Евгений Абрамов, OLL.tv: пиратов удалось потеснить
Евгений Абрамов пришел в украинский интернет-бизнес из российского телекома. Директором портала лицензионного видео OLL.tv он стал после того, как два года проработал коммерческим директором российского 4G-оператора Yota. Перед Евгением стоит довольно нетривиальная задача: переубедить украинцев пользоваться не привычными торрентами, а легальными видео, еще и за деньги.
Но по его словам, украинская аудитория постепенно перевоспитывается: за год охват у пиратских сайтов снизился где-то на 10 процентных пунктов. Впрочем, рассчитывать только на «сознательность» зрителей не приходится. По мнению Абрамова, в деле легализации онлайн-видео в Уанете должно свое слово сказать и государство — по примеру соседней России. При том, что инициатива с антипиратским законом и закрытием сайтов по обращению правообладателей в России вызвала шквал критики.
Евгений рассказал AIN.UA, как планирует вывести на самоокупаемость ресурс, платящий за каждую копию премьерного фильма от $3 до $15 тыс. в стране с одним из самых высоких уровней пиратства в мире.
В каком состоянии сейчас рынок легального видеоконтента в Уанете?
Рынок онлайн-видео развивается динамичными темпами. Растет интернет-проникновение, скорости доступа, технологии по доставке «тяжелого» видеоконтента. Если год назад, чтобы посмотреть HD, нужно было достаточно долго ждать его загрузки, то сейчас технологии позволяют смотреть видео в качестве SD на скорости 1 Мбит/с, а HD — до 5 Мбит. 1 Мбит/с — это средняя скорость мобильного интернета 3G, в Украине — это минимальная скорость, которую поддерживают даже ADSL-сети.
Люди чаще пользуются сервисами онлайн-видео, а рынок DVD и Blue-Ray стремится к нулю.
Тем не менее, в Украине 80% видеорекламы в интернете откручивается на пиратских ресурсах. Как сейчас соотносятся аудитории пиратских и легальных видеопорталов?
Если говорить о нелегальных площадках, они еще год назад достигали 90-95% охвата по уникальным пользователям. Сейчас их долю можно оценить примерно в 80%, постепенно они теряют позиции. Их текущая аудитория не меняется, просто общая аудитория интернета растет и пользователи начинают заходить на легальные онлайн-видеосервисы. В том числе, это связано с ростом проникновения «умных» устройств: телевизоров, медиаплееров и сет-топ-боксов.
Как собираетесь выживать в условиях, где 80% рынка — пиратские ресурсы, которые не платят за контент, привлекающий пользователей?
В начале 90-х пиратское видео было достаточно распространенным явлением на телевидении. Фильм, который шел прямо с кассеты с подрывами, не качественный перевод, серая картинка. Однако цивилизованным игрокам удалось с этим справится. И теперь нелегальные трансляции или трансляции с нарушением прав не допустимы, с этим все соглашаются. У телезрителей появилась качественная альтернатива пиратскому видео – премьерные показы, модные форматные проекты, которые они могут смотреть дома. Украинский телезритель сейчас может смотреть лучшее, что предлагается в мире.
Но технологии не стоят на месте. Видео по запросу – новый шаг в потреблении медиаконтента. Это будущее.
Мы четко осознали для себя, что распространение OLL.tv в среде b2c на данный момент не очень оправдано, так как невозможно и финансово очень дорого приобрести права на контент, который доступен нелегально на пиратских сервисах. У пиратов нет статьи затрат на приобретение прав на контент, а у нас затраты на права очень серьезные. Так что стратегически мы определили для себя две вещи.
Во-первых, мы сфокусировались на очень востребованном, эксклюзивном контенте. Например, мы приобретаем кинотеатральные премьеры и показываем их через 3-6 недель после кинотеатра. На этот контент также подписаны все необходимые документы на защиту прав и поэтому мы будем отстаивать снятие этих фильмов с пиратских ресурсов.
Как пример, осенью мы будем показывать вторую часть “Мачете”, вторую часть “Города грехов”. Все кинопремьеры будут доступны в общей подписке. Эта стоимость примерно равна цене билетов в кино, но за эти деньги человек получит доступ к тысяче новых фильмов и сериалов.
По контракту с Universal мы с осени этого года начнем показывать сериалы, которые будут у нас выходить чуть ли не на следующий день после американского релиза. Так же планируем представить несколько сериалов российского и украинского производства, которые мы будем показывать в минимальное время после премьеры на ТВ.
Также мы продолжаем трансляцию в HD большого количества футбольных матчей. Это и Лига Европы, Лига чемпионов, Украинская Премьер-Лига, Лиги Европейских клубов.
Во-вторых, мы переориентируемся со схемы b2c на b2b.
Что имеете в виду?
Проблема в современном телекоме следующая: рынок растет в абонентах, но не в прибыли. На операторском рынке идут ценовые войны, провайдеры снижают цены и теряют доход. Очевидно, что для того, чтобы повысить ARPU, нужно предлагать дополнительные услуги. В России практически у каждого крупного оператора есть свой видеосервис.
Так что мы сейчас всем крупным украинским телеком-операторам предлагаем сотрудничество, по которому мы предоставляем сервис, тарифные планы, и можем продаваться в сетях этих операторов. Мы уже работаем с “Волей” (сервис “Воля Smart HD), с “Укртелекомом” (под брендом “ОГО! Кино”), c Vega (сервис Vega Video), с “Триоланом”, всего сейчас есть договоры где-то с 10 операторами. До конца года их будет около 25.
Такой подход решает еще одну проблему: у украинских пользователей отсутствует привычка оплаты товаров в интернете платежной карточкой. Порядка 95% пользователей не пользуются картами онлайн, в США, к примеру, ситуация противоположная. И, чтобы решить ее, мы даем возможность оплачивать услуги OLL.tv по единому счету с телеком-услугами.
Мы также сотрудничаем в области технологий: в “Укртелекоме” разместили свои кэширующие серверы, и теперь, даже если у абонента по условиям тарифного плана скорость ограничена,, на онлайн-трансляцию это никак не влияет – сервис работает на максимальной скорости, которую может предоставить сеть.
На каких условиях работаете с провайдерами интернета и ТВ?
Делимся прибылью. Это классическая и хорошо зарекомендовавшая себе схема сотрудничества. Привлекая новых пользователей все получают выгоду, как краткосрочную, с точки зрения получения вознаграждения, так и долгосрочную – с точки зрения удержания абонентской базы и формирования лояльности пользователей.
У вас сейчас работает две модели — b2c и b2b. Какая станет основной?
Конечно, b2b. При таком уровне пиратства нужно очень серьезно думать над тем, какие затраты можно себе позволить, чтобы заинтересовать абонентов. Мы пробовали привлекать b2c-шный трафик через контекст и SEO, рекламные кампании, и параллельно работали с операторами. Результаты отличаются разительно: в модели b2b стоимость привлечения пользователя в десятки раз ниже, чем в b2c.
Работая с операторами, мы можем дотянуться к потребителю непосредственно, через оповещения в личных кабинетах, через сайты и точки продаж, через email. Охватить такими же инструментами рынок b2c было бы очень дорого.
Как работаете по рекламной модели?
У нас есть подписанные контракты с Proctеr&Gamble, с КВК, “Бигмиром”. Совсем недавно мы договорились о сотрудничестве сo StarLight Sales (сейл-хаус StarLightMedia). Пока монетизация через рекламу малоэффективна. Пиратские ресурсы, имея 80% рынка онлайн-видеорекламы и не неся никаких затрат, могут демпинговать на рынке интернет рекламы, снижая рыночные цены на услуги. Для примера, мы подсчитали, что нормальная стоимость за тысячу просмотров должна быть порядка 80-60 грн, пиратские ресурсы продают намного дешевле.
Ресурсы с нелегальным контентом сетуют на то, что в Украине просто невозможно найти представителей западных правообладателей, чтобы договориться...
Мне интересно, о чем пираты могут договариваться с Miramax или Sony? Я могу дать контакты, познакомить, если кто-то ко мне придет и скажет, что он хочет поговорить с тем или иным правообладателем. Я этих людей знаю лично. Они все — публичные, несложно найти их телефоны, адреса и прайсы на их продукцию. Никто из правообладателей не уходит от диалога. Нужно просто выйти на контакт и договориться о правах. Но этого почему-то не происходит.
Вы представляете интересы очень крупных производителей популярного контента. Как боретесь с пиратами?
Крупные правообладатели ведут себя пассивно по отношению к пиратам. Контент, который мы закупаем у мэйджеров, стоит очень дорого. В то же время, сами мэйджеры не желают ни самостоятельно, ни в партнерстве с нами вести работу по удалению их же контента с нелегальных ресурсов. Это приводит к тому, что зрители могут посмотреть премьеру нового сериала на пиратском ресурсе до того, как она легально появилась у нас. Нас не устраивает такое положение дел, а так мы хотим изменить тот рынок, нам приходится вести работу на двух фронтах — убеждать мэйджеров в необходимости защиты их контента, а потом самим же вести работу по удалению нелегального контента.
Защиту прав на контент мы организовываем собственными силами: проводим мониторинг сети Интернет, устанавливаем источники пиратского контента, платформы, его распространяющие, после чего отправляем им уведомления и ведем переговоры. В большинстве случаев интернет-платформы идут нам навстречу и удаляют пиратский контент. Также мы на постоянной основе тесно сотрудничаем в данном направлении с отечественными и зарубежными компаниями-правообладателями.
Медиа-холдинг «Медиа Группа Украина» также совместно с другими крупными медиа-группами поддержали инициативу “Чистое небо”. Уже запущен крупный проект с “Бигмиром”, с Сегодня.ua. Я как контактное лицо этой инициативы, получаю достаточно писем от сайтов с предложениями сотрудничать.
Будете применять к сайтам, которые откажутся легализовать ваш контент до 1 октября, какие-то санкции?
Мы работаем над этим проектом практически каждый день. На сегодня многие платформы заявили о желании присоединиться к инициативе, некоторые уже успешно используют наши плееры. Тем, кто отказывается правомерно использовать наш контент по этой модели, мы будем отправлять уведомления и вести переговоры. В отношении злостных нарушителей будем применять более действенные меры, вплоть до подачи судебных исков.
Можете назвать площадки, которые чаще всего нарушают ваши права?
Их не так много и все они широко известны.
Если же говорить в общем, вопросом пиратства должны заниматься не только легальные онлайн-видео-сервисы, но и государство. Вы же знаете, Украина попала в 301 список. Это серьезно и чревато экономическими санкциями для страны.
Но тут необходимо добавить, что запад ведет некую игру с двойными стандартами. С одной стороны, Украину признают пиратом №1, а с другой, крупные западные корпорации, такие как Google и Apple в своих интернет-магазинах приложений размещают программы, позволяющие смотреть пиратское видео. Мы считаем, что это — прямое нарушение прав правообладателей.
Как вы это видите? Создание “черного” списка, закрытие сайтов, как в России?
Хотя по этому поводу и существует много спекуляций и дискуссий, возможно, нам бы подошла российская схема, вплоть до закрытия сайтов с пиратским контентом. Но я не готов сейчас анализировать такие схемы подробно.
С другой стороны, у нелегальных ресурсов есть серьезная зависимость от рекламы. И рекламодатели все же должны понимать, что это все-таки нелегальные сервисы. Монетизируются нелегально. Продают то, что им на самом деле не принадлежит. Если рекламодатели решат на таких сайтах не размещаться, это в корне изменит ситуацию и не понадобится какого-то жесткого регулирования со стороны государства.
Рекламодатели должны сами понять, что размещаться на нелегальных ресурса, возможно, дешево, но неправильно. Продажа оружия, проституция, торговля людьми — тоже выгодный, высокодоходный бизнес. Но вы же не будете размещать свои логотипы на ящиках с оружием.
А как рекламодатели настроены сейчас? Ведь основная аудитория сейчас все еще “сидит” на пиратских сайтах.
Нужно сказать, далеко не всем безразличен источник трафика. Некоторые рекламодатели настроены по отношению к пиратским ресурсам достаточно скептически.
Как работаете с правообладателями? Помогает ли то, что вы входите в МГУ?
Выйти на правообладателя — несложно и доступно каждому. У нас есть сотрудники, у которых большой опыт работы в медиа-группах, обширная база контактов и опыт личного общения по правообладателям. Я не из индустрии, но за этот год уже со многими познакомился. Это несложно.
Мы входим в медиа-группу и заключили несколько групповых сделок, к примеру, по Universal. Группа закупает у них сериалы для канала «НЛО TV», премьеры для канала “Украина”, а на OLL.tv это все консолидируется. Точно также работаем по спортивному контенту с каналами “Футбол” и “Футбол+”. Сейчас имеем права на Лигу чемпионов и Лигу Европы на этот год, Украинскую премьер-лигу покупаем напрямую. Есть контракт с Comedy Club Production – все популярные шоу и сериалы («Интерны», «Универ» и др.) показывают наши каналы и доступны на oll.tv online. Но большинство прав у нас — не по групповым сделкам, с Sony, Miramax, крупными дистрибьюторами работаем напрямую.
Сколько могут стоить права на контент?
Контент стоит дорого. Сотни тысяч долларов за один контракт. Например, премьеры фильмов в зависимости от популярности стоят от $3 до $15 тыс. Это цена права на трансляцию на территории Украины online video on demand (просмотр без скачивания). Общие инвестиции в покупку прав я озвучивать не могу, но всего в нашей библиотеке сейчас около 20 тыс. тайтлов.
Сколько было проинвестировано в OLL.tv, какая у вас сейчас аудитория, когда планируете выйти на окупаемость?
Повторюсь, размер инвестиций я не готов назвать, но это очень серьезные деньги. Если говорить о нашей аудитории, у нас порядка 200 тыс. зарегистрированных пользователей, из них — около 70% — это “старые” пользователи, 30% — приток новых. Доход от платных подписок — основной источник дохода, вклад рекламы — очень невелик. Эта доля выросла во многом за счет того, что мы убрали с главной страницы бесплатный контент, который ранее там находился для привлечения пользователей. Мы не хотим позиционировать себя как бесплатный сервис. Сейчас мы выполняем все планы по росту ресурса, и планируем выйти на окупаемость через 4-5 лет.
Будем двигаться по направлению набора подписчиков, приоритетный канал получения подписчиков — партнерство с телеком-операторами, производителями устройств (к примеру, уже запустили совместный продукт с DuneHD – приставка с включенной подпиской на год). Развиваем мультиплатформенность, собираемся значительно обновить сайт.
Вы выпускали iOS и Android-версии, много ли среди вашей аудитории мобильных пользователей?
50% наших пользователей привязало к аккаунту то или иное устройство. Из них — 50% «сидит» на ПК, половина — на телевизорах, ноутбуках. 50% из тех, кто пользуется ПК, выводят сигнал на ТВ. Если говорить о мобильных платформах, с iOS мы получаем около 4% всего трафика, с Андроида — 3,7%. Естественно, с развитие мобильного интернета в Украине, ситуация поменяется.
Собираетесь ли выходить на другие рынки?
Пока таких планов нет. Затраты на монетизацию на других рынках будут несопоставимы с возможной прибылью. Мы больше сконцентрированы на украинском рынке.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus