Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Никаких тайн от Gmail: зачем почтовые сервисы читают все наши письма

29 марта 2013
Никаких тайн от Gmail: зачем почтовые сервисы читают все наши письма

Потребители пожаловались: Gmail читает всю их переписку и использует полученные данные для недобросовестной конкуренции. Но сканированием почты в том или ином виде занимаются все почтовые сервисы.

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась работой почтового сервиса Gmail. Потребители пожаловались: Gmail читает всю их переписку и использует полученные данные для недобросовестной конкуренции. Но сканированием почты в том или ином виде занимаются все почтовые сервисы, а причина проверки именно Gmail, возможно, как раз в чрезмерной конфиденциальности сервиса.

— В представлении людей, далеких от IT, электронная почта — это подобие почтовых конвертов, которые якобы никто не может вскрывать. При этом они не понимают, что доступ к их почте есть у любого администратора любой системы — и на Gmail, и на Яндексе, и на Mail.ru, и на других п­одобных ресурсах, — рассказывает «РР» директор одного из IT-проектов. — Гиганты индустрии владеют всей информацией о том, кому ты звонишь, с кем ты гуляешь, кого финансово поддерживаешь. Но их никто не обвиняет в этом, потому что это априори так. Приватность в сети — миф.

За что проверяют Gmail

Технологии сканирования почты и правда используют все почтовые сервисы. Прежде всего для того, чтобы отсеивать спам. И за это пользователи им только благодарны. Но Gmail, кроме всего прочего, по ключевым словам вашей переписки сортирует рекламу. Например, если в переписке вы обмолвитесь, что мечтаете отправиться на Гавайи, сайт тут же начнет подсовывать вам ссылки на гавайские отели и рестораны. Это и есть нарушение, считают жалобщики: компания использует технологию сканирования для продвижения своих услуг, в то время как другие этого не делают. Но доказать вину Google будет довольно сложно, уверены юристы.

— Даже далеко не все конкуренты считают Google нарушителем, — объясняет «РР» адвокат Владимир Шкляров. — У большинства из них есть свои технологии сбора информации о пользователях и выделения целевой аудитории для рекламы. Они считают их более эффективными, чем сканирование писем роботом. Таким образом, «неоправданные конкурентные преимущества» Google оказываются как минимум под сомнением.

— Мы используем таргетинги, основанные на открытых данных: пол, возраст, география, а также математические модели интересов, собранных на основании поведения пользователей, — подтверждает «РР» это мнение вице-президент Mail.Ru Group Алексей Катков. — Кроме того, все большую популярность набирает технология, позволяющая показывать пользователям рекламу товаров, которые он смотрел, к примеру, в интернет-магазине, но не купил, или рекламу похожих товаров.

Таким образом, пользователей все же больше волнует сам факт чтения писем, чем некие рекламные бонусы, которые на этом может зарабатывать почтовый сервис.

Эта позиция тоже не самая прочная. Ведь, заводя ящик на Gmail, пользователь подписывает соглашение о сканировании своей почты. И, кстати, в любой момент может отказаться от таргетирования рекламы.

Другое дело, что Google сканирует письма, которые приходят его пользователям и с других почтовых серверов. А вот на это согласия ему формально никто не дает. На Западе претензии к Google звучат уже добрый десяток лет.

Десять лет споров

В 2004 году более 30 правовых организаций со всего мира отправили в Google письмо. Активисты просили компанию прекратить использование анализатора писем, а также обнародовать данные о своем архиве: какие именно данные там лежат, через какой срок они удаляются и кто может ими пользоваться.

Инициатор обращения, руководитель американского Центра защиты прав на конфиденциальность Бет Гивенс рассказала «РР», что письмо компания Google проигнорировала:

— Они ни слова не сказали по этому вопросу. Более того, они продолжили анализировать электронные письма, чтобы персонализировать рекламу, серьезно нарушая границы частной жизни. Зная эту особенность, мы рекомендуем людям не класть все яйца в одну корзину. Если у вас почта на Gmail, не используйте другие услуги Google, например поиск. Иначе Google может собрать о вас слишком много личной информации, объединяя пользовательские данные из нескольких своих продуктов.

За последние годы внимание к личной переписке не единожды оборачивалось для Google судебными исками. В 2010 году жалобу в суд на нарушение компанией закона о частной жизни подал техасец Кит Данбер, а в июне 2012-го — три калифорнийца: Стюарт Даймонд, Дэвид Саттон и Роланд Уильямс. Ни у кого из них не было ящиков на Gmail, но письма, которые они посылали в логово провайдера, были просканированы.

Техасское дело в мае прошлого года закрыли без объяснения причин, калифорнийское до сих пор лежит в суде, но и у него есть все шансы остаться без внятного решения. По словам юриста ассоциации «Агора» Дамира Гайнутдинова, в России таким истцам тоже ничего бы не светило:

— Если сейчас кто-нибудь у нас решит подать в суд на Gmail за нарушение тайны переписки, будет большая проблема со сбором доказательств. Придется доказывать факт контроля — а как его докажешь? В российских судах перспективы выиграть у обычного гражданина нет. Но такие процессы будут, и они станут прецедентом для формирования законодательных актов.

Впрочем, пару дел Google все же проиграла. Например, 12 марта американский суд обязал корпорацию выплатить 7 млн долларов штрафа за незаконный сбор информации о пользователях интернета. Дело было так. В 2008–2010 годах по многим городам мира катались красивые бело-зеленые машинки Google. Они фотографировали улицы для сервиса Street View. Но кроме того… скачивали всю информацию о пользователях Wi-Fi-сетей, которые не были защищены паролем.

Спецслужбы или Microsoft?

Остается непонятным, почему ФАС заинтересовалась Google именно сейчас. Интернет-сообщество, неравнодушное к теориям заговора, сразу выдвинуло версию о причастности к этому спецслужб.

Google периодически публикует статистику: сколько раз спецслужбы каких стран обращались к ним за информацией и получили ли ее. Судя по этой статистике, российский филиал компании — один из самых неприступных. Например, за вторую половину 2012 года Google получила от российских спецслужб 97 запросов данных о пользователях, но частично удовлетворила лишь один. Для сравнения: за те же шесть месяцев американская Google «слила» данные по 7,5 тысячи запросов — это 88% обращений.

Сторонники этой версии вспоминают, что ФАС уже проявляла мотивированный интерес к иностранным интернет-компаниям. В 2011 году служба долго отказывалась одобрять слияние Microsoft и Skype (компании не могли завершить сделку без согласия антимонопольных органов всех стран, в которых представлен Skype). Незадолго до этого российские спецслужбы жаловались на то, что не могут прослушивать видеочат Skype. В результате все сошлось идеально: Skype снабдили технологией законного прослушивания, а ФАС дала сделке зеленый свет.

По словам одного из наших собеседников, нынешняя проверка Gmail проводится с надеждой получить от компании ключи шифрования или добиться большей сговорчивости в отношении запросов спецслужб. Этот же разговор показывает всю глубину недоверия интернет-сообщества к почтовым сервисам и спецслужбам: как только речь заходит об интересе спецслужб к сканированию почты, наш собеседник, с которым мы общаемся в одной из соцсетей, начинает писать на языке, лишь отдаленно напоминающем русский. Получается что-то вроде «ф3д3р@льн0й служ6ы бе30п@сн0сти» — наивная защита от Большого брата.

Впрочем, все может быть намного прозаичнее. В США проблему конфиденциальности Google раскручивает ее главный конкурент — Microsoft. Для этого даже создан специальный сайт. Авторы проекта обвиняют Google в жажде наживы и заодно советуют пользователям свою почтовую программу — Outlook.

Такие гиганты обычно борются сразу на многих фронтах, и, возможно, жалобы в российскую ФАС — лишь один из них. Если ФАС признает нарушение антимонопольного законодательства, она вправе накладывать на компании гигантские штрафы, которые измеряются процентами от их годового оборота. Речь может идти о миллиардах рублей. Вот только читать ваши письма почтовые сервисы все равно не перестанут.

Дарья Данилова, «РР»

Источник: proIT

1825

blog comments powered by Disqus

Интернет


Последние Популярные Коментируют

Темы форума