Со второго захода Сбер получил маркетплейс
Сбер и "М.Видео-Эльдорадо" запланировали сделку, по итогам которой Сбер получит 85% долей в маркетплейсе goods.ru, 10% останется у группы "М.Видео-Эльдорадо", 5% - у основателя "М.Видео" Александра Тынкована. На первом этапе стороны не собираются обновлять менеджерский состав.
Сбер сообщил, что банк, группа "М.Видео-Эльдорадо" и основатель и совладелец goods.ru Александр Тынкован подписали соглашение о намерениях по совместному развитию маркетплейса goods.ru. "Стороны планируют подписать обязывающее соглашение в первой половине 2021 г., после завершения инвестиционной проверки, получения необходимых разрешений от органов корпоративного управления участников сделки и ФАС России. Для целей сделки маркетплейс goods.ru оценен приблизительно в 10 млрд руб. По условиям соглашения Сбер вкладывает в развитие goods.ru около 30 млрд руб., а также выкупает часть долей, принадлежащих "М.Видео-Эльдорадо", за 4 млрд руб. По итогам сделки Сбер получит 85%-ную долю в goods.ru, 10% сохранит за собой группа "М.Видео-Эльдорадо", 5% - основатель "М.Видео" Александр Тынкован. Планируется, что все стороны будут представлены в совете директоров маркетплейса", - сказано в сообщении банка.
Пресс-служба "М.Видео-Эльдорадо" сообщила корреспонденту ComNews, что на данном этапе смена менеджмента не предполагается. "Стороны также планируют, что в совет директоров маркетплейса войдет один представитель "М.Видео-Эльдорадо". Александр Тынкован также войдет в совет директоров. О стратегии развития и других изменениях goods.ru будет готов сообщить после закрытия сделки. Экспертиза "М.Видео-Эльдорадо" и глубокое понимание рынка ретейла позволили группе создать успешный е-комм-стартап при минимальных инвестициях и масштабировать его на фоне усиливающейся конкуренции. Привлечение партнера позволяет получить дополнительные инвестиции и существенную операционную синергию, что создает все условия для дальнейшего кратного роста проекта и капитализации долей участников", - рассказала пресс-служба "М.Видео-Эльдорадо".
Сбербанк не ответил на дополнительные вопросы ComNews.
Сбербанк сообщает, что интеграция goods.ru в экосистему Сбера, использование всех имеющихся наработок и экспертизы, а также раскрытие синергий с компаниями экосистемы, такими как "СберЛогистика", "СберМаркет", "СБЕР ЕАПТЕКА", "Самокат", позволят на базе goods.ru создать одного из ключевых игроков на рынке e-commerce в России. "Goods.ru станет основной мультикатегорийной e-commerce-площадкой Сбера, на которой уже сегодня представлено 18 основных категорий с 2,5 млн товаров, а в будущем их количество будет увеличиваться. Группа "М.Видео-Эльдорадо", оставаясь партнером в совместном предприятии, сфокусируется на развитии своего основного бизнеса. Группа намерена расширять ассортимент собственного маркетплейса по модели 3P (продажа товаров партнёров без создания товарных запасов) - как в рамках прямых контактов с производителями и ретейлерами, так и через инфраструктуру goods.ru на своей платформе (формат white label), - а также продолжить текущие совместные проекты с goods.ru", - сказано в сообщении Сбера.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что 10 млрд руб. в условиях, когда Ozon стоит $8 млрд, означает, что у goods.ru впереди был бы большой путь, но Сбер видит этот путь совместным. "Сообщалось, что оборот маркетплейса в 2019 г. - 6 млрд руб. По мультипликатору 2,5 к GMV - сумма всех товаров и услуг, продаваемых маркетплейсом, - это дало бы оценку в 15 млрд руб. Таким образом, маркетплейс согласился с относительно невысокой оценкой сейчас, однако, при привлечении инвестиций заявленного объема от Сбера, сохранившаяся доля прежних владельцев в 15% будет стоить сумму того же порядка. Рынок маркетплейсов в России не консолидирован, игроки не имеют там сколько-либо доминирующих позиций, подобных позициям Amazon или Alibaba, поэтому речь идет о приобретении нескольких первых процентов", - прокомментировал Леонид Делицын.
Аналитик "Фридом Финанса" согласен: "Сама стоимость сделки выглядит достаточно небольшой, учитывая, что по итогам даже 2019 г. годовая выручка выросла до 6 млрд руб., увеличившись в три раза год к году. Итоги 2020 г. компания не подводила, но очевидно, что продажи, так же как и год назад, выросли. Это предположение основывается на том, что за первое полугодие 2020 г. маркетплейс goods.ru увеличил продажи в три раза, год к году, - во многом благодаря пандемии. По словам директора по маркетингу goods.ru Андрея Осокина, улучшалась и операционная эффективность. Более точно оценить стоимость goods.ru проблематично, так как на официальном сайте в качестве юридического лица называется ООО "МАРКЕТПЛЕЙС", демонстрирующее, по данным СПАРК, более скромные показатели. Вероятно, существуют и другие юрлица, связанные с данным брендом. Вероятно, относительно небольшая стоимость сделки связана с обязательством Сбера инвестировать в развитие Goods.ru около 30 млрд руб., что увеличит впоследствии стоимость долей других акционеров. Считаем реалистичными планы Сбера по итогам 2023 г. "войти в топ-3 или топ-5 игроков рынка с общим оборотом порядка 500 млрд руб.". Этому будет способствовать и анонсированная сделка и запуск универсального маркетплейса в текущем году. Согласно стратегии до 2023 г. база активных розничных клиентов должна вырасти с 98 млн до более чем 100 млн человек. Сильным козырем в конкурентной борьбе может быть вывод на биржу (IPO) своих сервисов".
В августе 2017 г. "Яндекс" и Сбербанк объявили о намерении создать СП на базе "Яндекс.Маркета". Сбербанк тогда обязался вложить в него 30 млрд руб., партнеры оценили общий бизнес в 60 млрд руб. Весной 2018 г. Сбербанк и "Яндекс" закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе "Яндекс.Маркета". Основной задачей новой компании стало создание маркетплейса (см. новость ComNews от 27 апреля 2018 г.). В 2020 г. компании вновь разделили активы.
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus