Фотостоки: легальность ценой в $1
Еще каких-нибудь 15 лет назад дизайнеры, выполняющие заказы для небольших компаний, раз за разом оказывались в типичной ситуации. Неважно, о чем конкретно шла речь – о подготовке рекламного макета, разработке представительского сайта или презентации, – "картинки" были необходимы. Бюджет, который компания для этого выделяла, был по объективным причинам ограниченным, и целенаправленная покупка изображений в него вписывалась плохо.
Крупные компании в аналогичной ситуации чувствовали себя вполне комфортно: они могли позволить себе провести специальную фотосессию или купить нужные изображения у профессиональных фотоагентств. Последний вариант был идеальным: агентства гарантировали высокое качество и эксклюзивность, правда, за большие деньги – профессионально подготовленные фотографии или векторы "тянули" на несколько сотен, а то и тысяч долларов.
Небольшие компании на подобное даже не рассчитывали. Все, что им оставалось, это искать в Сети или брать растиражированные иллюстрации из коллекций на CD (чаще всего пиратских). Результаты мы все помним: бесчисленные безымянные макеты с одними и теми же расплывчатыми зернистыми изображениями. Помимо того что их качество было вызывающе низким, имелась и более серьезная проблема: нелегальное использование таких материалов грозило как репутационными потерями, так и реальным судебным преследованием. Проблема нарушения авторских прав во всем мире оставалась объективной до самого недавнего времени: скажем, проведенное во Франции еще в 2011 году исследование IFOP "Интернет и незаконное скачивание фотографий" показало, что 21% пользователей используют в презентациях нелегально взятые в Интернете изображения, а 16% - в блогах. Очевидно, что ситуация в России была не менее, если не более сложной. При этом в нашей стране за нарушение авторских и смежных прав наказание предусматривает до двух лет тюрьмы, возмещение убытков и выплату компенсации до 5 млн руб. И это при том, что специфика российского рынка, к сожалению, характеризуется чрезвычайно высоким уровнем "пиратства".
Учитывая все это, еще совсем недавно ситуация была, что называется "патовой": на рынке явно отсутствовало предложение, направленное на более чем многочисленную потребительскую аудиторию. И оно не заставило себя ждать: в начале 2000-х в индустрии авторских изображений случился настоящий прорыв – появились стоковые фотоагентства. Новый рынок сразу же стал стремительно развиваться: он фактически полностью удовлетворял потребность общества в разнообразном и качественном контенте на легальной основе и по доступной цене.
Фотосток (или микросток) – это интернет-библиотека изображений различных типов, видов и жанров (фотографий, графиков – векторов и иллюстраций, видеоматериалов), доступных по лицензии royalty-free. Фото- и видеоматериалы продаются по более чем доступным ценам (в пределах $1 за изображение), с гарантией права использования в коммерческих целях, при этом авторы изображений получают денежное вознаграждение с каждой проданной копии. Оплата услуг осуществляется буквально в несколько "кликов", и после этого выбранное лицензионное изображение просто скачивается с сайта библиотеки.
Базовая составляющая этой идеи – лицензия royalty-free. Согласно ей, изображение может быть продано неограниченное количество раз. Автор сохраняет свои права и получает гонорарные отчисления, а покупателю гарантируются неэксклюзивные права на использование изображения в своих целях. Утраченный аспект эксклюзивности, впрочем, вполне компенсируется богатейшим выбором изображений. Вообще же комбинация достоинств стоковых фотобанков выглядит прямо-таки безупречной: финансовая выгода, абсолютная легальность и гарантия высокого качества. Для авторов – фотографов, видеооператоров, дизайнеров – сотрудничество с фотостоками имеет безусловную коммерческую выгоду: удачные изображения могут быть проданы множество раз, и сумма гонорарных отчислений может выглядеть весьма внушительно.
Все больше пользователей стали обращаться к услугам фотостоков, руководствуясь несложными, но красноречивыми подсчетами: применение стоковых фотографий позволяет сократить бюджет в 10, а то и в 20 раз. Рынок традиционных фотоагентств отреагировал на это заметным сужением: их продажи падают на 20-30% в год. Зато на рынке стоковых изображений довольно быстро определились основные игроки.
Лидеры контента royalty-free в США сегодня – компании IStockphoto и Shutterstock. А компания №1 в Европе – стоковый фотобанк Fotolia с представительствами в 22 странах мира. В России Fotolia успешно существует уже более двух лет, и это понятно: для целей отечественных пользователей больше подходит европейский фотобанк.
Конкуренция на рынке фотостоков остается жесткой. Очевидно, что в поле ценообразования паритет уже фактически найден, следовательно, теперь речь идет уже об эксклюзивности предложений и оригинальных маркетинговых стратегиях. Стоковые фотобанки предоставляют клиентам многомиллионные базы мультимедийных файлов с обширным ежедневным предложением фото, векторов и роликов. Особое внимание уделяется проверке качества и универсальным системам поиска. Естественно, помимо богатства и разнообразия выбора и эффективного поиска, фотостоки делают ставку и на другие преимущества – например, предложение сервисов, облегчающих работу с изображениями и экономящих время.
Рынок фотостоков в России еще не раскрыл всего потенциала и остается безусловно перспективным – к его услугам обращаются и профессионалы издательского дела и коммуникаций, и представители малого и среднего бизнеса. Их выбор понятен: нелегальное использование цифрового контента уходит в прошлое, все больше предпринимателей уделяет пристальное внимание соблюдению авторских прав. Небольшие компании получили возможность решать стандартные насущные задачи с помощью легальных изображений. Благодаря фотостокам, из незащищенных вынужденных "пиратов" они превратились в привилегированных клиентов индустрии авторских изображений.
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus