Украина превращается в рай для хакеров
С начала 2014 года число киберпреступлений в Украине возросло минимум на 250%. Очередной всплеск атак ожидает нашу страну перед парламентскими выборами. Тем временем высокая раскрываемость этих преступлений фиксируется в основном только по делам «избранных» потерпевших.
«Сегодня кибермошенничество стало одним из самых опасных видов преступности»,- говорится в свежем «Всемирном обзоре экономических преступлений» за 2014 год, подготовленным международной сетью фирм PwC. Каждый четвертый респондент PwC заявил, что стал жертвой кибепреступников. Около 11% опрошенных оценили свои финансовые потери в более чем $1 млн. При этом риск пострадать от кибепреступников в 2014 году ощущают 48% опрошенных представителей бизнеса, по сравнению с 39% в 2011-м.
В Украине ситуация еще более удручающая, полагают эксперты. Нашу страну уже давно причисляют к лидерам по киберпреступности. Согласно данным Управления по борьбе с киберпреступностью (УБК) при МВД, сотрудниками этой структуры в 2013 году выявлено 2025 уголовных правонарушений, за первую половину 2014-го – уже 1727. Однако это далеко не полная картина. По мнению директора Центра исследований компьютерной преступности Владимира Голубева, около 50-70% киберпреступлений в нашей стране не регистрируется. Большинство пострадавших попросту не обращаются в правоохранительные органы, так как не верят в результативность их работы.
По оценкам Голубева, число финансовых киберпрестплений за первую половину этого года возросло на 15-17%, «политических» - на 250-300%. В поддержку информационной войны с Украиной российские политтехнологи уже вложили миллиарды долларов. Не скупятся они и на финансирование незаконных методов этой войны – Ddos-атаки правительственных сайтов и СМИ, взломы эккаунтов чиновников, околовластных бизнесменов.
Рейтинг жертв кибермошенников в бизнесе среде возглавляют банки. По данным PwC, из финансовых учреждений, которые пострадали от разного рода экономических преступлений, 45% подвергались именно атакам киберпреступников. В других сферах бизнеса этот показатель в три раза ниже. «Также мошенники наносят серьезный урон электронной коммерции. Всплеск преступлений, организуемых через мошеннические сайты, в целом дискредитирует саму идею электронной коммерции», - полагает Владимир Голубев.
По недавним оценкам ОБСЕ, ежегодно киберпреступники наносят ущерб мировой экономике в $400 млрд. Какая доля из этой суммы «принадлежит» Украине, отечественные эксперты оценить не берутся. По данным УБК, в 2013 году сумма заявленного материального ущерба достигла почти 19 млн грн, за 6 месяцев 2014-го – около 10 млн грн. Однако эти данные не включают целый ряд показателей. Например, потерянную прибыль от простоев торговых, рекламных площадок из-за Ddos-атак, ущерб от утечки коммерческой информации к конкурентам и т.п.
Ведется следствие
Наиболее нашумевшие за последнее время преступления – Ddos-атаки на сайты президента, МВД и Генпрокуратуры, взлом и публикация переписки министра МВД Арсена Авакова, губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, создание помех в работе ЦИК накануне президентских выборов. Список можно продолжать еще долго.
В отличие от финансовых мошенников, «политические» активно себя пиарят. Ответственность за большинство вышеописанных преступлений берет на себя организация «КиберБеркут», по мнению ряда экспертов, находящаяся под патронажем ФСБ. Сайт «КиберБеркута» регулярно рапортует о своих новых атаках неугодных Кремлю ресурсов. В УБК нам сообщили, что по данным фактам ведется следствие. Насколько успешно, пока не разглашается.
Эксперты сомневаются в результативности мероприятий, ссылаясь на несовершенство нашего законодательства. «В последнее время УБК стало очень четко работать, особенно по противодействию распространения детской порнографии», - считает Владимир Голубев. Мы ужеписали, что наиболее успешно сотрудники УБК борются именно с этим видом преступлений. А вот по остальным - особенно по транснациональным преступлениям, которые совершаются через несколько юрисдикций, - очень сложно вести следствие, полагает эксперт. «Из-за несовершенства нашего Уголовно-процессуального кодекса следователи теряют массу времени на бюрократические процедуры. Но если киберпреступление не раскрыто по горящим следам (не зафиксированы электронные вещественные доказательства), то привлечь и наказать очень сложно», - поясняет директор Центра исследований компьютерной преступности.
Подтверждают его мнение и данные Генпрокуратуры. ДИАГРАММЫ
Судя по данным Генпрокуратуры, процент раскрываемости киберпреступлений сложно назвать высоким. В чем же главная причина таких показателей?
Не промотивируешь - не «поедешь»
По словам начальника УБК Сергея Демедюка, около 90% сотрудников управления – специалисты в области IT. Также ведомство постоянно привлекает к сотрудничеству «антихакеров» из научного парка «Киевская политехника», Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз и частных компаний. Регулярно повышает квалификацию своих работников на базе специально созданного тренингового центра. «В управлении работают профессионалы высочайшего класса», - подытоживает Владимир Голубев.
Также у УБК практически нет проблем и с технической базой. «Если еще три-пять лет назад техническая оснащенность оставляла желать лучшего, то сейчас жаловаться не на что», - говорит Голубев.
Почему же тогда у УБК невысокая раскрываемость преступлений? Наверняка, причина не только в несовершенстве украинского законодательства.
Ответ на этот вопрос мы получили, опросив потерпевших от деятельности киберпреступников. Так, по заявлениям от «ПриватБанка» практически 100% раскрываемость. Причина проста. «Мы официально объявляем вознаграждение за поимку преступников, - рассказывает пресс-секретарь «ПриватБанка» Олег Серга. - За раскрытие выплачиваем минимум 10 тыс. грн». Максимальное вознаграждение - 1 млн грн - получили сотрудники правоохранительных органов за поимку убийц сотрудников банка в Донецке. «У УБК есть ряд спонсоров – организаций, которые заинтересованы в эффективной работе правоохранительных органов. Они помогают управлению обновлять техническую базу», - подтверждает Голубев.
А у юридических и физических лиц, которые по ряду причин не могут или не желают стать спонсорами, статистика раскрываемости порой бывает несколько иной.
Впрочем, отвечая на запрос InternetUa, Сергей Демедюк подчеркнул, что расследованием киберпреступлений занимается не только его ведомство, но и СБУ, Департамент госслужбы борьбы с экономическими преступлениями МВД и другие структуры. Какой мотивацией руководствуются эти ведомства, остается только предполагать.
Источник: Internetua
blog comments powered by Disqus