Пришли на выручку: почему на обыске в «Квазар» всплыла очередная «визитка Яроша»
На брифинге 1 февраля главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил, что на территории киевского завода «Квазар» сотрудники СБУ и ГПУ провели обыск и изъяли 400 ферм для майнинга, более 1000 блоков питания, 100 видеокамер, материнские платы и ноутбуки.
Так как майнинг в Украине не причислен к уголовным преступлениям, главный военный прокурор пояснил причины обыска. По версии следствия, майнеры занимались и финансированием террористов. «Была пресечена деятельность, связанная с использованием оборудования для добычи криптовалют, часть которых через электронные кошельки QIWI и «Яндекс.Деньги», которые официально запрещены на территории Украины, направлялась на финансирование незаконных вооруженных формирований «ДНР» и «ЛНР» для закупки военной экипировки, оружия и боеприпасов», – заявил Матиос.
Зачем обвиняемые конвертировали криптовалюту в электронные деньги и предоставляли следствию «карты» для обнаружения схемы, спикер не пояснил. Блокчейн поязволяет «перечислять» биткоины абсолютно анонимно. Это подтвердил начальник Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности СБУ Александр Климчук на брифинге. «Криптовалюта, поскольку она является анонимной, стала наиболее эффективным средством перечисления крупных сумм средств на неподконтрольную территорию», – заявил Климчук.
В качестве доказательства финансирования террористов майнерами Матиос показал платежку QIWI с указанием назначения платежа: «для закупки военной экипировки, снаряжения, оружия и боеприпасов».
Mind попросил юристов и криптоэкспертов высказать свое мнение о подлинности предъявленных доказательства. Некоторые ответы спикеров опубликовать не сможем в связи с преобладанием в тексте нелитературной лексики.
Артем Афян,
управляющий партнер юридической компании «Юскутум»:
- Во-первых, продемонстрированные Матиосом «доказательства», больше дискредитируют платежную систему QIWI, чем майнеров. Во-вторых, назначение платежа «для закупки военной экипировки, снаряжения, оружия и боеприпасов» вызывает два подозрения: либо документ фейковый, либо майнеры, очень мягко говоря, умственно неполноценные. Очевидно, что писать такое в платежке никто не стал бы.
Такие доказательства может создать любой из нас. К примеру, направить высшим чинам силовиков SMS: «Спасибо, за покупку оружия для ДНР! Вы нам очень помогли!»
Если же поверить предъявленным документам, получается, что Украине противостоит совершенно умственно слабый противник. Тогда возникает вопрос: почему мы до сих пор не победили их на востоке.
Доверия к предоставленным доказательствам, к сожалению, нет. Пусть силовики хотя бы вручат подозрение. На этот документ будет интересно посмотреть. А показывать в качестве доказательств «визитку Яроша» – не уровень первых лиц государства.
Думаю, что вся активность по обыскам майнеров связана только с ценностью криптовалюты. Так как майнинг в Украине не запрещен в УК, то на выручку приходит статья о финансировании терроризма. Это еще и отличный психологический козырь: обвиняемому тяжело публично оправдываться, так как так тема очень острая. Этот же психологический ход правоохранители использовали, когда массово искали в компаниях детскую порнографию: такие обвинения накладывают пятно на репутацию. Обвиняемые опасаются публично отстаивать свою позицию, играя на руку силовикам. Тем более что есть аудитория, которая считает: «дыма без огня не бывает». Увы, в случае с нашей правоохранительной системой, бывает. Точнее не дым, а скорее – туман, который пускают в глаза гражданам.
Такие доказательства можно штамповать пачками на любую компанию. Статья о финансировании терроризма давно используется для давления на бизнес. За последний год около 50 нашим клиентам пытались ее вменить. При этом мне не известно ни об одном из уголовных дел, которое дошло бы до суда, и хоть как-то подорвало реальные каналы финансирования терроризма.
Какова судьба изъятого оборудования? Если оно запротоколировано – остается на экспертизе. А то, что не внесено в протокол – считается навсегда утерянным. К сожалению, при обысках в нашей стране воруют.
Андрей Колодюк,
сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда AVentures Capital:
- Ранее государство через свои силовые структуры активно давило на ИТ-компании. Кто-то уехал. Но в целом, общими усилиями нам удалось отбиться. Потому что правда была на нашей стороне и тот факт, что ни одно дело не было доведено до суда, только подтверждает это.
В этом году, организовывая Украинский Дом в Давосе, мы уделили особое внимание блокчейну и криптовалютам. Таким же путем пошли организаторы многих других мероприятий в рамках Всемирного Экономического Форума. Завсегдатаи шутили, что это уже не технологический форум, а конференция по блокчейну. Наши панели по блокчейну и криптовалютам стали одними из наиболее популярных. Причина этому не только всемирный тренд, но и то, что Украина уже есть на мировой карте криптобизнеса. За неделю до Форума, согласно исследованию Citi-Bank Украина вошла в топ-5 стран по развитию блокчейн бизнеса. На наши панели приходили гости не просто послушать, а обсудить совместные проекты.
Возвращаясь в Украину, мы видим, что все достижения могут быть перечеркнуты работой силовых структур. Если давление не прекратится, то весь бизнес переедет, например, в Беларусь, где на государственном уровне создаются все условия для успешной работы. Возникает вопрос, на кого работает тот же Матиас: на украинский бизнес или на Лукашенко, который в отличие от наших властей, способствует тому, чтобы майнеры работали в Беларуси.
Дмитрий Гадомский,
CEO юридической компании Axon Partners
- Господин Матиос говорит о том, что вскрыли майнинговую ферму, на которой добывались биткоины с целью финансирования терроризма, а еще не платили за электроэнергию. Но господин Матиос не прост. Не только с виду, но и по должности. Чтобы понять, что именно он всем нам хочет сказать, нужно не только слышать текст, но читать мимику, тембр голоса, и учитывать плотность бумаги, с которой он читает.
Как юрист я прочел его сообщение так: «Мы провели обыск и изъяли тысячу квадратов треугольной формы, которые использовались для добычи окружностей в форме фломастеров. Поскольку фломастеры были нарисованы карандашами, которые лежали заточенной стороной в сторону «Д/ЛНР» и имеют стойкий запах венчурных инвестиций, мы квалифицировали это преступление как злостное отмывание денег, которых мы хотели попросить».
Беда в том, что уставной капитал нашей компании сформирован в биткоинах, и теперь я боюсь, как бы военный прокурор не обвинил нас в изнасиловании корпоративного права, или финансировании всякой ерунды.
Михаил Чобанян,
глава криптовалютной биржи KUNA:
- Хочу организовать круглый стол, пригласить на него представителей силовых структур. Чтобы правоохранители публично рассказали, какие документы в криптовалюте они нашли. И причем тут QIWI. Пока же могу предоставить аналогические неопровержимые доказательства (см. фото).
Источник: mind.ua
blog comments powered by Disqus