Как борются с пиратством в сети в других странах
Немецкое законодательство в области защиты цифрового контента — одно из самых сложных в Европе. Например, легальным с точки зрения немецкого права остается просмотр фильмов в интернет-проигрывателях. Если пользователь не сохраняет просматриваемый фильм на своем компьютере и не выкладывает его в интернет, а просто позволяет своему браузеру проигрывать фильм, размещенный на удаленном сервере, преступления, с точки зрения немецкого законодателя, не совершается.
Кинопривычки немецкого пользователя и особенности немецкого кинорынка достаточно специфичны. Например, в Германии, в отличие от многих стран Северной Европы, кинофильмы всегда дублируются на немецкий язык, а не идут в оригинальном звуке с местными субтитрами. Таким образом, и в интернете пользователи, желающие найти пиратскую версию, вынуждены искать уже локализованный фильм. При этом выход новинок кинорынка в Германии часто отстает от мирового проката на несколько недель или даже месяцев: порой показ фильма уже заканчивается в США и даже в России, а в Германии он еще не вышел на экраны. Выход же дисков с фильмом обычно отстает от выхода картины на экраны кинотеатров еще на полгода. Все это время большинство немцев ждет выхода легальной копии картины.
Незаконное копирование и распространение контента, защищенного авторскими правами, наказывается по уголовному кодексу ФРГ денежным штрафом или же тюремным заключением на срок до пяти лет. В данном случае речь идет как о промышленном производстве пиратских копий фильмов и музыки, так и о раздаче цифрового контента через торренты частными пользователями. Именно поэтому на многих дисках с легальными копиями фильмов перед фильмом демонстрируется короткий рекламный ролик, напоминающий об опасности нарушения закона: мать с дочкой стоят перед окнами тюрьмы и поют сидящему за решеткой мужчине песню ко дню рождения. «Когда папа придет домой?» — спрашивает дочка. «Через две песни», — грустно отвечает мать. Большинство показов кинофильмов в кинотеатрах предваряются объявлением о том, что даже попытка незаконной видеосъемки в зале является преступлением и будет поводом для обращения владельца кинотеатра в полицию. Такая агрессивная реклама вызывает возмущение у многих немцев. Неудивительно, что основанная чуть более года назад Партия пиратов, требующая отмены преследования за копирование интеллектуальной собственности, набрала на первых своих выборах — в региональный парламент Берлина — 9% голосов, а на предстоящих в сентябре этого года парламентских выборах имеет шансы получить более 5% голосов и попасть в бундестаг.
Хотя частное копирование защищенного контента для личных целей формально не является уголовным преступлением, оно может быть объектом гражданского иска со стороны правообладателя. Между тем именно в этой сфере возникают наиболее скандальные конфликты между гражданами и правообладателями. В немецких СМИ регулярно появляются сообщения о фантастических суммах исков, предъявляемых правообладателями гражданам, скачавшим из интернета тот или иной фильм. Обычно ситуация развивается следующим образом. Правообладатель выдает генеральную доверенность юридической компании на поиск случаев нелегального скачивания принадлежащего ей контента. Компания локализует в сети сайты, на которых находится такой контент. Затем с помощью специальных программ фиксируются IP-адреса лиц, скачивающих те или иные файлы. Через провайдеров адвокаты получают информацию о владельцах этих адресов — и посылают гражданам письма с предложением досудебного урегулирования претензий. Обычно речь идет о сумме компенсации в несколько сотен евро за каждую скачанную песню или фильм плюс обещание гражданина никогда больше не скачивать нелегальный контент в интернете — под угрозой многотысячного штрафа.
Скандальный характер такой практики заключается как в крайне высоких суммах досудебных компенсаций, так и в использовании юридическими агентствами ряда лазеек, предоставленных немецким законодателем. Так, согласно немецкому праву, ответственность за действия, совершенные в интернете, несет не лицо, совершившее их (например, скачавшее фильм или загрузившее на торрент-сайт музыкальный альбом), а лицо, на чье имя зарегистрирована использованная точка входа в интернет. Таким образом, хозяин квартиры, давший своим гостям пароль от Wi-Fi, несет ответственность за все их действия. Регулярно немецкие СМИ публикуют истории о том, как некая пенсионерка, имевшая несчастье подписаться на комбинированный тариф с телефоном и беспроводным интернетом, но не установившая пароль доступа, оказывается жертвой адвокатских контор, требующих заплатить несколько сотен евро за якобы скачанные песни — не обращая внимания на то, что в доме у пенсионерки нет компьютера, а сама она вряд ли интересуется песнями гангста-рэперов.
Точно так же отвечает за все действия своих клиентов владелец ресторана, имеющего свободный интернет-доступ для посетителей. Именно драконовскими ограничениями на предоставления доступа к интернету третьим лицам объясняется тот факт, что в большинстве городов Германии до сих пор практически нет точек бесплатного входа в городской Wi-Fi, а в гостиницах, например, бесплатный интернет чаще всего подключается по индивидуальным паролям — чтобы было ясно, на чей адрес пересылать судебные иски.
По внутренним инструкциям
В Азии борьба с нарушением копирайта на фильмы в интернете ведется еще с середины 2000-х, правда, ее результаты не особенно впечатляют, во всяком случае, достоверной статистики ее эффективности не существует. В Гонконге еще в 2005 году начали бороться с торрентами, арестовав несколько человек, «раздававших» со своих компьютеров гонконгские и голливудские фильмы. Нескольких приговорили к тюремному заключению на сроки в пределах шести месяцев, но с 2009 года новых арестов не проводилось. Впрочем, воспитательные меры имели определенное воздействие: на гонконгских форумах, посвященных киноиндустрии, люди советуют друг другу скачивать только голливудские блокбастеры — «за скачивание фильмов, произведенных в Гонконге, можно серьезно попасть».
Малайзия стала первой азиатской страной, заблокировавшей доступ к 19 сайтам с контрафактными фильмами в 2011 году. В других странах пока такая практика не применяется. В настоящее время подобный закон обсуждается на Тайване, однако вероятность его принятия не очень велика — оппоненты говорят о введении цензуры и о том, что его принятие превратит тайваньский интернет в интранет. В то же время в развитых странах Азии сегодня проблема соблюдения копирайта стоит не так остро, как раньше.
В «списке 301», который правительство США обновляет ежегодно, в 2013 году в разделе стран с самыми большими проблемами с соблюдением прав американских правообладателей было пять азиатских государств — Китай, Индия, Индонезия, Пакистан и Таиланд.
В Китае в принципе блокируется огромное количество сайтов, находящихся за пределами страны (в том числе YouTube, Twitter и Facebook), а система принятия решений о блокировке непрозрачна и подчиняется не суду, а внутренним инструкциям цензурирующих органов. Здесь системы раздачи кинопродукции подпадают под бан чаще не по юридическим, а по политическим причинам — в случае, если с них можно скачать фильмы, распространение в которых в КНР нежелательно.
Без моральных проблем
Согласно исследованию консалтинговой компании Envisional, число нелегально скачанных фильмов в Британии за последние пять лет выросло примерно на 30%, до 1,4 млн фильмов в год. Это означает, что индустрия кинопроката недополучила 262 млн долларов доходов. Кроме того, на 33% выросло число нелегально скачанных эпизодов телепрограмм (до 1,2 млн), компьютерных игр (до 0,9 млн) и компьютерных программ (0,7 млн). В то же время пиратство музыкальных альбомов за последние три года снизилось — во многом благодаря распространению легальных способов скачивания музыки через интернет-магазины, например AppStore.
По мнению авторов исследования, рост пиратства вызван несколькими причинами. Во-первых, скорость широкополосного интернета в последние годы значительно выросла. Новые технологии сделали скачивание фильмов и ТВ-продукции более быстрым и простым процессом. Новое поколение пользователей интернета не видит в пиратстве моральной проблемы. Дополнительным фактором является то, что британцы нелегально скачивают популярные американские фильмы и телесериалы, которые выходят на британский рынок с большим опозданием.
Меры борьбы с пиратством (в частности, закрытие и блокирование ряда сайтов, например ThePirateBay) не дают в Британии существенного успеха. Британские пользователи обходят запреты через сайты-анонимайзеры. Например, корреспондент «Эксперта» в Лондоне не смог зайти на сайт thepiratebay.sx напрямую (сайт был заблокирован интернет-провайдером), однако простой поиск в интернете позволил выйти на него через анонимайзер.
Бесплатное скачивание кинофильмов и телесериалов является нарушением закона, однако штрафуют за него в Британии нечасто. Киностудии и интернет-провайдеры периодически мониторят файлообменные сети и сайты с пиратским контентом и идентифицируют пользователей, которые занимаются нелегальным скачиванием. Время от времени они выбирают несколько десятков нарушителей, которым через суд назначаются существенные штрафы (несколько тысяч, а иногда и десятков тысяч долларов), после чего информация об этом попадает в прессу для устрашения остальных пользователей. Как показывают многие такие случаи, часто нелегальным скачиванием занимаются подростки, не ставя в известность об этом родителей, которым потом приходится оплачивать штрафы.
Пекин, Лондон, Берлин
Марк Завадский
Сергей Сумленный
Александр Кокшаров
Эксперт
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus