Двое против Google
МЕНЯЮТ ДВИЖОК НА РЕКЛАМУ
Необходимость объединения усилий очевидна: сейчас Yahoo, по данным comScore, обрабатывает 19,6% поисковых запросов в США – против 65% у Google. Доля нового поисковика Microsoft Bing – всего 8,4%. На мировом рынке Google и вовсе монополист – ей «принадлежит» почти 89% все запросов.
Противостоять фантастическому успеху Google прочие игроки могут, только сгруппировавшись. Партнерство затронет не только технологическую сторону работы Yahoo и Microsoft, но и их бизнес. Ожидается, что, оккупировав Yahoo, Bing станет вторым по величине поисковым движком в мире, заплатив за ощутимую прибавку в рыночной доле солидную сумму. А именно: в течение трех лет после объединения Yahoo будет получать всю выручку от продажи рекламы не только на собственных сайтах, но и на части веб-площадок, принадлежащих Microsoft. Взамен Microsoft получит данные о поисковой активности пользователей, благодаря чему поисковая выдача Bing прибавит в релевантности. Соглашение между сторонами подписывается на целых 10 лет.
ОШИБКИ ЯНГА
История отношений Yahoo и Microsoft богата событиями. Первые слухи о возможном слиянии Microsoft и Yahoo появились в начале 2006 г. – тогда ожидалось, что Microsoft может потратить на покупку интернет-компании до $80 млрд (при тогдашней капитализации Yahoo в $25,6 млрд). Реакцией на предложение Microsoft стал взлет котировок Yahoo почти на 40% до $28,7 за акцию, а капитализация возросла до $38,2 млрд. Но акционеры Yahoo отказали гиганту.
Вторую попытку поглощения Yahoo Microsoft предприняла в начале 2008 г., когда софтверный гигант сделал предложение о покупке поисковика за $44,6 млрд, или $31 за акцию, при их на тот момент стоимости на NASDAQ около $12. Когда основатель портала Джерри Янг отказался от сделки, назвав ее «недружественной», Microsoft улучшил предложение до $47,5 млрд ($33 за акцию). Но Янг вновь отказался. Затем участники переговоров поменялись местами: под давлением прочих акционеров Янгу пришлось возобновить переговоры с Microsoft, но теперь от сделки отказался уже глава Microsoft Стив Балмер. Результатом ошибки Янга стала его отставка в ноябре 2008 г. Место Янга заняла Кэрол Барц, правление которой благотворно повлияло на рост котировок Yahoo – акции поднялись с $12 в январе до $17,2 в июле 2009 г. Соглашение с Microsoft может стать еще одним ее триумфом. Согласно ожиданиям Yahoo, партнерство принесет порталу дополнительные $500 млн операционной прибыли и на $200 млн снизит издержки.
ПЕРВЫЙ ШАГ К ПОГЛОЩЕНИЮ
В технологическом отношении сделка принесет Yahoo в ближайшей перспективе немало пользы, ведь Bing – действительно неплохая поисковая машина. Однако отказ от собственного поиска несет определенные опасности: если его развитие будет заморожено, то через несколько лет он уже не сможет существовать без технического покровительства Microsoft.
Впрочем, все самое страшное, что могло произойти с Yahoo, уже случилось. Компания изрядно подпортила себе имидж сотрудничеством с китайскими властями и собрала целую галерею издевательских коллажей от собственных пользователей во время ожидания несостоявшихся сделок с Microsoft. Последнюю в партнерстве с Yahoo привлекает лишь один важный факт: сайт Yahoo остается одним из самых посещаемых в мире. Его популярность основана на одной из первых в мире бесплатных онлайновых почт и колоссальном объеме сервисов, в первую очередь, ориентированных на онлайн-шопинг.
Словом, обе компании могут найти веские причины укреплять партнерство и дальше, постепенно подходя к объединению компаний. Каждая из них сегодня вынуждена отступать перед натиском Google. Yahoo, которая сейчас оперирует лишь 5,3% всех мировых поисковых запросов, не помешала бы интеграция в Windows. Microsoft, вероятно, не отказалась бы от многочисленных потребительских сервисов Yahoo, которые могут ощутимо усилить открытое корпорацией наступление в интернет-пространстве.
ВДАЛЕКЕ ОТ РОССИИ
Но сделка может и провалиться – в четвертый раз за последние четыре года. Yahoo вообще не везет с подобными инициативами: в 2008 г. Минюст США категорически запретил партнерство Yahoo и Google на рекламном рынке. Тогда это решение объясняли жесткой позицией лобби Microsoft, зато теперь у лобби Google есть причины выдвинуть ответное возражение. Новое партнерство Microsoft и Yahoo должны закрыть в 2010 г.
К сожалению или к счастью, интригующая сделка почти не коснется России. В нынешней фазе жизни Рунета, рынок поиска хорошо поделен между «Яндексом» (57,9%), Google (22,6%), Mail.ru (10,2%) и Rambler (4,4%). Доля поисковика Bing, по мнению сервиса Liveinternet, не дотягивает до 1%, а Yahoo довольствуется скромными 0,1%. Что вполне объяснимо: в России по-прежнему не работает американская модель интернет-бизнеса, и заключенная в сервисах сила Yahoo обернулась ее слабостью. Не самая развитая IT-инфраструктура позволяет нам лишь внимательно рассматривать очередной передел поискового рынка с безопасного расстояния.
Владислав Чучко, Slon.ru
Источник: Медіабізнес
blog comments powered by Disqus