты - естественно, работали мы бесплатно. Сейчас в нашей команде 6 человек, из которых трое занимаются непосредственно разработкой – программированием на Flash и Java и дизайном интерфейса. Если честно, 95% кода было написано мною самостоятельно: мои коллеги занимались, в основном, созданием интерфейса. Инвестиции необходимы нам, в том числе, и затем, чтобы увеличить число рабочих рук.

IP-News: Кому, Вы считаете, было бы интересно инвестировать в «Вебофон»? Есть ли уже потенциальные инвесторы?

Павел Шельдяев: В принципе, «Вебофон» может быть интересен для любого инвестора на рынке коммуникаций или Интернет-сервисов. Но пока мы развиваемся исключительно своими силами: была пара раундов переговоров с инвестиционными фондами и частными инвесторами, но пока – безрезультатно. Один частный инвестор был крайне заинтересован, но мы не договорились на счет условий и отказались от его помощи.

IP-News: Что именно останавливает инвесторов?

Павел Шельдяев: Как мне кажется, слишком «размытая» будущая монетизация. Инвестор скорее поддержит более узкий проект – например, только SIP с возможностью звонков на городские и мобильные телефоны. Или онлайн-консультанты, если речь о B2B-сервисе. Но охватить сразу весь возможный потенциал проекта типа «Вебофона» инвестору сложно. Видимо, будем в бизнес-плане выделять какое-то одно конкретное направление на ближайшее будущее.

IP-News: За счет чего Вы планируете окупить эти расходы?


Павел Шельдяев: Мы делаем ставку на B2B услуги: платформа, на которой работает «Вебофон», предлагает большие возможности для рекламных сервисов. Что же касается традиционного для приложений в социальных сетях способа – платных бонусов для пользователей, то он для нас не столь приоритетен.

IP-News: Насколько бы уменьшились затраты на разработку проекта, если бы речь шла просто о приложении для связи между социальными сетями – без открытого API (Интерфейса программирования приложений) и тому подобного?

Павел Шельдяев: На порядки. Сейчас «Вебофон» и есть «просто приложение для связи» - открытый API для разработки на нашей платформе пока не выпущен. Конечно, выложить его мы уже можем, но, пока не готов эмулятор, все приложения придется тестировать онлайн. В целом, именно API – самая трудоемкая и дорогостоящая часть проекта.

IP-News: А есть ли смысл, в таком случае, разрабатывать еще и API?

Павел Шельдяев: Думаю, у унифицированного API есть преимущества перед собственными API социальных сетей. С его помощью разработчики смогут создавать приложения для всех сетей сразу. Кроме того, мы планируем предоставлять девелоперам, которые используют этот API, наши серверы.

IP-News: Как Вы думаете, «Вебофон» займет собственную нишу на рынке или будет конкурировать с SIP-приложениями?

Павел Шельдяев: Когда мы реализуем связку «Вебофона» с SIP протоколом, то он станет одним из программ-клиентов SIP, но работающих прямо в браузере. Возможно, мы просто купим движок Flaphone – уже готовое решение для работы с SIP из браузера. Свои клиенты будут пользоваться либо нашими каналами для общения по SIP протоколу, либо иметь возможность использовать свои существующие аккаунты у других SIP операторов. Так что здесь уместно сравнивать «Вебофон» именно с другими SIP клиентами.

IP-News: Сейчас всем VoIP приложениям, скачиваемым и браузерным, приходится конкурировать со Skype. Что может противопоставить лидеру рынка «Вебофон»?

Павел Шельдяев: На мой взгляд, интеграция в социальные сети – весомый плюс. Чтобы два пользователя разных социальных сетей могли связаться друг с другом по Skype, им, в лучшем случае, нужно обмениваться именами учетных записей, добавлять друг друга в контактные листы, и только после этого они могут позвонить. «Вебофон» позволяет исключить эти процедуры.

IP-News: У решений на базе flash есть принципиальные недостатки: проблемы с работой через NAT и ресурсоемкость. Как Вы намерены бороться с ними?

Павел Шельдяев: Если честно, через сотовых операторов «Вебофон» еще не тестировался. А что касается ресурсоемкости – есть идея создать на базе браузерного приложения устанавливаемый клиент на C. Насколько это будет иметь смысл, станет ясно, когда число пользователей «Вебофона» достигнет 5 млн. Правда уже сейчас видно, что могут возникнуть определенные сложности: «Вебофон» не имеет собственной системы авторизации. А чтобы ее создать и поддерживать в рабочем состоянии, необходимы, опять же, серверные мощности.
 
IP-News: Будет ли «Вебофон» терминировать голосовой трафик на ТФОП? Каким образом это будет реализовано? Насколько это востребовано?

Павел Шельдяев: Востребовано это уже сейчас: пользователи часто спрашивают – когда можно будет звонить «наружу». Мы планируем реализовать такую возможность, но как – зависит от объема инвестиций. Если это будет возможно, то создадим собственного оператора связи, если же нет – найдем себе партнера.

IP-News: По всей видимости, звонки на мобильные и городские телефоны будут платными. Как Вы рассчитываете принимать оплату?

Павел Шельдяев: Пока неясно. Если социальные сети, в первую очередь, «ВКонтакте», дадут возможность использовать собственные платежные системы, мы будем принимать платежи напрямую. Если нет - придется адаптироваться под встроенные.

IP-News: Насколько велик риск, что самим социальным сетям «Вебофон» будет невыгоден: если из одной сети, можно будет общаться с другими, пользователи предпочтут иметь только один аккаунт?

Павел Шельдяев: Не думаю, что такие риски вообще есть. Например, администрация «ВКонтакте» одобрила «Вебофон» даже без заявки с нашей стороны – приложение понравилось им как сервис для общения внутри сети.

Кроме того, на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: если пользователю нет необходимости переходить из одной социальной сети в другую, он останется в той, в которой он уже зарегистрирован. Как результат, отток активных пользователей из сети уменьшится.

IP-News: Не так давно собственный сервис IP-телефонии анонсировал оператор сотовой связи «МегаФон». Планируете ли Вы предлагать эксклюзивные сервисы на базе «Вебофон» операторам фиксированной или сотовой связи?


Павел Шельдяев
: Да, переговоры на этот счет ведутся, но я не хотел бы раскрывать подробностей.

IP-News: Какова Ваша целевая аудитория?


Павел Шельдяев: Ориентируемся мы, конечно, на Запад. В плане капитализации западный пользователь дороже нашего. Сервер в Голландии мы арендуем именно поэтому. Но, как и происходит обычно, мы хотим сначала оттестировать все в России и уже с полностью рабочим продуктом завоевывать Запад. В те $2 млн. инвестиций, которые нам нужны, входит развитие «Вебофона» не только в России, но и за рубежом.

IP-News: С мая 2009 года «Вебофон» существует в версии RC1. Когда ждать окончательного релиза?

Павел Шельдяев: Через месяц-два после поступления инвестиций. Сейчас нам необходимо нарастить серверные мощности: на сегодня, в распоряжении «Вебофона» только три сервера – два в петербургском дата-центре компании «Инфобокс» и один в Голландии. При этом потребность в мощностях растет, а собственных финансов, как уже повторюсь, осталось не так много.

IP-News: В последнее время доля браузерных приложений увеличилась практически во всех сферах – аудио, видео, связь, сетевые игры. Что уйдет в онлайн следующим?

Павел Шельдяев: Думаю, большое будущее у онлайн-телевидения. Теоретически, оно вполне может составить конкуренцию IPTV – впрочем, все зависит от политики правообладателей.

 

Никита Егоров

Источник: IP News

1519

blog comments powered by Disqus

Интернет


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI