Как собрать 27 миллионов зрителей в онлайн-кинотеатре
Офис с камином в киевском пентхаусе, миллионы долларов оборота и десятки миллионов уникальных пользователей — всего этого Владимир Боровик достиг менее чем за три года, открыв онлайн-кинотеатр «Мегого»
СЕО и совладелец компании «Мегого» Владимир Боровик принадлежит к поколению молодых предпринимателей – ему всего 34. На первый взгляд он человек мягкий, но это только на первый взгляд. «Владимир любит, чтобы поставленные им задачи выполнялись», – говорит Иван Шестаков, директор по маркетингу «Мегого».
Проект стартовал всего два с половиной года назад – в ноябре 2011‑го. Сегодня база легального видеоконтента от «Мегого» доступна в Украине, России, Беларуси, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Грузии, Канаде, США, Германии, Чехии и других странах.
За это время ежемесячная аудитория проекта достигла 27,5 млн уникальных пользователей, а база – 75 000 единиц видеопродукции. Успехи компании лишний раз подтверждают, что, несмотря на развитие пиратства в Восточной Европе, пользователи все чаще предпочитают смотреть лицензионное видео в хорошем качестве. Правда, не очень хотят за него платить.
Сначала Боровик с совладельцами выбрал самую простую модель – пользователи должны были выкладывать деньги за возможность посмотреть кинофильм. Но уже через пару месяцев стало понятно, что тактика не работает: на просторах бывшего СССР люди не хотят отдавать свои кровные за то, что можно получить бесплатно. Тогда он добавил еще два варианта – бесплатный доступ к фильму после просмотра рекламы или покупка месячного либо годового доступа ко всему контенту сайта. Более 90% пользователей выбирают первый вариант.
Реклама приносит компании неплохой доход. По итогам 2013 года украинский и российский офисы наторговали на $3,8 млн. Для нового проекта это отличный результат, но до возврата инвестированных средств, которые, по словам Боровика, составили чуть менее $40 млн, еще далеко. Однако совладелец обещает, что проект окупится в ближайшие два‑три года. По данным самой компании, рост доходов в долларах в 2013-м по сравнению с 2012‑м был более 700%, а в 2014‑м ожидается прибавка 200%. Так что выйти на окупаемость к 2016 году вполне реально. Да и пользователи привыкают платить. По данным Боровика, сейчас они покупают несколько тысяч просмотров киноновинок в день, тогда как в начале года – всего пару десятков. Рассчитаться можно банковской картой, через терминал пополнения счета, с помощью PayPal, WebMoney, СМС – зависит от страны. Просмотр одного фильма стоит от $0,8 до $10 (цену назначают правообладатели).
Украина, Россия и прочие
Львиная доля прибыли приходится на доходы от российского рынка рекламы. Если в Украине «Мегого» получил около $700 000 дохода при объеме рынка платных сервисов онлайн‑кинотеатров (с учетом интернет‑телевидения) в $4 млн, то в России, согласно информации iKS‑Consulting, – около $3 млн при размере рынка в $51 млн.
«Там другая стадия развития: рекламодатели лучше воспринимают видеорекламу, пользователей больше и цена рекламы выше», – поясняет привлекательность РФ Боровик. Украинский рынок, по его оценкам, значительно отстает от российского, но опережает белорусский и казахстанский.
В бизнесмены Боровик попал не сразу. После окончания КПИ устроился на работу в принадлежащий Леониду Черновецкому Правэкс‑Банк, где вырос от заместителя директора отделения до директора департамента по кредитованию юридических лиц и VIP‑клиентов. После покупки банка группой Intesa Sanpaolo в 2008‑м получил повышение – стал членом правления и директором главного управления корпоративного бизнеса. А через полтора года ушел на вольные хлеба.
Пару лет Боровик приобретал опыт в небольших проектах – открыл несколько розничных точек по торговле пищевыми продуктами и бижутерией. «Я понимал: то, что я узнал о создании и развитии своего дела, когда был банковским работником, сильно отличалось от реальности. Поэтому я осознанно создавал эти проекты. Были и другие направления: где‑то зарабатывал, где‑то терял», – поясняет свои изыскания СЕО «Мегого».
Когда Боровик счел, что накопленного опыта ему хватит для крупного проекта, начал раздумывать над бизнесом в интернете. Во время кризиса 2008 года этот сегмент пострадал меньше других.
Идея онлайн‑кинотеатра родилась в разговорах с друзьями. За несколько лет диагональ телевизоров увеличилась, а качество картинки на экране по‑прежнему оставляло желать лучшего. Пользователям стало не хватать хорошего контента, а ждать его появления в лицензионном качестве на пиратских ресурсах было слишком долго. Но последние все же сформировали спрос.
Так появился онлайн‑кинотеатр «Мегого». Кстати, название родилось случайно: выбирали домен, и Megogo оказался наиболее запоминающимся и простым.
За последние два года и в Украине, и в РФ власти провели несколько антипиратских кампаний, так что ресурс оказался востребованным. На американском континенте «Мегого» пока не стал заметным игроком, в Евразии дела обстоят лучше. Компания, по данным iKS‑Consulting, вошла в шестерку лидеров российского рынка, уступая таким игрокам, как ivi, Play, Tvigle, Videomore и Zoomby.
В Украине она занимает первое место, опережая, по информации J’son & Partners Consulting, RuTube и Oll.tv. Последние, правда, заявляют, что конкурировать с «Мегого» будут недолго – собираются в ближайшее время изменить потребительскую модель и переориентироваться на пакетные ТВ‑решения, работая в сотрудничестве с «Укртелекомом». «Мы не планируем строить собственную сеть, а будем фокусироваться на двух составляющих: контенте и технологиях», – рассказывает Сергей Товстенко‑Забелин, начальник отдела коммуникаций и связей с общественностью «Медиа Группы Украина», в которую входит сервис Оll.tv.
Еще один украинский сервис, предоставляющий аналогичный контент, – Divan.tv. Его инвестор Андрей Колодюк считает «Мегого» партнером в создании рынка легального контента. Ключевая проблема, с которой сталкиваются его игроки, – небольшой объем продаж видеорекламы. «Выжить смогут только онлайн‑кинотеатры, которые возьмут основной процент от рекламных доходов и станут лидерами», – утверждает Колодюк.
Боровик инвестировал собственные средства и владеет, по его словам, «стандартной для топ‑менеджера долей компании», то есть является миноритарным акционером. Имена остальных инвесторов он не раскрывает, но говорит, что стратегические решения принимаются топ‑менеджерами без участия совладельцев.
Компания «Мегого» официально зарегистрирована на кипрский офшор – Senseira Trading Limited. Он принадлежит другим офшорным компаниям, в том числе BALKA Capital Limited, базирующейся на Британских Виргинских островах.
По поводу фактических собственников «Мегого» на украинском IT‑рынке ходит множество слухов. Один из совладельцев дата‑центра «Парковый» с уверенностью заявил, что за проектом стоит Степан Черновецкий, сын экс‑мэра Киева. С этой версией соглашается и владелец одной из холдинговых интернет‑компаний. Роман Валесюк, генеральный менеджер промоутерской компании Elite Boxing Promotion – нового детища младшего Черновецкого, лишь сообщил Forbes, что ничего не может сказать по этому поводу.
Еще одна версия: компанией владеют те же инвесторы, что и знаменитым файлообменником ex.ua. Эту информацию Боровик опровергает. Но по наблюдениям Forbes, фильмы, которые появляются на «Мегого», тут же исчезают с ex.ua.
От идеи до реализации проекта прошло чуть более года. «Вначале мы хотели работать только на территории Украины. Казалось, что сайт с видео – это просто. Мы недооценили сложности раз в 100», – вспоминает Боровик. Ему с командой пришлось разобраться минимум с десятком совершенно новых сфер разработки: технологиями доставки тяжелого контента до пользователя (видео CDN), тремя мобильными и пятью Smart TV платформами, с управлением видеопотоками, с защитой контента (DRM)…
Чтобы попасть «в телевизор», «Мегого» договаривается с производителями техники через официальные представительства в каждой стране присутствия. Производитель тестирует готовый продукт украинской компании от двух недель до нескольких месяцев, затем тот либо появляется в магазине Smart TV, либо становится предустановленным.
По такой же схеме создается и приложение для смартфонов на платформах Android и iOS. Производителям оборудования «Мегого» практически никогда не платит – они и сами заинтересованы в партнерстве: это повышает конкурентоспособность железа. Исключение – российский высококонкурентный рынок онлайн‑кинотеатров. Но, по словам Боровика, там речь идет о незначительных суммах ежемесячно: примерно столько стоит один «умный» телевизор.
За годы существования компании число разработчиков выросло до 40 человек.
Еще одной сложностью стало создание библиотеки легального контента. «Мы‑то думали, что просто пойдем и купим права, – посмеивается над своей прежней наивностью Боровик. – На самом деле это оказался первый challenge». На момент запуска ресурса продажа прав на контент в интернете была не очень распространенным явлением. Правообладатели, особенно с украинского и российского рынков, не всегда понимали, на каких условиях открывать доступ к своим продуктам. Крупные зарубежные компании‑правообладатели готовы были заключать контракты, но только при условии предоставления контента через платную подписку, как принято на Западе. Только в этом году «Мегого» удалось подписать ряд контрактов с такими гигантами, как Walt Disney, MGM, Miramax. Всего на ее счету 300 контрактов, в том числе с BBC, Euronews, Одесской киностудией, компанией «Топ Фильм Дистрибьюшн», Rusсico, «Ленфильмом», киностудией им. А. Довженко, «Союзмультфильмом» и др.
«Значительный сдвиг в вопросе покупки прав произошел, когда к нам присоединился один из партнеров – опытный игрок на рынке прав СНГ. У него есть компетенции, сотрудники, понимание механизмов действия этого рынка», – рассказывает генеральный директор и совладелец «Мегого», отказываясь, впрочем, называть имя. С начала 2014‑го библиотека видеоконтента увеличилась примерно на 10%, за прошлый год – на 40%.
Для продвижения проекта используются все виды рекламы, большей частью в интернете. «В Украине мы практически перестали тратиться на маркетинг, проводим только поддерживающие кампании. Продолжаем развивать сервис в России, а также поддерживаем в Прибалтике, Беларуси, Казахстане», – делится СЕО «Мегого».
На популяризацию компании работает партнерство с производителями оборудования – LG, Sony, Samsung, а также крупными телеком‑провайдерами, такими как «Воля», «МТС‑Украина» и «Киевстар». Производители устройств на платформе Android тоже охотно идут на контакт. В частности, компания с украинскими корнями PocketBook считает партнерство с «Мегого» удачным проектом – они сотрудничают чуть более года. В ее планшетах предустановлено приложение онлайн‑кинотеатра Megogo.net.
В 2014‑м Боровик планирует нарастить доходы от рекламы в 2,5 раза, увеличить аудиторию на 30% и запустить полноценный просмотр телеканалов во всех странах присутствия. С начала года в онлайн‑кинотеатре открылся ТВ‑раздел. Пока он работает в тестовом доступе, и «Мегого» не платит за право трансляции, а дальше, по словам Шестакова, «модель взаимоотношений с партнерами будет сформирована в зависимости от результатов тестирования». Кроме того, «Мегого» готовится запустить для своих зрителей собственные телеканалы из своего контента.
Источник: forbes.ua
blog comments powered by Disqus