Гендиректора – в сеть! Пиарщики нашли спасение для социальных "Интернет-пузырей"
Глава американской PR-фирмы госпожа Шэрон Бэрклэй в результате проведенного ею исследования обнаружила совершенно асоциальное поведение генеральных /исполнительных/ директоров, входящих в список Fortune top 100. Они - директора – не ходят в социальные Интернет-сети!
Ну то есть практически совсем не посещают ни Twitter, ни Facebook. Такое же безобразие они позволяют себе, по-видимому, и по отношению к "Одноклассникам" или к "ВКонтакте.Ru", хотя про это у Ш.Бэрклэй не сказано.
Американская пиарщица выявила, как сообщает AP News, что из всех руководителей из списка Fortune top 100 только 1 /один/ не поленился завести себе профиль в Twitter. Только 19 гендиректоров имеют странички в Facebook и только 13 – профили в LinkedIn.
Вопрос, который поставила перед собой исследовательница, состоял в том, насколько топ-менеджеры мирового уровня управляют своей он-лайновой репутацией. Результат разочаровал Ш.Бэрклэй – она-то считала, что менеджеры такого уровня должны бы больше стремиться к максимальному использованию сети. В итоге был сделан вывод, что ведущие топ-менеджры мира совершают глупость /выражение заимствовано из оригинального текста/, не пользуясь возможностью общаться с помощью тех же социальных сетей, в которых общаются миллионы потенциальных потребителей.
Не будем более обсуждать данное исследование, заметив лишь, что у руководителей, например, Ford или British Petroleum или General Dynamics или Газпрома, скорее всего, есть чем заняться более насущным, чем марать Интернет-страницы. И проявленная ими интернет-глупость, судя по результатам, не мешает им руководить первой сотней гигантов мировой экономики.
Попытаемся понять причины появления этого исследования и причины столь эмоциональных заключений исследовательницы.
На наш взгляд, это является выражением все более ощущаемых в кругах заинтересованной общественности /вспомним о роде занятий исследовательницы/ опасений за судьбу социальных сетей в Интернете. Опасений, прямо скажем, небезосновательных. Дело в том, что социальные сети все более напоминают "пузыри", которые, подобно дот-комам в 2000-2001 гг, могут со страшным треском лопнуть.
На самом деле, крупнейшую в мире по числу пользователей социальную сеть Facebook оценивают в 6-15 млрд долл. При этом официальных данных о ее финансовом состоянии нет, но, по некоторым оценкам, доход Facebook в 2009 г составит всего 500 млн долл, а по словам ее владельца Марка Цукерберга, компания около года назад достигла операционной окупаемости, и только планирует выйти на уровень прибыльности. То есть, сейчас за убыточный Facebook готовы платить в 12-30 раз больше ее годового дохода. Это – типичный "Интернет-пузырь". Он, конечно, может и рассосаться, но может и лопнуть.
Аналогичная история и с другими подобными проектами – точных финансовых данных о них нет, однако известно, что доходы их невелики относительно числа пользователей, что, в свою очередь, создает выраженный дисбаланс между доходами и расходами в пользу расходов. Недаром ни одна из социальных сетей даже на словах не заявила о выходе на уровень прибыльности.
Можно предположить, что в полной мере это относится и российским проектам социальных Интернет-сетей, хотя это только предположения из-за отсутствия достоверной финансовой информации. Тем не менее, по оценкам, некоторые наши сети, например "Одноклассники", только-только вышли на уровень операционной окупаемости. Каковы перспективы – не совсем, мягко говоря, понятно, так как аналитики отмечают снижение темпов прироста пользователей этих сетей.
Природа затруднений в зарабатывании денег социальными сетями, кроется, на наш взгляд, в сущностной ошибке при оценке их финансового потенциала.
При создании сетей имелась в виду традиционная формула Интернет-бизнеса: "много пользователей – много денег, очень много пользователей – очень много денег". Однако не была учтена одна особенность таких сетей – пользователей здесь действительно очень много, но те пользователи, которые сюда ходят, мало склонны платить и так же мало обращают внимание на рекламу – у них, как пел знаменитый Буба Касторский, "другие интересы".
Другими словами, платить за сервисы пользователи социальных сетей категорически не хотят /вспомним историю с "Одноклассниками"/, а реклама на этих сетях не очень эффективна. В пользу этого предположения, кстати, говорит тот факт, что не так давно Google изменил условия рекламного соглашения с сетью MySpace, что уменьшило ее доход от этого вида деятельности.
Поэтому можно предположить, что судьба финансовых "Интернет-пузырей" для социальных сетей – далеко не пустая угроза.
В заключение вернемся к исследовательнице Ш.Бэрклэй и ее крику души. Конечно, если привлечь в социальные сети руководителей Boeing, может быть и найдется больше желающих заплатить за то, чтобы увидеть своими глазами их откровения в блогах после пятничной вечеринки. Может, это и станет финансовой палочкой-выручалочкой для социальных сетей. Только, сдается, это не столько реальный выход, сколько попытка социально близких к социальным сетям кругов создать правильное социальное мнение /тавтология получилась невольная – предмет, видимо, такой/.
Игорь Агапов
Источник: Прайм Тасс БИТ
blog comments powered by Disqus