MySpace разоряет Руперта Мердока
Львиная доля убытков News Corp приходится на социальную сеть, признал медиамагнат. Теперь он намерен сделать свои онлайн-ресурсы платными, - пишет slon.ru
MYSPACE ПРОВИНИЛАСЬ
Руперту Мердоку не везет с интернет-инвестициями. Поясняя причины чистого убытка своей News Corp, составившего во II квартале около $203 млн, он особо отметил решающую роль социальной сети MySpace в общих затратах корпорации. Точный размер ущерба, нанесенного империи Мердока социальной сетью, не уточняется, однако Fox Media, непосредственно владеющая MySpace, принесла убыток $180 млн – их можно смело отнести на счет социальной сети, которая подверглась решительной реструктуризации. Вот и получается, что «перековка» MySpace обошлась Мердоку, как минимум, в треть тех $550 млн, за которые социальный сервис и был приобретен в 2005 г. Частью реструктуризации стало закрытие офиса в России, куда, по мнению рынка, MySpace пришел слишком поздно.
Основная причина убытков группы традиционна для современного издательского дела – это падение выручки от рекламы. Ее продажи по всему конгломерату News Corp сократились в среднем на 10%. Самое болезненное падение операционной прибыли было отмечено в сегменте платного телевидения (на 66% до $95 млн), выручка упала на 19% до $1,08 млрд. А вот выручка киностудии 20th Century Fox, напротив, выросла на 13% до $1,72 млрд.
НЕ ПОВЕЗЛО С КОНКУРЕНТОМ
MySpace на общем фоне группы Мердока не выглядит исключением, однако, глядя на положение вещей в мировой индустрии соцсетей, ее положение можно назвать крайне неприятным. Аналитики eMarketer месяц назад спрогнозировали 3%-ное падение рекламной выручки в американских соцсетях, полностью возложив вину за него именно на MySpace: предполагаемое падение рекламной выручки должно составить 15%, в то время как главный конкурент MySpace – Facebook – нарастит выручку на 9%.
К сожалению, MySpace сильно не повезло с главным конкурентом. Трудно оправдываться за результаты своей сети перед акционерами, наблюдающими, как Facebook еще в 2008 г. обогнал MySpace по числу пользователей на глобальном рынке, месяц назад – в США, а несколько дней назад был объявлен четвертым по посещаемости ресурсом интернета после Google, Microsoft и Yahoo (по данным comScore).
Впрочем, интернет-недомогание показателей своей News Corp Руперт Мердок будет лечить тем же интернетом: согласно его замыслу, весь контент изданий, входящих в холдинг (The Times, The Sun, The News of the World и The New York Post) будет изъят из открытого доступа, и сайты газет перейдут на платную модель общения с читателями. Сейчас доступ по подписке предоставляет только одно издание холдинга, The Wall Street Journal.
Не исключено, что свой своеобразный взгляд на интернет Руперт Мердок сформировал, основываясь на опыте покупки MySpace, или наблюдая, как контент, генерируемый его изданиями, расползается по Сети совершенно бесплатно. Но обнародовал он свои взгляды месяц назад, с крайним скепсисом отозвавшись о возможностях своих инвестиций в Twitter. «Сам не вложу туда ни доллара, и другим не советую», – говорил он на инвестиционной конференции в Айдахо в середине июля.
НЕУДАЧНЫЙ СОЮЗ
News Corp – не первая крупная компания, которая обвинила в своих бедах интернет. Возможно, первый подобный случай произошел в 2002 г., после слияния провайдера America Online и медийной компании Time Warner. Тогда «сделка века» ценой $164,7 млрд привела к созданию гиганта AOL Time Warner, который объединил 50 млн зрителей телеканалов
Time Warner с 20 млн абонентами America Online.
Ежегодная выручка от слияния прогнозировалась в размере $30 млрд, однако сделка очень некстати совпала с крахом «доткомов», и вместо выручки компания стоимостью $350 млрд зафиксировала убыток в $100 млрд, из которых $99 млрд пришлись на падение акций AOL.
После такого конфуза из названия единой компании (потерявшей около 80% стоимости) было вычеркнуто слово AOL, а абонентская база бывшей America Online сократилась вдвое и сейчас составляет около 10 млн абонентов.
СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ПРОДУКТ
Вывод о том, что успешный менеджмент реальной экономики не умеет управлять растущими интернет-компаниями, очень заманчив, но правильней было бы от него воздержаться. Специфика интернет-стартапов такова, что до появления у них рыночной стоимости об их успешности судят по хорошо понятным натуральным показателям, а после продажи стратегическому инвестору приходится судить по финансовым, в то время как их монетизация – почти непосильная задача, о чем и свидетельствует опыт Руперта Мердока.
Счастливым исключением из этого правила является разве что Google, которому пришлось самостоятельно придумать, сформировать рынок контекстной рекламы и занять на нем монопольное положение, чтобы из успешного стартапа стать успешной публичной компанией.
Интернет-сервис – вещь с недолгим жизненным циклом. В последние 5 – 7 лет сменилось как минимум три поколения сетевых сервисов. Люди, общавшиеся исключительно в ICQ и на IRC-каналах ушли сначала в блоги, потом в социальные сети, а затем, возможно, заинтересуются Google Wave.
Желающих закрепиться на рынке социальных сетей достаточно, в то время как интернет-аудитория конечна. Однако это не снимает вопроса, почему Facebook хватает аудитории для роста рекламной выручки, а MySpace – нет. Если идеология Facebook понравилась ей больше, чем идеология MySpace, то Руперт Мердок знает, как ее наказать, – он заставит эту аудиторию рассчитываться за свои вкусы платным доступом к газетам корпорации News Corp.
Источник: МедіаБізнес
blog comments powered by Disqus